ОСМЁРКИН
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ОСМЁРКИН (Осмеркин) Александр Александрович [26.11(8.12).1892, Елисаветград, ныне Кировоград – 25.6.1953, пос. Плесково Моск. обл.; похоронен в Москве], рос. живописец, сценограф. Учился в Рисовальной школе ОПХ в С.-Петербурге (1910) у Н. К. Рериха, в Киевском худож. уч-ще (1911–13) у Г. К. Дьяченко и Н. К. Пимоненко, в студии И. И. Машкова в Москве (1913–15), затем в Чугуевском воен. уч-ще (1916–17). Участвовал в выставках с 1913, в 1914 показал свои работы на выставке объединения «Бубновый валет». Чл. объединений «Мир искусства» (1920–22; экспонент в 1917–18), «Московские живописцы» (1924–26), «Бытие» (1926), «Крыло» (1926–28; организатор), Общество московских художников (1927–32; чл.-учредитель). Испытал значит. влияние «бубнововалетской» живописи, в частности традиций рус. «сезаннизма» и кубизма. Гл. темы творчества О. – натюрморты («Натюрморт с черепом», 1921, ГРМ), пейзажи («Мойка. Белая ночь», 1927, Всерос. музей А. С. Пушкина, С.-Петербург), портреты [«Дама с лорнеткой», 1917, ГРМ; «В кафе (Е. Т. Баркова)», 1919, ГТГ, и др.]. После 1917 руководил росписью агитпоездов, выполнял декоративные панно для оформления площадей и улиц. С сер. 1920-х гг. работы О. становятся более реалистичными, он использует приёмы импрессионизма: «Мойка. Белая ночь» (1927, ГТГ), «Портрет А. А. Ахматовой. Белая ночь. Ленинград» (1939–40, Гос. лит. музей, Москва), «Новая Голландия» (1945, ГРМ). В его творчестве появляются сюжетно-тематич. картины («Подмосковный трактир», 1925, частное собрание, США; «Красная гвардия в Зимнем дворце», 1927, ГРМ; «Коммунистическое пополнение девятнадцатого года», 1928–29, ГТГ). Реалистич. приёмы сочетаются в них с «бубнововалетской» фактурностью живописи, материальной плотностью мазка и колористич. насыщенностью. Оформил ряд спектаклей, в т. ч. «Пушкинский спектакль» (1936–37, БДТ), «Горячее сердце» А. Н. Островского (1943, Большой драматич. театр, Казань; оба – реж. А. Д. Дикий). Преподавал в ГСХМ – Вхутемасе – Вхутеине в Москве (1918–30), ИЖСА (1932–47; проф. с 1933), МХИ (1937–1948). В 1948 отстранён от преподавательской деятельности и участия в выставках в связи с обвинениями «в формализме и космополитизме». В 1985 в Кировограде создан худож.-мемориальный музей художника.