ФЕ́ШИН НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ФЕ́ШИН Николай Иванович [26.11(8.12).1881, Казань – 5.10.1955, Санта-Моника, штат Калифорния], рос. и амер. живописец, график, скульптор; акад. петерб. АХ (1916). Учился в петерб. АХ у И. Е. Репина (1901–09). Иллюстрировал сатирич. журналы «Шут», «Леший» и др. (1904–07). Пенсионер АХ в Европе (1910). Чл. ТПХВ (1916–1922). Работал в разных жанрах, но преим. как портретист. Технику живописных работ Ф. отличает декоративизм экспрессивных мазков, для моделей характерны театральность поз, для композиции – использование элементов салонной развлекательности, для стиля – влияние академизма и импрессионизма («Черемисская свадьба», 1908, Нац. музей ковбоев и наследия Запада США, Оклахома-Сити; «Дама в лиловом», 1908, ГРМ; «Капустница», 1909, Научно-исследовательский музей РАХ, С.-Петербург; «Портрет Вари Адоратской», 1914; «Портрет Н. М. Сапожниковой», 1916, обе – в Гос. музее изобразит. искусств Республики Татарстан, Казань; серия портретных миниатюр для Музея кооперации и кустарной пром-сти в Казани, 1920). В 1920-е гг. работал как сценограф (эскизы декораций для оперы «Кармен» Ж. Бизе, ГЦТМ). Эмигрировал в США (1923), где обрёл популярность как портретист рос. эмигрантов и амер. богемы («Портрет Д. Д. Бурлюка», 1923, Худож. музей, Таос, штат Нью-Мексико). Переехал в худож. колонию Таоса (1927–33), где построил дом с элементами неорусского стиля по собств. проекту. Путешествовал по Мексике (1936), где встретился с Д. Риверой, Японии, на острова Ява и Бали (1938), сделал много фотографий, позднее использованных в живописи, скульптуре и графике. Создал серию экспрессивных портретных рисунков с образами амер. индейцев, мекс. крестьян и жителей Бали («Балийский старик», 1938, частное собрание, США). По возвращении из Юго-Вост. Азии поселился в Калифорнии, где купил мастерскую (1948). Преподавал в Казани (1909–23): в худож. школе, отделении Вхутемаса, Гос. худож. ин-те; среди учеников – А. М. Родченко и В. Ф. Степанова.