Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФОТОИСКУ́ССТВО

Авторы: И. М. Волков

ФОТОИСКУ́ССТВО (ис­кус­ст­во фо­то­гра­фии), вид изо­бра­зи­тель­но­го ис­кус­ст­ва; вклю­ча­ет про­из­ве­де­ния, по­лу­чен­ные в ре­зуль­та­те за­пе­чат­ле­ния изо­бра­же­ния ре­аль­но­сти и ма­ни­пу­ля­ции с ним пу­тём оп­ти­ко-хи­ми­че­ско­го (позд­нее – оп­ти­ко-циф­ро­во­го) про­цес­са фо­то­гра­фии. Глав­ные вы­ра­зит. сред­ст­ва Ф.: ком­по­зи­ция и кад­ри­ро­ва­ние, рез­кость и оп­тич. ри­су­нок, со­от­но­ше­ние то­нов и кон­тра­ст­ность, фор­мат, то­ни­ро­ва­ние и др., позд­нее – цвет. В хо­де раз­ви­тия Ф. вы­ра­бо­та­ло при­су­щие толь­ко ему жан­ры и фор­мы пред­став­ле­ния про­из­ве­де­ний: фо­то­мон­таж, фо­то­ре­пор­таж, фо­то­очерк, фо­то­се­рия, фо­то­аль­бом, фо­то­кни­га и пр. С мо­мен­та воз­ник­но­ве­ния од­но­вре­мен­но с тех­ни­кой фо­тогра­фии в 19 в. Ф. за­ви­се­ло от тех­нич. уст­ройств (фо­то­ап­па­рат и др.) и тех­но­ло­гич. про­цес­сов соз­да­ния от­пе­чат­ков и не­га­ти­вов, позд­нее – циф­ро­вых изо­бра­же­ний.

Бу­ду­чи пло­дом эпо­хи пром. ре­во­лю­ции и идео­ло­гии по­зи­ти­виз­ма, фо­то­гра­фия дол­гое вре­мя по­сле сво­его по­яв­ле­ния вос­при­ни­ма­лась лишь как тех­нич. нов­ше­ст­во и луч­ший (т. е. наи­бо­лее точ­ный) спо­соб до­ку­мен­та­ции ре­аль­но­сти, по­это­му про­из­ве­де­ния Ф. вы­став­ля­лись на Все­мир­ных вы­став­ках в раз­де­ле тех­ни­ки, а по­пыт­кам вве­сти Ф. в круг изящ­ных ис­кусств про­ти­вил­ся Ш. Бод­лер и др.

С. М. Прокудин-Горский. «Молодые русские крестьянки с берегов реки Шексна близ Кириллова».

