Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КАНО́ППИ АНТОНИО

Авторы: В. А. Кулаков
А. Каноппи. Эскиз декорации к пантомиме «Месть, или Торжество Амура». 1828.

КАНО́ППИ (Canoppi) Ан­то­нио [4.4.1769, Мо­де­на – 19.4(1.5).1832, С.-Пе­тер­бург], итал. и рос. сце­но­граф, жи­во­пи­сец, гра­фик. Учил­ся у А. Ка­но­вы в Ри­ме (нач. 1790-х гг.). Ра­бо­тал в ка­че­ст­ве де­ко­ра­то­ра в ми­лан­ском «Те­ат­ро Фе­ли­че», где по­зна­ко­мил­ся с П. ди Г. Гон­за­го. Уча­ст­во­вал в нац.-пат­рио­тич. дви­же­нии про­тив на­по­ле­о­нов­ско­го на­ше­ст­вия, был при­го­во­рён к смерт­ной каз­ни, бе­жал в Ве­ну; в 1805 по при­гла­ше­нию гр. А. К. Ра­зу­мов­ско­го прие­хал в Рос­сию. Рас­пи­сал Боль­шой зал Дво­рян­ско­го со­б­ра­ния в Мо­ск­ве (рос­пи­си по­гиб­ли во вре­мя по­жа­ра 1812). С 1815 де­ко­ра­тор при пе­терб. Ди­рек­ции имп. те­ат­ров. Уча­ст­во­вал в оформ­ле­нии спек­так­лей Боль­шо­го (Ка­мен­но­го) те­ат­ра в С.-Пе­тер­бур­ге, в т. ч. ба­ле­тов «Ра­уль де Кре­ки, или Воз­вра­ще­ние из кре­сто­вых по­хо­дов» К. А. Ка­во­са и Т. В. Жуч­ков­ско­го (1819), «Фед­ра и Ип­по­лит» Ка­во­са и Ф. П. Ту­ри­ке (1821), «Сум­бе­ка, или По­ко­ре­ние Ка­зан­ско­го цар­ст­ва» Л. И. Сон­не (1832), опер «Вол­шеб­ная флей­та» В. А. Мо­цар­та (1818), «Жар-пти­ца, или При­клю­че­ния Ива­на-ца­ре­ви­ча» Ка­во­са и Ф. Ан­то­но­ли­ни (1822), ме­ло­дра­мы «Три­дцать лет, или Жизнь иг­ро­ка» В. Дю­кан­жа (1828). Ис­пол­нил за­на­вес «Нарв­ские во­ро­та, со­ору­жён­ные в честь воз­вра­ще­ния из Па­ри­жа Рос­сий­ских войск» (1818) для это­го те­ат­ра.

Ис­пы­тав влия­ние П. ди Г. Гон­за­го и Дж. Б. Пи­ра­не­зи, в зре­лых ра­бо­тах К. стре­мил­ся к боль­шей жи­во­пис­но­сти, сво­бо­де пись­ма. Он вво­дил в оформ­ле­ние пас­то­раль­ные пей­за­жи в ду­хе ро­ман­тиз­ма, ис­поль­зо­вал не­обыч­ные све­то­вые эф­фек­ты, ис­кус­но вла­дея но­вым для те­ат­ра то­го вре­ме­ни лам­по­вым ос­ве­ще­ни­ем. Соз­дал ряд ри­сун­ков для аль­бо­ма «Ви­ды С.-Пе­тер­бур­га и ок­ре­ст­но­стей» (ли­то­гра­фи­ро­ва­ны К. П. Бег­гро­вым, 1821–26), пи­сал ви­ды С.-Пе­тер­бур­га, жан­ро­вые сце­ны и др. В 1813 по­лу­чил от пе­терб. АХ зва­ние «на­зна­чен­но­го» в ака­де­ми­ки. Чл. Ака­де­мий изящ­ных ис­кусств в Бо­ло­нье и Ми­ла­не. Ав­тор трак­та­та «Мне­ние… об ар­хи­тек­ту­ре в це­лом и о со­ору­же­нии со­вре­мен­ных те­ат­ров в осо­бен­но­сти» («Opinion… sur l’architecture en général et en spécialité sur la construc­tion des théâtres modernes», 1830).

Лит.: Да­вы­до­ва М. В. Очер­ки ис­то­рии рус­ско­го те­ат­раль­но-де­ко­ра­ци­он­но­го ис­кус­ст­ва XVIII – на­ча­ла XX в. М., 1974; Сыр­ки­на Ф. Я., Кос­ти­на Е. М. Рус­ское те­ат­раль­но-де­ко­ра­ци­он­ное ис­кус­ст­во. М., 1978.

Вернуться к началу