Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГИСЛА́НДИ ВИТТОРЕ

Авторы: Е. Д. Федотова
В. Гисланди. «Молодой человек в треуголке». Музей Польди-Пеццоли (Милан).

ГИСЛА́НДИ (Ghislandi) Вит­то­ре (кре­щён 4.3.1655, Бер­га­мо – 3.12.1743, мон. Галь­га­рио, близ Бер­га­мо), итал. жи­во­пи­сец. Учил­ся в Бер­га­мо у Дж. Кот­та и Б. Бьян­ки­ни. В 1675 прие­хал в Ве­не­цию, где стал мо­на­хом мон. Св. Фран­ци­ска, по­лу­чив имя Фра Вит­то­ре; в 1693 по­сту­пил в ве­не­ци­ан­скую мас­тер­скую С. Бом­бел­ли, где на­чал пи­сать порт­ре­ты. С 1702 жил в мон. Галь­га­рио (под име­нем Фра Галь­га­рио). С 1717 поч. чл. Кли­мен­тин­ской ака­де­мии в Бо­ло­нье; неск. раз по­се­тил Ми­лан. Ран­ние про­из­ве­де­ния Г. («Ста­ру­ха» и порт­рет от­ца, оба – ча­ст­ное со­б­ра­ние, Рим) с их яр­ким хо­лод­ным све­том, вы­де­ляю­щим по­лу­фи­гу­ры из тём­но­го фо­на, сдер­жан­ным ко­ло­ри­том, ста­тич­но­стью поз сви­де­тель­ст­ву­ют о сле­до­ва­нии лом­бард­ской порт­рет­ной тра­ди­ции. Ра­бо­ты 1720–30-х гг. го­во­рят об ов­ла­де­нии Г. приё­ма­ми ве­не­ци­ан­ской шко­лы (порт­рет мар­ки­за Пье­ва­ни-Гви­дот­ти, га­ле­рея Ака­де­мии Кар­ра­ра, Бер­га­мо; «Мо­ло­дой че­ло­век в тре­угол­ке», Му­зей Поль­ди-Пец­цо­ли, Ми­лан, и др.); вир­ту­оз­ная ма­не­ра пись­ма с то­наль­но на­сы­щен­ным лёг­ким маз­ком и де­ко­ра­тив­но­стью уси­ли­ва­ет впе­чат­ле­ние изы­скан­но­сти и пред­ста­ви­тель­но­сти мо­де­лей. В луч­ших порт­ре­тах 1730–40-х гг. (ан­тик­ва­ра Ф. М. Брун­ти­но, га­ле­рея Ака­де­мии Кар­ра­ра; арх. Дж. Б. Кань­я­ны, ча­ст­ное со­б­ра­ние, Бер­га­мо, и др.) Г. изо­бра­жа­ет ду­хов­но близ­ких ему лю­дей, под­чёр­ки­ва­ет их ин­тел­лект, та­лант. Соз­дал так­же два ав­то­порт­ре­та с ат­ри­бу­та­ми про­фес­сии ху­дож­ни­ка (1732, га­ле­рея Ака­де­мии Кар­ра­ра; Кас­тел­ло-Сфор­це­ско, Ми­лан). Твор­че­ст­во Г. ока­за­ло зна­чит. влия­ние на ев­роп. порт­рет 18 в.

Лит.: Mazzini F. Fra Galgario e del Settecento in Bergamo. (Cat.). Bergamo, 1955; Palluc­chini R. Fra Galgario nelle collezioni private bergamasche. Bergamo, 1967; Фе­до­то­ва Е. Д. Ве­не­ция. Жи­во­пись ве­ка Про­све­ще­ния. М., 2002; Fra Galgario: le seduzioni del ritratto nel 700 europeo. (Cat.). Mil., 2003.

Вернуться к началу