НЕ́ЛЛЕР ГОДФРИ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НЕ́ЛЛЕР (Kneller) Годфри (наст. имя и фам. Готфрид Книллер, Kniller) (8.8.1646 или 1649, Любек – 19 или 27.10.1723, Лондон), нем. и англ. живописец. Сын гор. землемера Любека, брат живописца Иоганна Захариаса Неллера (Книллера) (1642 или 1644, Любек – 1702, Лондон). Обучался математике в Лейденском ун-те, с 1662 учился живописи в Амстердаме у Ф. Боля и, возможно, пользовался советами Рембрандта. Ранние работы выдают влияние А. ван Дейка (портрет архиепископа Майнцского И. Ф. фон Шёнборна, ок. 1666, Худож.-историч. музей, Вена). Посетил Италию (ок. 1672), в Риме встречался с К. Маратта и Дж. Л. Бернини; в Венеции исполнил ряд портретов патрициев (не сохр.).
В 1675 вернулся в Любек и ок. 1676 переехал в Англию, где сделал карьеру модного портретиста. С 1688 гл. художник короля (до 1691 делил эту должность с Дж. Райли), в 1692 возведён в рыцарское достоинство, в 1715 получил титул баронета. В 1697 посетил Брюссель, где изучал творчество П. П. Рубенса. В 1711–16 возглавлял созданную им первую в Великобритании Академию живописи. В Лондоне Н. руководил мастерской с большим количеством помощников (портретируемый позировал мастеру только при наброске лица; иногда в день принималось св. 10 заказчиков), благодаря чему наследие художника очень велико и неравноценно по качеству. Н. возродил моду на поясные, поколенные портреты и изображения в полный рост. Ему принадлежат многочисл. изображения монархов [королей Карла II (1678; известен по гравюре), Людовика XIV (написан во Франции в 1684 по заказу Карла II; утрачен, известен в копиях), Якова II (1688, Гайзанс-Холл, Нортамберленд), царя Петра I Великого (1698, Королевское собрание, Кенсингтонский дворец, Лондон)] и англ. аристократов, серии придворных красавиц (ок. 1690–91, Хэмптон-корт), адмиралов (14 портретов, ок. 1702–08, Нац. морской музей, Гринвич, Лондон) и членов клуба «Кит-Кат», объединявшего лидеров партии вигов (ок. 40 портретов, между 1700 и 1720, Нац. портретная галерея, Лондон). В лучших работах сумел передать собирательный образ эпохи, незаурядный характер изображаемых лиц, напряжение внутр. жизни творческих личностей: портреты скульптора Г. Гиббонса (ок. 1690), философа Дж. Локка (1697; оба – Эрмитаж, С.-Петербург), поэта Дж. Драйдена (1697, Тринити-колледж, Кембридж), И. Ньютона (1702), архитектора К. Рена (1711, оба – Нац. портретная галерея, Лондон), композитора Г. Ф. Генделя (Музей Воспитат. дома, Лондон; см. илл. к статье о композиторе).