Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПАРСУ́НА

Авторы: П. С. Павлинов
Парсуна. «Стольник И. А. Щепотев». Кон. 17 – нач. 18 вв. Третьяковская галерея (Москва).

ПАРСУ́НА (ис­ка­же­ние сло­ва «пер­со­на», от лат. persona – лич­ность, ли­цо, осо­ба), на­зва­ние про­из­ве­де­ний рус. порт­рет­ной жи­во­пи­си 17 – нач. 18 вв. Тер­мин пред­ло­жен в сер. 19 в. И. М. Сне­ги­рё­вым. До 18 в. для обо­зна­че­ния порт­ре­та ис­поль­зо­ва­лось сло­во «пер­со­на». П. лишь ус­лов­но пе­ре­да­ва­ли порт­рет­ное сход­ст­во, по сти­ли­сти­че­ским осо­бен­но­стям бы­ли тес­но свя­за­ны с ико­но­пи­сью: со­хра­ня­ли иде­аль­ность и ка­но­нич­ность об­ра­зов, ста­тич­ность по­зы, пло­ско­ст­ное узор­ное пись­мо, на­ли­чие ат­ри­бу­тов и над­пи­сей, по­зво­ляю­щих иден­ти­фи­ци­ро­вать изо­бра­жён­но­го. Б. ч. П. до нач. 18 в. вы­пол­ня­лись на де­ре­ве в тех­ни­ке тем­пе­ры. Пер­со­на­жа­ми П. бы­ли ца­ри, кня­зья, вое­на­чаль­ни­ки (в т. ч. Ер­мак), дво­ря­не, цер­ков­ные ие­рар­хи (пат­ри­ар­хи, епи­ско­пы, рим­ские па­пы). Со­хра­ни­лись над­гроб­ные П.: ца­ря Фё­до­ра Ива­но­ви­ча и кн. М. В. Ско­пи­на-Шуй­ско­го (обе 17 в., ГИМ), двой­ная П. ца­рей Ми­хаи­ла Фёдо­ро­ви­ча и Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча (1678, худ. Ф. Е. Зубов­, ГИМ). Во 2-й пол. 17 в. раз­ви­тие П. шло по двум на­прав­ле­ни­ям. Пер­во­му бы­ло при­су­ще ещё боль­шее уси­ле­ние икон­но­го на­ча­ла: чер­ты ре­аль­но­го пер­со­на­жа как бы рас­тво­ря­лись в иде­аль­ной схе­ме ли­ка его свя­то­го па­тро­на (П. ца­ря Фё­до­ра Алек­сее­ви­ча, 1686, пред­по­ло­жи­тель­но худ. Бо­гдан Сал­та­нов, ГИМ; таф­тя­ной порт­рет пат­ри­ар­ха Ни­ко­на, 1682, пред­по­ло­жи­тель­но ико­но­пи­сец И. А. Без­мин, ГИМ). Пред­ста­ви­те­ли вто­ро­го на­прав­ле­ния, ис­пы­тав­шие влия­ние ра­бо­тав­ших в Рос­сии иностр. ху­дож­ни­ков, иск-ва Ук­раи­ны, Поль­ши, Лит­вы и Ни­дер­лан­дов (в 1667–1668 в Мо­ск­ве ра­бо­тал гол­лан­дец Да­ни­ил Вух­терс), по­сте­пен­но ус­ваи­ва­ли приё­мы зап.-ев­роп. жи­во­пи­си, стре­ми­лись к пе­ре­да­че ин­ди­ви­ду­аль­ных осо­бен­но­стей мо­де­ли, объ­ём­но­сти форм; вме­сте с тем со­хра­ня­лись тра­диц. за­сты­лость поз, пло­ско­ст­ность пись­ма и ус­лов­ность трак­тов­ки одея­ний (пар­су­ны: кн. И. Б. Реп­ни­на, ГРМ; столь­ни­ка Г. П. Го­ду­но­ва, 1686, Л. К. На­рыш­ки­на, 1690-е гг., столь­ни­ка В. Ф. Лют­ки­на, 1697, все – ГИМ).

