МАЛЯ́ВИН ФИЛИПП АНДРЕЕВИЧ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАЛЯ́ВИН Филипп Андреевич [10(22).10.1869, с. Казанка Самарской губ. – 23.12.1940, Ницца], рос. живописец и график, чл. петерб. АХ (1906). Сын крестьянина. В 1885 отправился на Афон в Грецию, принял монашество и до 1891 работал в иконописной мастерской мон. Св. Пантелеимона. По возвращении в Россию учился в петерб. АХ (1892–99) у П. П. Чистякова, В. П. Верещагина, К. Б. Венига, И. Е. Репина. Чл. Союза русских художников (с 1903), участвовал во многих выставках в России и за рубежом (в т. ч. в Выставке рус. иск-ва в Париже, 1906; в том же году посетил Париж). Следуя манере Репина, в 1890-е гг. создал ряд портретов крестьян («Крестьянская девушка с чулком», 1895, ГТГ) и соучеников (К. А. Сомова, И. Э. Грабаря, оба – 1895; Е. М. Мартыновой, 1897; все – в ГРМ), отмеченных сдержанностью колорита, точностью лепки объёмов и меткостью характеристик. C кон. 1890-х гг. в творчестве М. проявляется стремление к повышенному декоративизму; некоторые черты сближают его со стилем модерн. Оставаясь верным крестьянской тематике, М. уходит от конкретных образов ко всё более собирательным: предметная определённость в его картинах сменяется свободной, почти самодовлеющей игрой предельно интенсивных красочных пятен, которые организованы линейным ритмом в декоративно-плоскостное, динамичное целое, обрамляющее скульптурно моделированные лица. В работах этих лет [«Смех», 1899, Междунар. галерея совр. иск-ва, Венеция (за неё получил большую золотую медаль Всемирной выставки 1900 в Париже); «Девка», 1903, «Вихрь», 1906, обе – в ГТГ] М. добивается завораживающей насыщенности цвета, призванной воплотить стихийную мощь нар. типов, передать многообразную шкалу чувств – от безудержного веселья до мрачной сосредоточенности. Лаконизмом и мягкой пластичностью отличаются многочисл. рисунки Малявина.
В 1918–20 работал в Рязанском к-те просвещения, участвовал в создании гор. КГ и студии живописи, преподавал в ГСХМ. В 1920–22 жил в Москве; исполнил серию зарисовок с натуры В. И. Ленина и др. парт. деятелей (позднее переработал их в карикатуры). Осенью 1922 выехал в Берлин, затем в Париж; позднее переехал в Ниццу. В эмиграции М. варьирует излюбленные мотивы и приёмы, придавая им иногда черты салонности («Русские крестьянки», 1925, Худож. музей Латвии, Рига, и др.); создаёт ряд портретов (балерины А. М. Балашовой, певицы Н. В. Плевицкой и др.); участвует во многих выставках. В 1940 находился в Брюсселе, был ненадолго арестован нем. оккупац. властями; незадолго до смерти сумел вернуться в Ниццу.