Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СО́РИН СА­ВЕ­ЛИЙ АБ­РА­МО­ВИЧ

С. А. Сорин. Портрет балерины А. П. Павловой. Карандаш, гуашь, уголь, пастель, масло. 1922. Национальный музей современного искусства (Париж).

СО́РИН Са­ве­лий Аб­ра­мо­вич (За­вель Из­раи­ле­вич) [14(26).2.1878, По­лоцк Ви­теб­ской губ. – 22.11.1953, Нью-Йорк], рос. жи­во­пи­сец и гра­фик. Ро­дил­ся в се­мье евр. порт­но­го. Учил­ся в Ри­со­валь­ной шко­ле в Одес­се (1895–99) у К. К. Кос­тан­ди, пе­терб. АХ (1899–1907) у И. И. Тво­рож­ни­ко­ва, В. Е. Са­вин­ско­го и И. Е. Ре­пи­на (с 1901). В 1908–10 пен­сио­нер АХ во Фран­ции, Ита­лии и Гол­лан­дии. Экспо­нент объ­е­ди­не­ния «Мир ис­кус­ст­ва» (1913, 1915, 1917) и др. Мно­го­числ. порт­ре­ты С. (час­то в сме­шан­ной тех­нике) в разл. со­б­ра­ни­ях ми­ра от­ме­че­ны эле­гант­но­стью ри­сун­ка и ком­по­зи­ции [М. Горь­кий (1902), Э. Ду­зе («Вдох­новен­ная ми­ну­та», 1907), А. А. Ах­ма­това (1913), Т. П. Кар­са­ви­на (1915), кн. С. М. Вол­кон­ский и др.]; в жен­ских порт­ре­тах есть не­из­мен­ный от­те­нок са­лон­ной кра­си­во­сти. В 1917–18 жил в Ял­те, в 1919 – в Тиф­ли­се, где вме­сте с С. Ю. Су­дей­ки­ным рас­пи­сал ин­терь­е­ры ка­фе «Ла­дья ар­го­нав­тов». В 1920 вы­ехал че­рез Мар­сель в Па­риж. Про­дол­жал соз­да­вать порт­ре­ты, в т. ч. Н. Н. Ев­реи­но­ва, Дж. Ба­лан­чи­на, Л. И. Шес­то­ва, Л. Ф. Мя­си­на, М. М. Фо­ки­на (1926), Ф. И. Ша­ля­пи­на (1930-е гг.), А. Н. Бе­нуа (1946), чле­нов брит. ко­ро­лев­ской се­мьи. С 1923 не­од­но­крат­но бы­вал в Нью-Йор­ке; пе­ре­се­лил­ся ту­да по­сле на­ча­ла 2-й ми­ро­вой вой­ны.

Лит.: Про­из­ве­де­ния жи­во­пи­си и гра­фи­ки, пе­ре­дан­ные А. С. Со­ри­ной в дар му­зе­ям СССР. (Кат. вы­став­ки). М., 1973; Ши­ло А. В. Порт­ре­ты С. Со­ри­на: ти­пы и эво­лю­ция твор­че­ст­ва // Зо­ло­тая па­лит­ра. 2011. № 2.

Вернуться к началу