КАМЕ́Я
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАМЕ́Я (франц. camе́e, итал. cammeo), разновидность геммы, изделие из резного, чаще всего полудрагоценного камня с выпуклым рельефным изображением. Техника создания К. появилась в античной Греции в эпоху эллинизма (4 в. до н. э.), их вырезали из многослойного сардоникса, разноцветные слои которого усиливали контраст между изображением и фоном. Крупнейшим центром производства К. была Александрия Египетская. На К. изображались как одиночные фигуры, так и сложные повествовательные и аллегорич. композиции («Камея Гонзага» с изображением Птолемея II Филадельфа и его жены Арсинои из Александрии, сардоникс, 3 в. до н. э., Эрмитаж, С.-Петербург). К. также служили украшениями, вставлялись в разл. предметы («Чаша Фарнезе», сардоникс, 1 в. до н. э., Нац. археологич. музей, Неаполь). В Древнем Риме наиболее значит. декоративные К. были созданы в период ранней империи («Камея Августа», после 10 г. н. э., Худож.-историч. музей, Вена; «Суд Париса», 1-я пол. 1 в. н. э., Старый музей, Берлин; «Большая камея Франции», 20-е гг. н. э., Нац. б-ка, Париж; все – сардоникс). В это же время возникла техника вырезания К. в двухслойном стекле («Портландская ваза», нач. 1 в. н. э., Британский музей, Лондон).
В Византии в античной технике создавались К. с изображениями на христианские сюжеты (камея с бюстом св. Георгия, гелиотроп, 10 в., Худож. музей Кливленда), получившие наиболее широкое распространение в период т. н. Македонского возрождения (сер. 9 – сер. 11 вв.). В ср.-век. Европе античные К. стали предметом коллекционирования и подражания (камея с Посейдоном, оникс, 1-я пол. 13 в., Худож.-историч. музей, Вена). В эпоху Возрождения античные К. служили объектом копирования; в 15–17 вв. по их образцам также создавались новые произведения – портреты правителей (Алессандро Медичи, халцедон, сер. 16 в., Палаццо Питти, Флоренция), мифологич. и христианские композиции («Св. Георгий, убивающий дракона», сардоникс, 17 в., Эрмитаж, С.-Петербург). В разное время центрами создания К. были Неаполь, Флоренция, Париж, Нюрнберг, Прага и др. города. К. иногда вырезали также из дерева, кости, перламутра, кораллов и др. материалов. Особую популярность К. приобрели в эпоху классицизма (кон. 18 – нач. 19 вв.). В это время Дж. Уэджвуд стал воспроизводить К. в керамике.