Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГРА́ФИКА

Авторы: А. М. Муратов

ГРА́ФИКА (лат. graphice – ри­со­ва­ние, чер­че­ние; от греч. γραφιϰ τέχνη – ис­кус­ст­во пись­ма или ри­со­ва­ния), вид изо­бра­зит. ис­кус­ст­ва, ос­но­ван­ный на тех­ни­ке ри­сун­ка. Г. объ­е­ди­ня­ет за­кон­чен­ные ри­сун­ки, под­го­то­вит. ху­дож. ра­бо­ты (на­бро­сок, шту­дия, эс­киз), ре­про­дук­ци­он­ные тех­ни­ки (гра­вю­ра). Вспо­мо­га­тель­ную (под­го­то­ви­тель­ную) и за­ме­щаю­щую (ре­про­дук­ци­он­ную) функ­ции Г. по­зво­ля­ет вы­пол­нять де­ше­виз­на ис­поль­зуе­мых в ней ма­те­риа­лов (пре­ж­де все­го бу­ма­ги как ос­но­вы боль­шин­ст­ва гра­фич. про­из­ве­де­ний; до её изо­бре­те­ния бы­ли рас­про­стра­не­ны бо­лее до­ро­гие па­пи­рус, пер­га­мен, шёлк). Осо­бен­но­сти ма­те­риа­лов (тек­сту­ра, фак­ту­ра), тех­ник и тех­но­ло­гий при­да­ют про­из­ве­де­ни­ям Г. эс­те­тич. свое­об­ра­зие, от­ли­чаю­щее её от жи­во­пи­си.

«Сусанна и старцы». Миниатюра из «Часослова коннетабля Анн де Монморанси». 16 в. Музей Конде (Шантийи, Франция).
Графика. А. А. Иванов. «Хождение по водам». Из цикла «Библейские эскизы». Акварель, белила, карандаш. 1850-е гг. Третьяковская галерея (Москва).