Как вид иск-ва без собств. ис­то­рии, Ф. по­на­ча­лу ори­ен­ти­ро­ва­лось в сю­же­тах и ма­не­ре на жи­во­пись и гра­фи­ку, за­им­ст­во­вав у них в т. ч. и сис­те­му жан­ров. Пер­вы­ми фо­то­изо­бра­же­ния­ми, вы­пол­нен­ны­ми пио­не­ра­ми Ф., бы­ли пей­за­жи и на­тюр­мор­ты (в т. ч. в свя­зи со слиш­ком дол­гой вы­держ­кой, за­труд­няв­шей съём­ку че­ло­ве­ка). По­сте­пен­но фо­то­гра­фич. изо­бра­же­ния за­ме­ни­ли по функ­ции ми­ниа­тю­ру порт­рет­ную и ком­мерч. ак­ва­рель­ные ри­сун­ки: в ши­ро­кой про­да­же поя­ви­лись ви­ды ланд­шаф­тов, изо­бра­же­ния «ти­пов» и жан­ро­вые сце­ны (бр. Али­на­ри из Ита­лии, франц. фо­то­граф А. Бра­ун, В. Кар­рик). Од­на­ко рас­цвет Ф. в 19 в. свя­зан с жан­ром порт­ре­та. Рос­ло чис­ло фо­то­ате­лье, что бы­ло обу­слов­ле­но спро­сом на прав­ди­вую фик­са­цию об­раза че­ло­ве­ка, бла­го­да­ря тех­ни­ке фо­то­гра­фии став­шую дос­туп­ной бо­лее ши­ро­ким сло­ям на­се­ле­ния. Оче­вид­на ори­ен­та­ция сту­дий­но­го фо­то­порт­ре­та на тра­ди­цию па­рад­но­го жи­во­пис­но­го порт­ре­та: сдер­жан­ность по­зы, жес­тов, эмо­ций, ис­поль­зо­ва­ние жи­во­пис­ных фо­нов и раз­но­об­раз­ной бу­та­фо­рии, соз­да­вав­ших ско­рее ти­пи­че­ские, чем ин­ди­ви­ду­аль­ные об­ра­зы. Сре­ди ве­ду­щих мас­те­ров порт­рет­но­го жан­ра в Ф. 19 в.: Хилл и Адам­сон, На­дар, С. Л. Ле­виц­кий, А. И. День­ер. С сер. 19 в. ис­поль­зу­ет­ся при­ём фо­то­мон­та­жа, по­ста­вив­ший под со­мне­ние «прав­ди­вость» фо­то­гра­фии. На ру­бе­же 19–20 вв. пио­не­ром цвет­ной фо­то­гра­фии был С. М. Про­ку­дин-Гор­ский.

А. Адамс.«Горный хребет Титони река Снейк».1942.

