ФОТОИСКУ́ССТВО
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ФОТОИСКУ́ССТВО (искусство фотографии), вид изобразительного искусства; включает произведения, полученные в результате запечатления изображения реальности и манипуляции с ним путём оптико-химического (позднее – оптико-цифрового) процесса фотографии. Главные выразит. средства Ф.: композиция и кадрирование, резкость и оптич. рисунок, соотношение тонов и контрастность, формат, тонирование и др., позднее – цвет. В ходе развития Ф. выработало присущие только ему жанры и формы представления произведений: фотомонтаж, фоторепортаж, фотоочерк, фотосерия, фотоальбом, фотокнига и пр. С момента возникновения одновременно с техникой фотографии в 19 в. Ф. зависело от технич. устройств (фотоаппарат и др.) и технологич. процессов создания отпечатков и негативов, позднее – цифровых изображений.
Будучи плодом эпохи пром. революции и идеологии позитивизма, фотография долгое время после своего появления воспринималась лишь как технич. новшество и лучший (т. е. наиболее точный) способ документации реальности, поэтому произведения Ф. выставлялись на Всемирных выставках в разделе техники, а попыткам ввести Ф. в круг изящных искусств противился Ш. Бодлер и др.
Как вид иск-ва без собств. истории, Ф. поначалу ориентировалось в сюжетах и манере на живопись и графику, заимствовав у них в т. ч. и систему жанров. Первыми фотоизображениями, выполненными пионерами Ф., были пейзажи и натюрморты (в т. ч. в связи со слишком долгой выдержкой, затруднявшей съёмку человека). Постепенно фотографич. изображения заменили по функции миниатюру портретную и коммерч. акварельные рисунки: в широкой продаже появились виды ландшафтов, изображения «типов» и жанровые сцены (бр. Алинари из Италии, франц. фотограф А. Браун, В. Каррик). Однако расцвет Ф. в 19 в. связан с жанром портрета. Росло число фотоателье, что было обусловлено спросом на правдивую фиксацию образа человека, благодаря технике фотографии ставшую доступной более широким слоям населения. Очевидна ориентация студийного фотопортрета на традицию парадного живописного портрета: сдержанность позы, жестов, эмоций, использование живописных фонов и разнообразной бутафории, создававших скорее типические, чем индивидуальные образы. Среди ведущих мастеров портретного жанра в Ф. 19 в.: Хилл и Адамсон, Надар, С. Л. Левицкий, А. И. Деньер. С сер. 19 в. используется приём фотомонтажа, поставивший под сомнение «правдивость» фотографии. На рубеже 19–20 вв. пионером цветной фотографии был С. М. Прокудин-Горский.
Худож. поиски брит. фотографов Дж. М. Камерон, Л. Кэрролла, Г. П. Робинсона, О. Г. Рейландера близки прерафаэлитам, франц. мастеров Г. Ле Гре и Э. Кювелье – барбизонской школе. В свою очередь мн. живописцы охотно использовали фотографию в дополнение или в качестве замены этюдам с натуры (Ж. О. Д. Энгр, Э. Делакруа, Э. Дега, М. Дени, Э. Вюйар, П. Боннар и др.). Первое собственно фотографич. худож. направление – пикториализм (кон. 1880-х – кон. 1910-х гг.), для которого характерна последовательная ориентация на графику и живопись (в композиции, сюжетах, стиле) и тесная связь с импрессионизмом, символизмом и стилем модерн. В рамках этого направления фотохудожники (самоназвание фотографов в тот период) часто использовали мягкорисующую оптику (тогда уже устаревшую, напр. монокль) и сложные техники позитивной печати, позволявшие тщательно контролировать её процесс и делать каждый отпечаток индивидуальным, сближая его с эстампом. Авторы, стремясь обособить себя от коммерч. и бытовой фотографии, объединялись в фотоклубы, организовывали галереи и выставки худож. фотографии («салоны»), выпускали периодич. издания. Эта деятельность стала важным шагом на пути признания Ф. видом иск-ва. Наиболее ярко пикториализм проявился в Великобритании [впервые – в работах Робинсона в кон. 1880-х гг.; объединение «Линкед ринг» («The Linked Ring»): Ф. Эванс, О. Л. Коберн и др.], Франции [объединение «Парижский фотоклуб» («Photo-Club de Paris»): К. Пюйо, Р. Демаши и др.; ж. «Revue photographique»], Австрии (объединение «Трилистник», «Das Kleeblatt»), Германии, России (в ней эстетика пикториализма сохраняла популярность вплоть до 1930-х гг.; А. О. Карелин, А. С. Мазурин, С. А. Лобовиков и др.). Особенно влиятельной была амер. школа пикториализма, ключевая фигура – А. Стиглиц. Именно в этой школе принято видеть истоки фотоавангарда (Коберн, П. Стренд, Ч. Шилер). В 1920–30-е гг. шёл новый виток экспериментов и поиска визуального языка Ф.: сосуществовали многочисл. тенденции, часто в рамках более широких худож. направлений. Популярность приобрели появившиеся ещё в сер. 19 в. техники и приёмы: длинная выдержка, превращавшая движущиеся формы в размытые и деформированные образы («фотодинамизм» А.Дж. Брагальи в русле итал. футуризма), фотомонтаж (в рамках дадаизма), фотограмма (фотография без использования камеры; Мэн Рей, Л. М. Лисицкий и др.), многократная экспозиция, сверхкрупный план, резкие ракурсы сверху вниз и снизу вверх и диагональная композиция (группа сов. фотографов «Октябрь»: А. М. Родченко, Б. В. Игнатович, Е. М. Лангман и др.; Л. Мохой-Надь). Центрами модернистского Ф. стали Баухауз и Вхутемас. К сер. 1930-х гг. на первый план выходят сдержанные реалистические и классицизирующие направления Ф. (отчасти под воздействием тоталитарных режимов). Важная тенденция 1920–30-х гг. также – работа с документальными качествами фотографии приверженцев «прямой фотографии» (группа «f/64» в США: А. Адамс и др.) и нем. «новой вещественности» (А. Ренгер-Пач, К. Блоссфельдт).
