КАНО́ППИ АНТОНИО
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАНО́ППИ (Canoppi) Антонио [4.4.1769, Модена – 19.4(1.5).1832, С.-Петербург], итал. и рос. сценограф, живописец, график. Учился у А. Кановы в Риме (нач. 1790-х гг.). Работал в качестве декоратора в миланском «Театро Феличе», где познакомился с П. ди Г. Гонзаго. Участвовал в нац.-патриотич. движении против наполеоновского нашествия, был приговорён к смертной казни, бежал в Вену; в 1805 по приглашению гр. А. К. Разумовского приехал в Россию. Расписал Большой зал Дворянского собрания в Москве (росписи погибли во время пожара 1812). С 1815 декоратор при петерб. Дирекции имп. театров. Участвовал в оформлении спектаклей Большого (Каменного) театра в С.-Петербурге, в т. ч. балетов «Рауль де Креки, или Возвращение из крестовых походов» К. А. Кавоса и Т. В. Жучковского (1819), «Федра и Ипполит» Кавоса и Ф. П. Турике (1821), «Сумбека, или Покорение Казанского царства» Л. И. Сонне (1832), опер «Волшебная флейта» В. А. Моцарта (1818), «Жар-птица, или Приключения Ивана-царевича» Кавоса и Ф. Антонолини (1822), мелодрамы «Тридцать лет, или Жизнь игрока» В. Дюканжа (1828). Исполнил занавес «Нарвские ворота, сооружённые в честь возвращения из Парижа Российских войск» (1818) для этого театра.
Испытав влияние П. ди Г. Гонзаго и Дж. Б. Пиранези, в зрелых работах К. стремился к большей живописности, свободе письма. Он вводил в оформление пасторальные пейзажи в духе романтизма, использовал необычные световые эффекты, искусно владея новым для театра того времени ламповым освещением. Создал ряд рисунков для альбома «Виды С.-Петербурга и окрестностей» (литографированы К. П. Беггровым, 1821–26), писал виды С.-Петербурга, жанровые сцены и др. В 1813 получил от петерб. АХ звание «назначенного» в академики. Чл. Академий изящных искусств в Болонье и Милане. Автор трактата «Мнение… об архитектуре в целом и о сооружении современных театров в особенности» («Opinion… sur l’architecture en général et en spécialité sur la construction des théâtres modernes», 1830).