ДЮМУСТЬЕ́
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДЮМУСТЬЕ́ (Dumoustier; Dumonstier; Du Moustier; Du Monstier), семья франц. живописцев, рисовальщиков, золотых дел мастеров и скульпторов, работавших в 16–18 вв. Наиболее известна ветвь семьи Д., восходящая к миниатюристу Жану (? – ок. 1535, Руан); её представители были выдающимися мастерами т. н. карандашного портрета, распространённого в иск-ве франц. Возрождения и 1-й пол. 17 в. (исполнялись итал. и цветными карандашами, часто – с подцветкой сангиной, гуашью или пастелью).
Жоффруа [ок. 1510, Руан (?) – похоронен 15.10.1573, Париж], сын Жана и брат Местона (золотых дел мастер в Руане в 1530-е гг.). Был миниатюристом при дворе Франциска I и Генриха II; работал во дворце Фонтенбло (1537–40) под рук. Россо Фьорентино, в Руане и Экуане. Исполнял также гравюры (на евангельские сюжеты) и эскизы для витражей. Отец Этьенна II, Пьера I и Косме II (ок. 1545 или 1550–1605, Руан), придворного портретиста Екатерины Медичи, затем наваррских королей.
Этьенн II (ок. 1540, Париж – 23.10.1603, там же), придворный художник Генриха II, в 1569–99 художник и камердинер Карла IX, Генриха III и Генриха IV. Ок. 1569–70 находился (вместе с братом Пьером I) с дипломатич. поручением в Вене, при дворе имп. Максимилиана II. Среди работ – портреты Генриха III (1570), Карла Лотарингского, герцога Майенна (ок. 1580, оба – Нац. б-ка, Париж). Его сын – рисовальщик Пьер II (ок. 1585–1656).
Пьер I (ок. 1543, Париж – между 8.1 и 5.2.1601, там же), учился, вероятно, у отца. В 1583–84 художник и камердинер Генриха III, с 1586 придворный художник Екатерины Медичи. Испытал влияние Ф. Клуэ и мастеров Фонтенбло школы. Ему приписывается св. 40 портретов; в лучших из них он стремился не только похоже воспроизвести внешний облик модели, её характер, но и запечатлеть психологич. состояние человека. Среди портретируемых – брат Этьенн II (1569 и ок. 1570, оба – Эрмитаж, С.-Петербург), герцог Алансонский (ок. 1572), Екатерина Медичи и Маргарита Валуа (все – Нац. б-ка, Париж), герцогиня де Жуайёз (ок. 1576, Брит. музей, Лондон).
Даниэль (14.5.1574, Париж – 21.6.1646, там же), сын Косме II. С 1601 художник дофина (будущего короля Людовика XIII), с 1603 художник и камердинер Генриха IV, с 1626 – Гастона, герцога Орлеанского. Автор эффектных портретов, неровных по качеству (всего св. 300); лучшие из них выдают влияние Ж. и Ф. Клуэ и обнаруживают психологич. проницательность: министра К. Кончини (1624, Лувр, Париж), канцлера П. Сегье (1635, Эрмитаж), «Портрет молодого человека» (1640, там же). Ок. 80 его работ хранится в Б-ке Сент-Женевьев в Париже. Его сыновья – рисовальщики Этьенн III (1604 или 1606 – ок. 1630 или после 1653) и Никола (1612–67); сыном последнего был гравёр Луи (1641–?).
К семье Д. принадлежали также Косме I (?–1552), бывший золотых дел мастером при Руанском соборе; руанский миниатюрист Этьенн I (работал в нач. 16 в.); Карден (или Карантен), королевский скульптор в 1540–50 (работал в Фонтенбло); портретист и гравёр Шарль (?–1782), родственные связи которых в точности не установлены.