Появление проф. портативной дальномерной камеры «Лейка» в 1924 определило расцвет худож. документальной фотографии. Осн. проблема фотодокументалистики – соотношение «постановочности» и «правдивости» сюжета. В 1-й пол. 20 в. фоторепортаж становится одним из гл. жанров идеологич. пропаганды. Снимки нем. (Л. Рифеншталь), сов. (А. С. Шайхет, И. М. Шагин, Е. А. Халдей, Д. Н. Бальтерманц, В. С. Тарасевич), амер. (Д. Ланг, М. Бурк-Уайт, А. Айзенштадт) авторов отличаются ясностью, доходчивостью, идеализацией образов и плакатной выразительностью. Они публиковались в иллюстрированных журналах «Life», «Огонёк», «СССР на стройке» (позднее «Советский Союз») и в фотокнигах. Благодаря описанным качествам и широкому распространению многие из этих фотографич. образов прочно вошли в массовую культуру.
Гл. фигура непостановочного документального Ф. – А. Картье-Брессон, представитель т. н. франц. гуманистич. фотографии (наряду с Р. Дуано, В. Рони и др.). Для работ этого направления характерен интерес не к событию или известной персоне (в отличие от репортажной фотографии), а к течению жизни как таковой. Сходные явления можно наблюдать в итал. (неореализм М. Джакомелли и др.) и рос. (творчество В. С. Тарасевича и др. в эпоху «оттепели») Ф. Подобная трактовка фотодокументалистики особенно ярко проявилась во 2-й пол. 20 в. в США (Р. Франк и др.) и стала основой для направления амер. уличной фотографии (стрит-фотографии) в 1976 – 1980-е гг. (Г. Виногранд, Л. Фридлендер, Дж. Мейеровиц и др.). Именно в эти годы цветная фотография впервые начинает широко использоваться в документальном Ф. (С. Лейтер, С. Шор, У. Эгглстон), а главными её темами становятся поэтизация повседневности и изменённый человеком пейзаж.
Во 2-й пол. 20 в. Ф. окончательно вошло в круг изобразит. искусств; фотография стала важным выразит. средством совр. иск-ва (а иногда и составной частью мультимедийных произведений). Ф. сблизилось с концептуальным искусством, поп-артом и др. направлениями и само начало оказывать влияние на др. виды иск-ва (фотореализм). Ф. обрело своё место в худож. музеях (напр., Музей современного искусства в Нью-Йорке, Орсе в Париже). Появляются новые течения Ф., самое значительное – дюссельдорфская школа, основанное в Германии Б. и Х. Бехер концептуальное направление, которое ставит во главу угла принцип беспристрастной типологизации реальности посредством фотографии (Т. Руф, Т. Штрут, К. Хёфер, А. Гурски и др.). В нач. 21 в. в Ф. актуальны псевдодокументальность и сконструированная реальность [игра с верой в достоверность фотоизображения: Дж. Уолл (Канада), Т. Деманд (Германия), Г. Крюдсон (США) и др.]; апроприация [использование чужих авторских или бытовых снимков: Р. Принс, Ш. Ливайн (США) и др.], имитация эстетики любительской фотографии и личного дневника [интимный характер изображений и яркая экспрессия: Н. Голдин и М. Акерман (США), А. Петерсен (Швеция) и др.]. Центральное место занимает жанр автопортрета, когда фотограф, снимающий себя в разл. образах и контекстах, стремится показать широкие общечеловеческие темы и вопросы. На первый план выступает принцип фотопроекта как исследования: с помощью серии фотографий (часто сопровождаемых документальными материалами, видеообъектами) авторы пытаются раскрыть проблемы общества, отразить явления реальности, личные психич. травмы, феномены культуры и психологии, традиции, табу и т. д.