Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛАБА́С

Авторы: С. М. Грачёва
А. А. Лабас. «Дирижабль». 1931. Русский музей (С.-Петербург).

ЛАБА́С Алек­сандр Ар­кадь­е­вич [19.2(3.3).1900, Смо­ленск – 30.8.1983, Мо­ск­ва], рос. жи­во­пи­сец и гра­фик. Учил­ся в ху­дож. сту­дии В. И. Муш­ке­то­ва в Смо­лен­ске (1908–10), за­тем в Мо­ск­ве – в Стро­га­нов­ском уч-ще (с 1912) у Д. А. Щер­би­нов­ско­го, Ф. Ф. Фе­до­ров­ско­го, С. В. Ноа­ков­ско­го; в ча­ст­ных сту­ди­ях Ф. И. Рер­бер­га (1915–16), И. И. Маш­ко­ва (1916); в ГСХМ (1917) у П. П. Кон­ча­лов­ско­го. В 1919–20 по­шёл доб­ро­воль­цем в Крас­ную Ар­мию; по­сле де­мо­би­ли­за­ции окон­чил Вху­те­мас (1921–24), где учил­ся у Д. П. Ште­рен­бер­га. Член моск. груп­пы «про­ек­цио­ни­стов» «Ме­тод» (1922–1925), член-уч­ре­ди­тель Об­ще­ст­ва ху­дож­ни­ков-стан­ко­вис­тов (ОСТ; 1925–32).

Ра­бо­там Л. свой­ст­вен­ны на­пря­жён­ная ди­на­ми­ка, пе­ре­даю­щая ми­мо­лёт­ность дви­же­ния, эс­киз­ная сво­бо­да пись­ма в со­че­та­нии с меч­та­тель­но-ро­ман­тич. на­стро­ения­ми. Он ис­поль­зо­вал ха­рак­тер­ные для ОСТа приё­мы экс­прес­сио­низ­ма, про­стран­ст­вен­но-временнóго и пси­хо­ло­гич. мон­та­жа. В сво­ём твор­че­ст­ве стре­мил­ся пе­ре­дать вос­тор­жен­ное от­но­ше­ние к дос­ти­же­ни­ям ин­ду­ст­ри­аль­ной эпо­хи, од­но­вре­мен­но – ли­ри­ку «ста­рых че­ло­ве­че­ских чувств»: кар­ти­ны «Ве­че­ром в го­ро­де» (1922), «В по­лё­те» (1926), «В ка­би­не аэ­ро­пла­на» (1928; все – ГТГ), «По­езд идёт» (1929), «Ди­ри­жабль и дет­дом» (1930; обе – ГРМ), «Пер­вый со­вет­ский ди­ри­жабль» (1931, ГТГ); ви­ды Аб­рам­це­ва, Смо­лен­ска, Ри­ги, Ял­ты; мо­ну­мен­таль­ные пан­но, вос­пе­ваю­щие на­уч.-тех­нич. про­гресс («По­лёт на лу­ну» и «Го­род бу­ду­ще­го» для моск. До­ма пио­не­ров, 1935, не сохр.; «Авиа­ция СССР» для па­виль­о­на СССР на Все­мир­ной вы­став­ке 1937 в Па­ри­же). Ис­пол­нял так­же раз­но­об­раз­ные дио­ра­мы и па­но­ра­мы [«Один­на­дцать со­вет­ских рес­пуб­лик» – цикл дио­рам для за­ла Кон­сти­ту­ции в Глав­ном па­виль­о­не ВСХВ (1938–41, совм. с М. М. Плак­си­ным); па­но­ра­мы «Воз­ро­ж­даю­щий­ся Ста­лин­град» для Все­со­юз­ной стро­ит. вы­став­ки (1945) и «Раз­ру­шен­ный и вос­ста­нов­лен­ный Ста­лин­град» для Все­мир­ной вы­став­ки 1958 в Брюс­се­ле]. Ра­бо­тал в об­лас­ти сце­но­гра­фии («Ар­мия ми­ра» Ю. Ни­ку­ли­на в Те­ат­ре-сту­дии им. М. Н. Ер­мо­ло­вой в Мо­ск­ве, 1932, и др.). Пре­по­да­вал в Ека­те­рин­бург­ском ху­дож. ин-те (1920–21), во Вху­те­ма­се – Вху­теи­не в Мо­ск­ве (1924–29).

Соч.: Вос­по­ми­на­ния / Сост. О. М. Бес­ки­на-Ла­бас. СПб., 2004.

Лит.: А. А. Ла­бас. [Кат. вы­став­ки]. М., 1976; Кос­тин В. И. ОСТ. Л., 1976; он же. Сре­ди ху­дож­ни­ков. М., 1986; Бу­то­ри­на Е. И. А. Ла­бас. М., 1979; Бес­ки­на О. М. А. Ла­бас. Этюд о ху­дож­ни­ке // Со­вет­ская жи­во­пись-7. М., 1986; Ка­мен­ский А. А. Ро­ман­ти­че­ский мон­таж. М., 1989; А. Ла­бас. [Кат. вы­став­ки]. М., 2000; Лич­ный Ла­бас: А. Ла­бас в ча­ст­ных со­б­ра­ни­ях / Сост. О. М. Бес­ки­на-Ла­бас. М., 2007.

Вернуться к началу