КИ́ШФАЛУДИ-ШТРОБЛЬ ЖИГМОНД
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КИ́ШФАЛУДИ-ШТРОБЛЬ (Kisfaludi-Stròbl) Жигмонд (1.7.1884, с. Альшорайк – 14.8.1975, Будапешт), венг. скульптор. Поч. чл. АХ СССР (1958). Учился в училищах прикладного иск-ва в Будапеште (1901–04) и Вене (1904–05), в Уч-ще натурного рисунка в Будапеште (1905–1908). В 1912–14 посетил Италию, Германию и Францию (в Париже занимался в академии Р. Жюлиана). Участвовал в 1-й мировой войне. После войны побывал также в Великобритании и СССР.
Испытав влияния франц. и бельг. реализма, импрессионистич. стиля О. Родена, К.-Ш. оставался приверженцем классич. традиции. Его иск-во отличают чеканность форм, певучесть линий силуэтов, продуманность поз и жестов фигур. Среди ранних работ – композиция «Финал» (1911, Венг. нац. музей, Будапешт), группа из трёх женских обнажённых фигур, данных в необычном пространственно-ритмическом расположении. К классич. античным образцам восходит статуя «Стрелок из лука» (1918–27; одна из реплик – Эрмитаж, С.-Петербург). В 1920–30-е гг. скульптор много работал над созданием портретов; одним из лучших стал бюст Б. Шоу (бронза, 1932, Венг. нац. галерея, Будапешт), выразительно выявляющий характер писателя, его острый и язвительный ум, ироническое отношение к собеседнику. Гл. создание К.-Ш. в области монументальной скульптуры – монумент Освобождения (бронза, гранит, 1946–47) на горе Геллерт в Будапеште, широко развёрнутый в пространстве архитектурно-пластич. ансамбль. Главенствующая в нём фигура женщины с пальмовой ветвью в руках, чётко вырисовывающаяся на фоне неба, стала символом Будапешта. К.-Ш. преподавал в Академии изящных искусств в Будапеште (1924–60). После его смерти в г. Залаэгерсег, при местном музее, была создана мемориально-худож. галерея мастера.