Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ОСМЁРКИН

Авторы: С. М. Грачёва
А. А. Осмёркин. Портрет Е. Т. Барковой. 1921. Русский музей (С.-Петербург).

ОСМЁРКИН (Ос­мер­кин) Алек­сандр Алек­сан­д­ро­вич [26.11(8.12).1892, Ели­са­вет­град, ны­не Ки­ро­во­град – 25.6.1953, пос. Пле­ско­во Моск. обл.; по­хо­ро­нен в Мо­ск­ве], рос. жи­во­пи­сец, сце­но­граф. Учил­ся в Ри­со­валь­ной шко­ле ОПХ в С.-Пе­тер­бур­ге (1910) у Н. К. Ре­ри­ха, в Ки­ев­ском ху­дож. уч-ще (1911–13) у Г. К. Дья­чен­ко и Н. К. Пи­мо­нен­ко, в сту­дии И. И. Маш­ко­ва в Мо­ск­ве (1913–15), за­тем в Чу­гу­ев­ском во­ен. уч-ще (1916–17). Уча­ст­во­вал в вы­став­ках с 1913, в 1914 по­ка­зал свои ра­бо­ты на вы­став­ке объ­еди­не­ния «Буб­но­вый ва­лет». Чл. объ­еди­не­ний «Мир ис­кус­ст­ва» (1920–22; экс­по­нент в 1917–18), «Мо­с­ков­ские жи­во­пис­цы» (1924–26), «Бы­тие» (1926), «Кры­ло» (1926–28; ор­га­ни­за­тор), Об­ще­ст­во мо­с­ков­ских ху­дож­ни­ков (1927–32; чл.-уч­ре­ди­тель). Ис­пы­тал зна­чит. влия­ние «буб­но­во­ва­лет­ской» жи­во­пи­си, в ча­ст­но­сти тра­ди­ций рус. «се­зан­низ­ма» и ку­биз­ма. Гл. те­мы твор­че­ст­ва О. – на­тюр­мор­ты («На­тюр­морт с че­ре­пом», 1921, ГРМ), пей­за­жи («Мой­ка. Бе­лая ночь», 1927, Все­рос. му­зей А. С. Пуш­ки­на, С.-Пе­тер­бург), порт­ре­ты [«Да­ма с лор­нет­кой», 1917, ГРМ; «В ка­фе (Е. Т. Бар­ко­ва)», 1919, ГТГ, и др.]. По­сле 1917 ру­ко­во­дил рос­пи­сью агит­по­ез­дов, вы­пол­нял де­ко­ра­тив­ные пан­но для оформ­ле­ния пло­ща­дей и улиц. С сер. 1920-х гг. ра­бо­ты О. ста­но­вят­ся бо­лее реа­ли­стич­ны­ми, он ис­поль­зу­ет приё­мы им­прес­сио­низ­ма: «Мой­ка. Бе­лая ночь» (1927, ГТГ), «Порт­рет А. А. Ах­ма­то­вой. Бе­лая ночь. Ле­нин­град» (1939–40, Гос. лит. му­зей, Мо­ск­ва), «Но­вая Гол­лан­дия» (1945, ГРМ). В его твор­че­ст­ве по­яв­ля­ют­ся сю­жет­но-те­ма­тич. кар­ти­ны («Под­мос­ков­ный трак­тир», 1925, ча­ст­ное собра­ние, США; «Крас­ная гвар­дия в Зим­нем двор­це», 1927, ГРМ; «Ком­му­ни­сти­че­ское по­пол­не­ние де­вят­на­дца­то­го го­да», 1928–29, ГТГ). Реа­ли­стич. приё­мы со­че­та­ют­ся в них с «буб­но­во­ва­лет­ской» фак­тур­но­стью жи­во­пи­си, ма­те­ри­аль­ной плот­но­стью маз­ка и ко­ло­ри­стич. на­сы­щен­но­стью. Офор­мил ряд спек­так­лей, в т. ч. «Пуш­кин­ский спек­такль» (1936–37, БДТ), «Го­ря­чее серд­це» А. Н. Ост­ров­ско­го (1943, Боль­шой дра­ма­тич. те­атр, Ка­зань; оба – реж. А. Д. Ди­кий). Пре­по­да­вал в ГСХМ – Вху­те­ма­се – Вху­теи­не в Мо­ск­ве (1918–30), ИЖСА (1932–47; проф. с 1933), МХИ (1937–1948). В 1948 от­стра­нён от пре­по­да­ва­тель­ской дея­тель­но­сти и уча­стия в вы­став­ках в свя­зи с об­ви­не­ния­ми «в фор­ма­лиз­ме и кос­мо­по­ли­тиз­ме». В 1985 в Ки­ро­во­гра­де соз­дан ху­дож.-ме­мо­ри­аль­ный му­зей ху­дож­ни­ка.

Соч.: Раз­мыш­ле­ния об ис­кус­ст­ве. Пись­ма. Кри­ти­ка. Вос­по­ми­на­ния со­вре­мен­ни­ков. М., 1981.

Лит.: Дей­не­ка А. Твор­че­ская жизнь. Вы­став­ка А. Ос­мер­ки­на // Твор­че­ст­во. 1959. № 12; Усоль­це­ва ЛИ. А. Ос­мер­кин. Л., 1978; А. А. Ос­мер­кин. Вы­став­ка про­из­ве­де­ний. (Кат.). М., 1989.

Вернуться к началу