Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НИКИ́ТИН ИВАН НИКИТИЧ

НИКИ́ТИН Иван Ни­ки­тич [ок. 1680, Мо­ск­ва (?) – не ра­нее 1742], рос. жи­во­пи­сец. Сын свящ. Ни­ки­ты Ни­ки­ти­на, слу­жив­ше­го в Из­май­ло­ве под Мо­ск­вой. Пер­во­на­чаль­ное ху­дож. об­ра­зо­ва­ние по­лу­чил, воз­мож­но, в ти­по­граф­ской шко­ле при Ору­жей­ной па­ла­те в Мо­ск­ве. С 1711 жил в С.-Пе­тер­бур­ге. В 1716–19 [вме­сте с бра­том, Ро­ма­ном Ни­ки­ти­чем Ни­ки­ти­ным (по­сле 1680, Мо­ск­ва – 1753, там же)] пен­сио­нер Пет­ра I в Ри­ме, Ве­не­ции и Фло­рен­ции (где учил­ся в АХ у Т. Ре­ди). По воз­вра­ще­нии в Рос­сию (1720) вве­дён в при­двор­ный штат как «гоф­ма­лер пер­сон­но­го де­ла» (1721). Вме­сте с цар­ским дво­ром по­се­щал Ри­гу, Ре­вель, Мар­ци­аль­ные Во­ды. Уча­ст­во­вал в под­го­тов­ке тор­жеств в Мо­ск­ве по слу­чаю ко­ро­на­ции Ека­те­ри­ны I (1725).

И. Н. Никитин. Портрет напольного гетмана. 1726–27(?). Русский музей (С.-Петербург).

Порт­ре­тист, один из ос­но­во­по­лож­ни­ков рус. свет­ской жи­во­пи­си. Уже в ран­них порт­ре­тах Н. от­хо­дит от ус­лов­ных приё­мов пар­су­ны, стре­мит­ся точ­но пе­ре­дать ха­рак­тер­ные чер­ты мо­де­ли. Ис­пол­нен­ные до отъ­ез­да в Ита­лию «Порт­рет де­воч­ки (Ели­за­ве­ты Пет­ров­ны?)» (1712–1713, Эр­ми­таж, С.-Пе­тер­бург), порт­ре­ты ца­рев­ны Пра­ско­вьи Ива­нов­ны (1714, ГРМ), це­са­рев­ны Ан­ны Пет­ров­ны (не позд­нее 1716, ГТГ), ца­рев­ны На­та­лии Алек­се­ев­ны (не позд­нее 1716, ГРМ) вы­да­ют влия­ние ба­роч­но­го иск-ва (с эле­мен­та­ми ро­ко­ко) голл. худ. К. де Брёй­на, ра­бо­тав­ше­го по при­гла­ше­нию имп. Пет­ра I в Из­май­ло­ве в те го­ды, ко­гда Н. жил там. В Ита­лии на­пи­сал ба­роч­ные па­рад­ные порт­ре­ты (пар­ные) Пет­ра I и его суп­ру­ги Ека­те­ри­ны (1717, га­ле­рея Уф­фи­ци, Фло­рен­ция). В порт­ре­тах зре­ло­го пе­рио­да (1720-е гг.) Н. до­би­ва­ет­ся яр­ко­сти ин­ди­ви­ду­аль­ной ха­рак­те­ри­сти­ки мо­де­ли, убе­ди­тель­но­сти пе­ре­да­чи ма­те­ри­аль­ной ося­зае­мо­сти пред­мет­но­го ми­ра, звуч­но­сти ко­ло­ри­та, в ко­то­ром пре­об­ла­да­ют тё­п­лые, зо­ло­ти­сто-ко­рич­не­вые то­на [«Пётр I на смерт­ном ло­же» (1725, ГРМ); порт­ре­ты гр. Г. И. Го­лов­ки­на (1720-е гг., ГТГ; см. ил­лю­ст­ра­ции к ста­тье о нём), ба­ро­на С. Г. Стро­га­но­ва (1726, ГРМ); «Порт­рет на­поль­но­го гет­ма­на» (1726–27(?), ГРМ)].

По­сле во­ца­ре­ния Ан­ны Ива­нов­ны Н. фак­ти­че­ски был ли­шён воз­мож­но­сти ра­бо­тать, жил в Мо­ск­ве. В авг. 1732 аре­сто­ван за хра­не­ние тет­ра­ди с па­ск­ви­лем на Фео­фа­на Про­ко­по­ви­ча, на­хо­дил­ся в оди­ноч­ном за­клю­че­нии в Пе­тро­пав­лов­ской кре­по­сти до 1737. В но­яб. 1737 был бит плеть­ми и со­слан в То­больск «на веч­ное жи­тье»; в нач. 1742 по­ми­ло­ван имп. Ели­за­ве­той Пет­ров­ной. Умер на пу­ти из То­боль­ска в Мо­ск­ву. Сре­ди уче­ни­ков – А. И. Се­реб­ря­ков, П. Р. Ни­ки­тин, М. Л. Ко­ло­коль­ни­ков.

Лит.: Мо­ле­ва Н. М. И. Ни­ки­тин. М., 1972; Ле­бе­де­ва Т. А. И. Ни­ки­тин. М., 1975; Жар­ко­ва И. М. Но­вые ма­те­риа­лы о Ни­ки­ти­не // Ху­дож­ник. 1978. № 5; Ан­д­ро­сов С. О. Жи­во­пи­сец И. Ни­ки­тин. СПб., 1998.

Вернуться к началу