Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ШТЕ́РЕНБЕРГ ДАВИД ПЕТРОВИЧ

Авторы: П. А. Басилян
Д. П. Штеренберг. «Селёдки». 1917. Третьяковская галерея (Москва).

ШТЕ́РЕНБЕРГ Да­вид Пет­ро­вич [14(26).7.1881, Жи­то­мир – 1.5.1948, Мо­ск­ва], рос. жи­во­пи­сец и гра­фик. Учил­ся в ча­ст­ной ху­дож. сту­дии в Одес­се (1905–1906). С 1907 – в Па­ри­же: жил в ху­дож. ко­ло­нии «Улей», об­щал­ся со мно­ги­ми ху­дож­ни­ка­ми (А. Мар­ке, М. Ут­рил­ло, Ф. Ле­же и др.), учил­ся в Шко­ле изящ­ных ис­кусств, за­тем в ака­де­мии Вит­ти. В 1911–16 – по­иск собств. жи­во­пис­ной ма­не­ры; Ш. ис­пы­тал влия­ние се­зан­низ­ма («На­тюр­морт с си­ним ко­фей­ни­ком», 1913–14) и фо­виз­ма («Вид из ок­на», 1913), в це­лом ос­та­ва­ясь в рам­ках сти­ли­сти­ки па­риж­ской шко­лы. Пи­сал пре­им. на­тюр­мор­ты. Ин­ди­ви­ду­аль­ный стиль Ш. тя­го­те­ет к при­ми­ти­виз­му с его ста­тич­но­стью, ком­по­зи­ци­он­ной сим­мет­ри­ей, уп­ро­ще­ни­ем форм («Оран­же­вый на­тюр­морт», 1916; все три – ча­ст­ное со­б­ра­ние). Вер­нув­шись в Рос­сию в 1917, за­ни­мал­ся во­про­са­ми ох­ра­ны па­мят­ни­ков ис­то­рии и куль­ту­ры, в том же го­ду на­зна­чен пра­ви­тельств. ко­мис­са­ром по де­лам ис­кусств, за­тем пер­вым зав. От­де­лом ИЗО Нар­ком­про­са; вхо­дил в чис­ло соз­да­те­лей Ин­сти­ту­та ху­до­же­ст­вен­ной куль­ту­ры. В 1922 Ш. на­зна­чен чле­ном К-та по уст­рой­ст­ву за­ру­беж­ных вы­ста­вок. Ди­рек­тор и экс­по­нент сов. раз­де­ла Ме­ж­дунар. вы­став­ки де­ко­ра­тив­ных ис­кусств и ху­дож. пром-сти в Па­ри­же (1925). Один из ос­но­ва­те­лей и пред. ОСТа. В 1920-е гг. в ра­бо­тах Ш. со­хра­ня­ют­ся ла­ко­нич­ность ком­по­зи­ции и про­сто­та мо­ти­вов, ха­рак­тер­ные ещё для его ра­бот па­риж­ско­го пе­рио­да, но при этом он экс­пе­ри­мен­ти­ру­ет с фак­ту­рой кра­соч­но­го слоя, стре­мясь ощу­ти­мо пе­ре­да­вать ма­те­ри­ал пред­ме­тов («Анись­ка», 1926, ГТГ). В кон. 1920-х – 1940-е гг. мно­го ра­бо­тал как книж­ный ил­лю­ст­ра­тор (ил­лю­ст­ра­ции к кни­ге Р. Ки­п­лин­га «40 норд 50 вест», 1931, и др.). В 1930–40-е гг. стиль Ш. по­ме­нял­ся: он стре­мил­ся к сдер­жан­ной, ми­ни­ма­ли­стич­ной трак­тов­ке форм, ос­та­ва­ясь при этом в рус­ле фи­гу­ра­тив­но­го ис­кус­ст­ва; в его про­из­ве­де­ни­ях уси­ли­лось дра­ма­тич. на­ча­ло (цикл «Биб­лей­ские мо­ти­вы», 1947–48, ча­ст­ное со­бра­ние). В 1920–30 пре­по­да­вал во Вху­те­ма­се. Сре­ди уче­ни­ков – А. А. Дей­не­ка, Ю. И. Пи­ме­нов, А. А. Ла­бас.

Лит.: Ла­за­рев М. П. Д. Ште­рен­берг. [М., 2006].

Вернуться к началу