ПАРСУ́НА
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПАРСУ́НА (искажение слова «персона», от лат. persona – личность, лицо, особа), название произведений рус. портретной живописи 17 – нач. 18 вв. Термин предложен в сер. 19 в. И. М. Снегирёвым. До 18 в. для обозначения портрета использовалось слово «персона». П. лишь условно передавали портретное сходство, по стилистическим особенностям были тесно связаны с иконописью: сохраняли идеальность и каноничность образов, статичность позы, плоскостное узорное письмо, наличие атрибутов и надписей, позволяющих идентифицировать изображённого. Б. ч. П. до нач. 18 в. выполнялись на дереве в технике темперы. Персонажами П. были цари, князья, военачальники (в т. ч. Ермак), дворяне, церковные иерархи (патриархи, епископы, римские папы). Сохранились надгробные П.: царя Фёдора Ивановича и кн. М. В. Скопина-Шуйского (обе 17 в., ГИМ), двойная П. царей Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича (1678, худ. Ф. Е. Зубов, ГИМ). Во 2-й пол. 17 в. развитие П. шло по двум направлениям. Первому было присуще ещё большее усиление иконного начала: черты реального персонажа как бы растворялись в идеальной схеме лика его святого патрона (П. царя Фёдора Алексеевича, 1686, предположительно худ. Богдан Салтанов, ГИМ; тафтяной портрет патриарха Никона, 1682, предположительно иконописец И. А. Безмин, ГИМ). Представители второго направления, испытавшие влияние работавших в России иностр. художников, иск-ва Украины, Польши, Литвы и Нидерландов (в 1667–1668 в Москве работал голландец Даниил Вухтерс), постепенно усваивали приёмы зап.-европ. живописи, стремились к передаче индивидуальных особенностей модели, объёмности форм; вместе с тем сохранялись традиц. застылость поз, плоскостность письма и условность трактовки одеяний (парсуны: кн. И. Б. Репнина, ГРМ; стольника Г. П. Годунова, 1686, Л. К. Нарышкина, 1690-е гг., стольника В. Ф. Люткина, 1697, все – ГИМ).
Как правило, П. создавались живописцами Оружейной палаты – С. Ф. Ушаковым, Ф. Е. Зубовым, И. Максимовым, Богданом (Иваном) Салтановым, К. И. Золотарёвым, И. А. Безминым, Г. Н. Одольским (Адольским), И. П. Рефусицким, М. И. Чоглоковым и др. Но б. ч. парсун не подписана. Наиболее ранняя подписная и датированная П. – портрет патриарха Иоакима работы Золотарёва (1678, Тобольский историко-архит. музей-заповедник, см. илл. к ст. Иоаким). Среди редких работ иностранцев этого времени – групповой портрет патриарха Никона с братией Воскресенского Новоиерусалимского мон. (нач. 1660-х гг., Историко-архит. и худож. музей «Новый Иерусалим»). Написанные под влиянием европ. портрета масляными красками на холсте, иногда с натуры, многие П. допетровского (конные портреты царей Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича, П. «Царь Алексей Михайлович в большом наряде», все – 1670–80-е гг., ГИМ) и петровского (портреты т. н. Преображенской серии, 1692 – нач. 1720-х гг., Гатчинский дворец, ГРМ, ГТГ) времени показывают переход от П. к портрету европ. типа. В рус. провинции черты парсунности сохраняются в портрете до нач. 19 в. (портрет епископа Вениамина Багрянского, худ. М. А. Васильев, 1807, Худож. музей, Иркутск). Иногда термин «П.» распространяется на аналогичные явления в живописи Украины и Белоруссии.