«ЗОРВЕ́Д»
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
«ЗОРВЕ́Д», «Коллектив расширенного наблюдения» (КОРН), рос. худож. авангардистское объединение (1919–32). Сложилось в Петрограде (Ленинграде) из учеников М. В. Матюшина по «Мастерской пространственного реализма» в СХУМ и его сотрудников по Отделу органич. культуры Института художественной культуры – Гинхука (И. В. Вальтер, О. П. Ваулина, С. С. Васюк, Н. И. Гринберг, В. Э. Делакроа, Е. М. Магарил, Т. И. Сысоева, Е. С. Хмелевская, семья Эндер). Назв. «З.» было составлено из частей слов «зоркость» («зор») и «ведание» («вед»). Члены группы разрабатывали теорию восприятия цвета, опираясь на предложенную Матюшиным концепцию «расширенного смотрения». В рамках изобретённого метода расширенного до 360° ви́дения реальности велись исследовательские работы над комплексным восприятием цвета, формы, звука; теория и опытные данные служили основой худож. творчества участников объединения. Его манифест «Не искусство, а жизнь» был напечатан к открытию Выставки петрогр. художников всех направлений (1923), в которой участвовали члены «З.» (часть их работ экспонировалась на 14-й биеннале в Венеции в 1924). Последняя выставка «З.» состоялась в Ленинграде (1930). В 1930–32 под рук. Матюшина был подготовлен коллективный труд «Закономерности изменяемости цветовых сочетаний. Справочник по цвету» (1932), ставший наиболее значит. результатом работы «Зорведа».