Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДЮМУСТЬЕ́

Авторы: В. В. Стародубова

ДЮМУСТЬЕ́ (Dumoustier; Dumonstier; Du Moustier; Du Monstier), се­мья франц. жи­во­пис­цев, ри­со­валь­щи­ков, зо­ло­тых дел мас­те­ров и скульп­то­ров, ра­бо­тав­ших в 16–18 вв. Наи­бо­лее из­вест­на ветвь се­мьи Д., вос­хо­дя­щая к ми­ниа­тю­ри­сту Жа­ну (? – ок. 1535, Ру­ан); её пред­ста­ви­те­ли бы­ли вы­даю­щи­ми­ся мас­те­ра­ми т. н. ка­ран­даш­но­го порт­ре­та, рас­про­стра­нён­но­го в иск-ве франц. Воз­ро­ж­де­ния и 1-й пол. 17 в. (ис­пол­ня­лись итал. и цвет­ны­ми ка­ран­да­ша­ми, час­то – с под­цвет­кой сан­ги­ной, гу­а­шью или пас­те­лью).

Пьер I Дюмустье. Портрет брата (Этьенна II Дюмустье). Итальянский карандаш, сангина, пастель. Ок. 1570. Эрмитаж (С.-Петербург).

Жоф­фруа [ок. 1510, Ру­ан (?) – по­хо­ро­нен 15.10.1573, Па­риж], сын Жа­на и брат Ме­сто­на (зо­ло­тых дел мас­тер в Руа­не в 1530-е гг.). Был ми­ниа­тю­ри­стом при дво­ре Фран­ци­ска I и Ген­ри­ха II; ра­бо­тал во двор­це Фон­тенб­ло (1537–40) под рук. Рос­со Фьо­рен­ти­но, в Руа­не и Экуа­не. Ис­пол­нял так­же гра­вю­ры (на еван­гель­ские сю­же­ты) и эс­ки­зы для вит­ра­жей. Отец Эть­ен­на II, Пье­ра I и Кос­ме II (ок. 1545 или 1550–1605, Ру­ан), при­двор­но­го порт­ре­ти­ста Ека­те­ри­ны Ме­ди­чи, за­тем на­варр­ских ко­ро­лей.

Эть­енн II (ок. 1540, Па­риж – 23.10.1603, там же), при­двор­ный ху­дож­ник Ген­ри­ха II, в 1569–99 ху­дож­ник и ка­мер­ди­нер Кар­ла IX, Ген­ри­ха III и Ген­ри­ха IV. Ок. 1569–70 на­хо­дил­ся (вме­сте с бра­том Пье­ром I) с ди­пло­ма­тич. по­ру­че­ни­ем в Ве­не, при дво­ре имп. Мак­си­ми­лиа­на II. Сре­ди ра­бот – порт­ре­ты Ген­ри­ха III (1570), Кар­ла Ло­та­ринг­ско­го, гер­цо­га Май­ен­на (ок. 1580, оба – Нац. б-ка, Па­риж). Его сын – ри­со­валь­щик Пьер II (ок. 1585–1656).

Даниэль Дюмустье. «Портрет дамыв чёрном платье». Итальянский и цветные карандаши, пастель. 1631. Эрмитаж (С.-Петербург).

Пьер I (ок. 1543, Па­риж – ме­ж­ду 8.1 и 5.2.1601, там же), учил­ся, ве­ро­ят­но, у от­ца. В 1583–84 ху­дож­ник и ка­мер­ди­нер Ген­ри­ха III, с 1586 при­двор­ный ху­дож­ник Ека­те­ри­ны Ме­ди­чи. Ис­пы­тал влия­ние Ф. Клуэ и мас­те­ров Фон­тенб­ло шко­лы. Ему при­пи­сы­ва­ет­ся св. 40 порт­ре­тов; в луч­ших из них он стре­мил­ся не толь­ко по­хо­же вос­про­из­ве­сти внеш­ний об­лик мо­де­ли, её ха­рак­тер, но и за­пе­чат­леть пси­хо­ло­гич. со­стоя­ние че­ло­ве­ка. Сре­ди порт­ре­ти­руе­мых – брат Эть­енн II (1569 и ок. 1570, оба – Эр­ми­таж, С.-Пе­тер­бург), гер­цог Алан­сон­ский (ок. 1572), Ека­те­ри­на Ме­ди­чи и Мар­га­ри­та Ва­луа (все – Нац. б-ка, Па­риж), гер­цо­ги­ня де Жу­ай­ёз (ок. 1576, Брит. му­зей, Лон­дон).

Да­ни­эль (14.5.1574, Па­риж – 21.6.1646, там же), сын Кос­ме II. С 1601 ху­дож­ник до­фи­на (бу­ду­ще­го ко­ро­ля Лю­до­ви­ка XIII), с 1603 ху­дож­ник и ка­мер­ди­нер Ген­ри­ха IV, с 1626 – Гас­то­на, гер­цо­га Ор­ле­ан­ско­го. Ав­тор эф­фект­ных порт­ре­тов, не­ров­ных по ка­че­ст­ву (все­го св. 300); луч­шие из них вы­да­ют влия­ние Ж. и Ф. Клуэ и об­на­ру­жи­ва­ют пси­хо­ло­гич. про­ни­ца­тель­ность: ми­ни­ст­ра К. Кон­чи­ни (1624, Лувр, Па­риж), канц­ле­ра П. Се­гье (1635, Эр­ми­таж), «Порт­рет мо­ло­до­го че­ло­ве­ка» (1640, там же). Ок. 80 его ра­бот хра­нит­ся в Б-ке Сент-Же­невь­ев в Па­ри­же. Его сы­но­вья – ри­со­валь­щи­ки Эть­енн III (1604 или 1606 – ок. 1630 или по­сле 1653) и Ни­ко­ла (1612–67); сы­ном по­след­не­го был гра­вёр Луи (1641–?).

К се­мье Д. при­над­ле­жа­ли так­же Кос­ме I (?–1552), быв­ший зо­ло­тых дел мас­те­ром при Ру­ан­ском со­бо­ре; ру­ан­ский ми­ниа­тю­рист Эть­енн I (ра­бо­тал в нач. 16 в.); Кар­ден (или Ка­ран­тен), ко­ро­лев­ский скульп­тор в 1540–50 (ра­бо­тал в Фон­тенб­ло); порт­ре­тист и гра­вёр Шарль (?–1782), род­ст­вен­ные свя­зи ко­то­рых в точ­но­сти не ус­та­нов­ле­ны.

Лит.: Moreau-Nelaton E. Les frères Du Mons­tier. P., 1908; Dimier L. Histoire de la pein­ture de portrait en France au XVIème siècle. P., 1924–1926. Vol. 1–3; Маль­це­ва Н. Л. Фран­цуз­ский ка­ран­даш­ный порт­рет XVI в. М., 1978; Beguin S. Pour G. Dumonstier. Mainz, 1996; Lecoeur D. D. Du­monstier. P., 2006.

Вернуться к началу