МИНЬЯ́Р
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МИНЬЯ́Р (Mignard) Пьер (17.11.1612, Труа – 30.5.1695, Париж), франц. живописец. Учился у Ж. Буше в Бурже, С. Вуэ в Париже (1633). В 1635–57 работал преим. в Риме, посетил также Венецию и др. города. Испытал влияние Пьетро да Кортона, Доменикино, бр. Карраччи, колоризма венецианской школы. В Италии писал картины на религ. темы («Мадонна с виноградной гроздью», ок. 1656, Лувр, Париж), портреты [«Рыцарь Мальтийского ордена», 1653, Музей изящных искусств, Валлетта; мужской портрет (предположительно сенатора Марко Перуты), 1654, Нац. галерея, Прага, и др.]; мн. картины этого периода не сохранились и известны лишь по гравюрам. По возвращении в Париж получил заказ на роспись купола ц. Валь-де-Грас (1663–66); фреска М. в стиле барокко отмечена виртуозностью композиции, мастерски организующей ок. 200 персонажей. С 1664 возглавлял академию св. Луки в Париже. Пиcал станковые полотна на религ., мифологич. и историч. сюжеты («Обручение св. Екатерины», 1669, Эрмитаж, С.-Петербург; «Несение креста», 1684, Лувр; «Великодушие Александра Македонского», 1689, Эрмитаж; «Христос и самаритянка», 1690, Лувр, и др.); выполнил ряд монументальных росписей (в замке Сен-Клу, Версальском дворце и др.), б. ч. которых не сохранилась; также создавал эскизы для шпалер. С 1690, после смерти своего соперника Ш. Лебрена, М. возглавил Королевскую академию живописи и скульптуры, стал «первым живописцем короля». Наибольшую известность получил как портретист, тонко чувствующий гармонию цвета и умеющий польстить модели: портреты Мольера, Ж. Б. Боссюэ, мадам де Ментенон (все 1691, Лувр), короля Людовика XIV (ок. 10 портретов), маркизы де Севинье (Нац. галерея, Лондон), Ж. Б. Кольбера (1693, Нац. музей Версаля и Трианонов), «Автопортрет в образе св. Луки» (1695, Музей изящных искусств, Труа). Его брат – живописец Никола́ Миньяр (1606–68).