ШТЕ́РЕНБЕРГ ДАВИД ПЕТРОВИЧ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ШТЕ́РЕНБЕРГ Давид Петрович [14(26).7.1881, Житомир – 1.5.1948, Москва], рос. живописец и график. Учился в частной худож. студии в Одессе (1905–1906). С 1907 – в Париже: жил в худож. колонии «Улей», общался со многими художниками (А. Марке, М. Утрилло, Ф. Леже и др.), учился в Школе изящных искусств, затем в академии Витти. В 1911–16 – поиск собств. живописной манеры; Ш. испытал влияние сезаннизма («Натюрморт с синим кофейником», 1913–14) и фовизма («Вид из окна», 1913), в целом оставаясь в рамках стилистики парижской школы. Писал преим. натюрморты. Индивидуальный стиль Ш. тяготеет к примитивизму с его статичностью, композиционной симметрией, упрощением форм («Оранжевый натюрморт», 1916; все три – частное собрание). Вернувшись в Россию в 1917, занимался вопросами охраны памятников истории и культуры, в том же году назначен правительств. комиссаром по делам искусств, затем первым зав. Отделом ИЗО Наркомпроса; входил в число создателей Института художественной культуры. В 1922 Ш. назначен членом К-та по устройству зарубежных выставок. Директор и экспонент сов. раздела Междунар. выставки декоративных искусств и худож. пром-сти в Париже (1925). Один из основателей и пред. ОСТа. В 1920-е гг. в работах Ш. сохраняются лаконичность композиции и простота мотивов, характерные ещё для его работ парижского периода, но при этом он экспериментирует с фактурой красочного слоя, стремясь ощутимо передавать материал предметов («Аниська», 1926, ГТГ). В кон. 1920-х – 1940-е гг. много работал как книжный иллюстратор (иллюстрации к книге Р. Киплинга «40 норд 50 вест», 1931, и др.). В 1930–40-е гг. стиль Ш. поменялся: он стремился к сдержанной, минималистичной трактовке форм, оставаясь при этом в русле фигуративного искусства; в его произведениях усилилось драматич. начало (цикл «Библейские мотивы», 1947–48, частное собрание). В 1920–30 преподавал во Вхутемасе. Среди учеников – А. А. Дейнека, Ю. И. Пименов, А. А. Лабас.