Ху­дож. по­ис­ки брит. фо­то­гра­фов Дж. М. Ка­ме­рон, Л. Кэр­рол­ла, Г. П. Ро­бин­со­на, О. Г. Рей­лан­де­ра близ­ки пре­ра­фа­эли­там, франц. мас­те­ров Г. Ле Гре и Э. Кю­ве­лье – бар­би­зон­ской шко­ле. В свою оче­редь мн. жи­во­пис­цы охот­но ис­поль­зо­ва­ли фо­то­гра­фию в до­пол­не­ние или в ка­че­ст­ве за­ме­ны этю­дам с на­ту­ры (Ж. О. Д. Энгр, Э. Де­лак­руа, Э. Де­га, М. Де­ни, Э. Вюй­ар, П. Бон­нар и др.). Пер­вое соб­ст­вен­но фо­то­гра­фич. ху­дож. на­прав­ле­ние – пик­то­риа­лизм (кон. 1880-х – кон. 1910-х гг.), для ко­то­ро­го ха­рак­тер­на по­сле­до­ва­тель­ная ори­ен­та­ция на гра­фи­ку и жи­во­пись (в ком­по­зи­ции, сю­же­тах, сти­ле) и тес­ная связь с им­прес­сио­низ­мом, сим­во­лиз­мом и сти­лем мо­дерн. В рам­ках это­го на­прав­ле­ния фо­то­ху­дож­ни­ки (са­мо­на­зва­ние фо­то­гра­фов в тот пе­ри­од) час­то ис­поль­зо­ва­ли мяг­ко­ри­сую­щую оп­ти­ку (то­гда уже ус­та­рев­шую, напр. мо­нокль) и слож­ные тех­ни­ки по­зи­тив­ной пе­ча­ти, по­зво­ляв­шие тща­тель­но кон­тро­ли­ро­вать её про­цесс и де­лать ка­ж­дый от­пе­ча­ток ин­ди­ви­ду­аль­ным, сбли­жая его с эс­там­пом. Ав­то­ры, стре­мясь обо­со­бить се­бя от ком­мерч. и бы­то­вой фо­то­гра­фии, объ­еди­ня­лись в фо­то­клу­бы, ор­га­ни­зо­вы­ва­ли га­ле­реи и вы­став­ки ху­дож. фо­то­гра­фии («са­ло­ны»), вы­пус­ка­ли пе­рио­дич. из­да­ния. Эта дея­тель­ность ста­ла важ­ным ша­гом на пу­ти при­зна­ния Ф. ви­дом иск-ва. Наи­бо­лее яр­ко пик­то­риа­лизм про­явил­ся в Ве­ли­ко­бри­та­нии [впер­вые – в ра­бо­тах Ро­бин­со­на в кон. 1880-х гг.; объ­е­ди­не­ние «Лин­кед ринг» («The Lin­ked Ring»): Ф. Эванс, О. Л. Ко­берн и др.], Фран­ции [объ­е­ди­не­ние «Па­риж­ский фо­то­клуб» («Photo-Club de Pa­ris»): К. Пюйо, Р. Де­ма­ши и др.; ж. «Re­vue photographique»], Ав­ст­рии (объ­е­ди­не­ние «Три­ли­ст­ник», «Das Kleeb­latt»), Гер­ма­нии, Рос­сии (в ней эс­те­ти­ка пик­то­ри­а­лиз­ма со­хра­ня­ла по­пу­ляр­ность вплоть до 1930-х гг.; А. О. Ка­ре­лин, А. С. Ма­зу­рин, С. А. Ло­бо­ви­ков и др.). Осо­бен­но влия­тель­ной бы­ла амер. шко­ла пик­то­риа­лиз­ма, клю­че­вая фи­гу­ра – А. Стиг­лиц. Имен­но в этой шко­ле при­ня­то ви­деть ис­то­ки фо­то­аван­гар­да (Ко­берн, П. Стренд, Ч. Ши­лер). В 1920–30-е гг. шёл но­вый ви­ток экс­пе­ри­мен­тов и по­ис­ка ви­зу­аль­но­го язы­ка Ф.: со­су­ще­ст­во­ва­ли мно­го­числ. тен­ден­ции, час­то в рам­ках бо­лее ши­ро­ких ху­дож. на­прав­ле­ний. По­пу­ляр­ность при­об­ре­ли поя­вив­шие­ся ещё в сер. 19 в. тех­ни­ки и приё­мы: длин­ная вы­держ­ка, пре­вра­щав­шая дви­жу­щие­ся фор­мы в раз­мы­тые и де­фор­ми­ро­ван­ные об­ра­зы («фо­то­ди­на­мизм» А.Дж. Бра­га­льи в рус­ле итал. фу­туриз­ма), фо­то­мон­таж (в рам­ках да­да­из­ма), фо­то­грам­ма (фо­то­гра­фия без ис­поль­зо­ва­ния ка­ме­ры; Мэн Рей, Л. М. Ли­сиц­кий и др.), мно­го­крат­ная экс­по­зи­ция, сверх­круп­ный план, рез­кие ра­кур­сы свер­ху вниз и сни­зу вверх и диа­го­наль­ная ком­по­зи­ция (груп­па сов. фо­то­гра­фов «Ок­тябрь»: А. М. Род­чен­ко, Б. В. Иг­на­то­вич, Е. М. Ланг­ман и др.; Л. Мо­хой-Надь). Цен­тра­ми мо­дер­ни­ст­ско­го Ф. ста­ли Бау­ха­уз и Вху­те­мас. К сер. 1930-х гг. на пер­вый план вы­хо­дят сдер­жан­ные реа­ли­сти­че­ские и клас­си­ци­зи­рую­щие на­прав­ле­ния Ф. (от­час­ти под воз­дей­ст­ви­ем тота­ли­тар­ных ре­жи­мов). Важ­ная тен­ден­ция 1920–30-х гг. так­же – ра­бо­та с до­ку­мен­таль­ны­ми ка­че­ст­ва­ми фо­то­гра­фии при­вер­жен­цев «пря­мой фо­то­гра­фии» (груп­па «f/64» в США: А. Адамс и др.) и нем. «но­вой ве­ще­ст­вен­но­сти» (А. Рен­гер-Пач, К. Блосс­фельдт).