Как пра­ви­ло, П. соз­да­ва­лись жи­во­пис­ца­ми Ору­жей­ной па­ла­ты – С. Ф. Уша­ко­вым, Ф. Е. Зу­бо­вым, И. Мак­си­мо­вым, Бо­гда­ном (Ива­ном) Сал­та­но­вым, К. И. Зо­ло­та­рё­вым, И. А. Без­ми­ным, Г. Н. Одоль­ским (Адоль­ским), И. П. Ре­фу­сиц­ким, М. И. Чог­ло­ко­вым и др. Но б. ч. пар­сун не под­пи­са­на. Наи­бо­лее ран­няя под­пис­ная и да­ти­ро­ван­ная П. – порт­рет пат­ри­ар­ха Ио­а­ки­ма ра­бо­ты Зо­ло­та­рё­ва (1678, То­боль­ский ис­то­ри­ко-ар­хит. му­зей-за­по­вед­ник, см. илл. к ст. Ио­а­ким). Сре­ди ред­ких ра­бот ино­стран­цев это­го вре­ме­ни – груп­по­вой порт­рет пат­ри­ар­ха Ни­ко­на с бра­ти­ей Вос­кре­сен­ско­го Но­во­ие­ру­са­лим­ско­го мон. (нач. 1660-х гг., Ис­то­ри­ко-ар­хит. и ху­дож. му­зей «Но­вый Ие­ру­са­лим»). На­пи­сан­ные под влия­ни­ем ев­роп. порт­ре­та мас­ля­ны­ми крас­ка­ми на хол­сте, ино­гда с на­ту­ры, мно­гие П. до­пет­ров­ско­го (кон­ные порт­ре­ты ца­рей Ми­хаи­ла Фё­до­ро­ви­ча и Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча, П. «Царь Алек­сей Ми­хай­ло­вич в боль­шом на­ря­де», все – 1670–80-е гг., ГИМ) и пет­ров­ско­го (порт­ре­ты т. н. Пре­об­ра­жен­ской се­рии, 1692 – нач. 1720-х гг., Гат­чин­ский дво­рец, ГРМ, ГТГ) вре­ме­ни по­ка­зы­ва­ют пе­ре­ход от П. к порт­ре­ту ев­роп. ти­па. В рус. про­вин­ции чер­ты пар­сун­но­сти со­хра­ня­ют­ся в порт­ре­те до нач. 19 в. (порт­рет епи­ско­па Ве­ниа­ми­на Баг­рян­ско­го, худ. М. А. Ва­силь­ев, 1807, Ху­дож. му­зей, Ир­кутск). Ино­гда тер­мин «П.» рас­про­стра­ня­ет­ся на ана­ло­гич­ные яв­ле­ния в жи­во­пи­си Ук­раи­ны и Бе­ло­рус­сии.

Лит.: Ов­чин­ни­ко­ва Е. С. Порт­рет в рус­ском ис­кус­ст­ве XVII в. М., 1955; Порт­рет в рус­ской жи­во­пи­си XVII – пер­вой по­ло­ви­ны XIX в. / Авт.-сост. А. Б. Стер­ли­гов. М., 1986; Чер­ная Л. А. Рус­ская куль­ту­ра пе­ре­ход­но­го пе­рио­да от сред­не­ве­ко­вья к но­во­му вре­ме­ни. М., 1999; Лав­рен­ть­ев А. В., Шве­до­ва М. М., Кор­ню­ко­ва Л. А. Рус­ский ис­то­ри­че­ский порт­рет. Эпо­ха пар­су­ны. М., 2004; Рус­ский ис­то­ри­че­ский порт­рет. Эпо­ха пар­су­ны. М., 2006; Ис­сле­до­ва­ние и рес­тав­ра­ция пар­су­ны пат­ри­ар­ха Ни­ко­на. М., 2006.

Вернуться к началу