По­яв­ле­ние проф. пор­та­тив­ной даль­но­мер­ной ка­ме­ры «Лей­ка» в 1924 оп­ре­де­ли­ло рас­цвет ху­дож. до­ку­мен­таль­ной фо­то­гра­фии. Осн. про­бле­ма фо­то­до­ку­мен­та­ли­сти­ки – со­от­но­ше­ние «по­ста­но­воч­но­сти» и «прав­ди­во­сти» сю­же­та. В 1-й пол. 20 в. фо­то­ре­пор­таж ста­но­вит­ся од­ним из гл. жан­ров идео­ло­гич. про­па­ган­ды. Сним­ки нем. (Л. Ри­фен­шталь), сов. (А. С. Шай­хет, И. М. Ша­гин, Е. А. Хал­дей, Д. Н. Баль­тер­манц, В. С. Та­ра­се­вич), амер. (Д. Ланг, М. Бурк-Уайт, А. Ай­зен­штадт) ав­то­ров от­ли­ча­ют­ся яс­но­стью, до­ход­чи­во­стью, идеа­ли­за­ци­ей об­ра­зов и пла­кат­ной вы­ра­зи­тель­но­стью. Они пуб­ли­ко­ва­лись в ил­лю­ст­ри­ро­ван­ных жур­на­лах «Life», «Ого­нёк», «СССР на строй­ке» (позд­нее «Со­вет­ский Со­юз») и в фо­то­кни­гах. Бла­го­да­ря опи­сан­ным ка­че­ст­вам и ши­ро­ко­му рас­про­стра­не­нию мно­гие из этих фо­то­гра­фич. об­ра­зов проч­но во­шли в мас­со­вую куль­ту­ру.

Гл. фигура непостановочного до­ку­мен­таль­но­го Ф. – А. Кар­тье-Брес­сон, пред­ста­ви­тель т. н. франц. гу­ма­ни­стич. фо­то­гра­фии (на­ря­ду с Р. Дуа­но, В. Ро­ни и др.). Для ра­бот это­го на­прав­ле­ния ха­рак­те­рен ин­те­рес не к со­бы­тию или из­вест­ной пер­со­не (в от­ли­чие от ре­пор­таж­ной фо­то­гра­фии), а к те­че­нию жиз­ни как та­ко­вой. Сход­ные яв­ле­ния мож­но на­блю­дать в итал. (нео­реа­лизм М. Джа­ко­мел­ли и др.) и рос. (твор­че­ст­во В. С. Та­ра­се­ви­ча и др. в эпо­ху «от­те­пе­ли») Ф. По­доб­ная трак­тов­ка фо­то­до­ку­мен­та­ли­сти­ки осо­бен­но яр­ко про­яви­лась во 2-й пол. 20 в. в США (Р. Франк и др.) и ста­ла ос­но­вой для на­прав­ле­ния амер. улич­ной фо­то­гра­фии (стрит-фо­то­гра­фии) в 1976 – 1980-е гг. (Г. Ви­но­гранд, Л. Фрид­лен­дер, Дж. Мей­е­ро­виц и др.). Имен­но в эти го­ды цвет­ная фо­то­гра­фия впер­вые на­чи­на­ет ши­ро­ко ис­поль­зо­вать­ся в до­ку­мен­таль­ном Ф. (С. Лей­тер, С. Шор, У. Эггл­стон), а глав­ны­ми её те­ма­ми ста­но­вят­ся по­эти­за­ция по­все­днев­но­сти и из­ме­нён­ный че­ло­ве­ком пей­заж.

Во 2-й пол. 20 в. Ф. окон­ча­тель­но во­шло в круг изо­бра­зит. ис­кусств; фо­то­гра­фия ста­ла важ­ным вы­ра­зит. сред­ст­вом совр. иск-ва (а ино­гда и со­став­ной ча­стью муль­ти­ме­дий­ных про­из­ве­де­ний). Ф. сбли­зи­лось с кон­цеп­ту­аль­ным ис­кус­ст­вом, поп-ар­том и др. на­прав­ле­ния­ми и са­мо на­ча­ло ока­зы­вать влия­ние на др. ви­ды иск-ва (фо­то­реа­лизм). Ф. об­ре­ло своё ме­сто в ху­дож. му­зе­ях (напр., Му­зей со­вре­мен­но­го ис­кус­ст­ва в Нью-Йор­ке, Ор­се в Па­ри­же). По­яв­ля­ют­ся но­вые те­че­ния Ф., са­мое зна­чи­тель­ное – дюс­сель­дорф­ская шко­ла, ос­но­ван­ное в Гер­ма­нии Б. и Х. Бехер кон­цеп­ту­аль­ное на­прав­ле­ние, ко­то­рое ста­вит во гла­ву уг­ла прин­цип бес­при­стра­ст­ной ти­по­ло­ги­за­ции ре­аль­но­сти по­сред­ст­вом фо­то­гра­фии (Т. Руф, Т. Штрут, К. Хё­фер, А. Гур­ски и др.). В нач. 21 в. в Ф. ак­ту­аль­ны псев­до­до­ку­мен­таль­ность и скон­ст­руи­ро­ван­ная ре­аль­ность [иг­ра с ве­рой в до­сто­вер­ность фо­то­изо­бра­же­ния: Дж. Уолл (Ка­на­да), Т. Де­манд (Гер­ма­ния), Г. Крюд­сон (США) и др.]; ап­ро­приа­ция [ис­поль­зо­ва­ние чу­жих ав­тор­ских или бы­то­вых сним­ков: Р. Принс, Ш. Ли­вайн (США) и др.], ими­та­ция эс­те­ти­ки лю­би­тель­ской фо­то­гра­фии и лич­но­го днев­ни­ка [ин­тим­ный ха­рак­тер изо­бра­же­ний и яр­кая экс­прес­сия: Н. Гол­дин и М. Акер­ман (США), А. Пе­тер­сен (Шве­ция) и др.]. Цен­траль­ное ме­сто за­ни­ма­ет жанр ав­то­порт­ре­та, ко­гда фо­то­граф, сни­маю­щий се­бя в разл. об­ра­зах и кон­тек­стах, стре­мит­ся по­ка­зать ши­ро­кие об­ще­че­ло­ве­че­ские те­мы и во­про­сы. На пер­вый план вы­сту­па­ет прин­цип фо­то­про­ек­та как ис­сле­до­ва­ния: с по­мощью се­рии фо­то­гра­фий (час­то со­про­во­ж­дае­мых до­ку­мен­таль­ны­ми ма­те­риа­ла­ми, ви­део­объ­ек­та­ми) ав­то­ры пы­та­ют­ся рас­крыть про­бле­мы об­ще­ст­ва, от­ра­зить яв­ле­ния ре­аль­но­сти, лич­ные пси­хич. трав­мы, фе­но­ме­ны куль­ту­ры и пси­хо­ло­гии, тра­ди­ции, та­бу и т. д.

Лит.: Rosenblum N. A world history of photography. 3rd ed. N. Y., 1997; Но­вая ис­то­рия фо­то­гра­фии / Под ред. М. Фри­зо. СПб., 2008; Стиг­не­ев В. Т. Век фо­то­гра­фии. 1894–1994. 5-е изд. М., 2012; Ле­ва­шов В. Лек­ции по ис­то­рии фо­то­гра­фии. 2-е изд. М., 2012; Cotton Ch. The photograph as contemporary art. 3rd ed. N. Y., 2014; Marien M. W. Photography: a cultural history. 4th ed. Boston, 2015.

Вернуться к началу