По спо­со­бу ис­пол­не­ния и воз­мож­но­стям вос­про­из­ве­де­ния раз­ли­ча­ют­ся уни­каль­ная и пе­чат­ная Г. Уни­каль­ная Г. – ри­су­нок (ка­ран­да­шом, ки­стью или пе­ром; би­ст­ром, уг­лем, сан­ги­ной, се­реб­ря­ным штиф­том, со­усом, ту­шью, се­пи­ей и др.), кол­лаж, ап­пли­ка­ция, си­лу­эт, фо­то­мон­таж и др. По­ми­мо ри­сун­ка в Г. при­ме­ня­ют­ся цвет, пись­мо ки­стью или его ими­та­ция (ак­ва­рель, гу­ашь, пас­тель, олео­гра­фия, цвет­ная гра­вю­ра); гра­фич. про­из­ве­де­ние мо­жет дос­ти­гать за­кон­чен­но­сти, ими­ти­рую­щей жи­во­пись, что ши­ро­ко ис­поль­зу­ет­ся как в ре­про­дук­ции, так и в са­мо­цен­ных гра­фич. лис­тах. На­ря­ду с за­вер­шён­ны­ми ком­по­зи­ция­ми ху­дож. цен­ность име­ют на­бро­ски, за­ри­сов­ки и шту­дии с на­ту­ры, эс­ки­зы, учеб­ный ака­де­мич. ри­су­нок. Пе­чат­ная Г. (разл. ви­ды гра­вю­ры и др.) по­зво­ля­ет ти­ра­жи­ро­вать изо­бра­же­ние, по­лу­чая от­тис­ки с дос­ки, на ко­то­рую на­не­сён ри­су­нок; ис­клю­че­ни­ем яв­ля­ет­ся мо­но­ти­пия, ко­то­рая по­зво­ля­ет сде­лать толь­ко один от­пе­ча­ток. По на­зна­че­нию раз­ли­ча­ют­ся стан­ко­вая и при­клад­ная Г. Стан­ко­вая вклю­ча­ет отд. лис­ты, пред­на­зна­чен­ные лишь для со­зер­ца­ния; они экс­по­ни­ру­ют­ся в ин­терь­е­ре, со­би­ра­ют­ся в аль­бом, ув­раж или пап­ку и мо­гут со­став­лять се­рию или цикл. Стан­ко­вая Г. ох­ва­ты­ва­ет все жан­ры изо­бра­зит. иск-ва: сю­жет­но-те­ма­тич. ком­по­зи­цию, порт­рет, пей­заж, на­тюр­морт, ико­ну (бу­маж­ные икон­ки), ин­терь­ер. На­ря­ду со стан­ко­вой ши­ро­ко рас­про­стра­не­на при­клад­ная Г.: книж­ная и га­зет­но-жур­наль­ная, пла­кат, про­мыш­лен­ная. Книж­ная Г. – осн. вид при­клад­ной Г. С ру­ко­пис­ной кни­гой (ко­декс, ма­ну­ск­рипт, сви­ток) тес­но свя­за­на ис­то­рия ми­ниа­тю­ры и ри­сун­ка, с пе­чат­ной кни­гой – раз­ви­тие пе­чат­ной Г. Книж­ная Г. вклю­ча­ет ил­лю­ст­ра­ции, соз­да­ние или вы­бор шриф­та, раз­ме­ще­ние тек­ста, об­щее оформ­ле­ние кни­ги. К книж­ной Г. от­но­сит­ся так­же оформ­ле­ние все­воз­мож­ных ат­ла­сов (гео­гра­фич., бо­та­нич., ана­то­ми­че­ских и т. п.), гер­бов­ни­ков, бук­ле­тов и др.; ей род­ст­вен­ны лу­бок, жур­наль­ная и га­зет­ная Г., так­же ди­зайн элек­трон­ных средств мас­со­вой ин­фор­ма­ции и ком­пь­ю­тер­ная гра­фи­ка. К пром. гра­фи­ке от­но­сит­ся ху­дож. оформ­ле­ние сред­ст­ва­ми по­ли­гра­фии разл. пред­ме­тов ути­ли­тар­но­го ха­рак­те­ра (то­вар­ные, поч­то­вые и де­неж­ные зна­ки, эти­кет­ка, упа­ков­ка, иг­раль­ные кар­ты и т. п.). Осо­бый вид при­клад­ной Г. – пла­кат (по­стер) сло­жил­ся к 19 в. как вид тор­го­вой и те­ат­раль­ной рек­ла­мы (см. Афи­ша), а так­же как сред­ст­во по­ли­тич. аги­та­ции. Воз­мож­ность по­сле­до­ва­тель­но­го рас­кры­тия за­мыс­ла в ря­де изо­бра­же­ний реа­ли­зу­ет­ся в се­ри­ях пла­ка­тов, стан­ко­вых лис­тов, в ил­лю­ст­ра­ци­ях и ко­мик­сах. В пла­ка­те, га­зет­ной и жур­наль­ной Г. ши­ро­ко при­ме­ня­ет­ся са­ти­рич. Г. (ка­ри­ка­ту­ра, шарж). К Г. как ви­ду иск-ва от­но­сят­ся эс­ки­зы те­ат­раль­ных де­ко­ра­ций и кос­тю­мов (см. Те­ат­раль­но-де­кора­ци­он­ное ис­кус­ст­во), ди­зай­нер­ские про­ек­ты оде­ж­ды (см. Мо­да), так­же эс­те­ти­че­ски зна­чи­мые про­из­ве­де­ния ар­хи­тек­тур­ной гра­фи­ки и род­ст­вен­ной ей тех­нич. Г. (тех­нич. ри­су­нок, чер­тёж и др.), кар­то­гра­фии (см. Гео­гра­фи­че­ские кар­ты), то­по­гра­фии и т. д. По­гра­нич­ный с Г. вид иск-ва – гра­фи­че­ское (ри­со­ван­ное) ани­ма­ци­он­ное ки­но (эс­ки­зы де­ко­ра­ций и пер­со­на­жей, отд. ри­со­ван­ные кад­ры). Вос­при­ятие про­из­ве­де­ний Г. мо­жет быть как ин­тим­ным, так и мас­со­вым, со­от­вет­ст­вен­но их раз­мер варь­и­ру­ет­ся от ми­ниа­тюр­но­го (экс­либ­рис) до со­пос­та­ви­мо­го с ар­хи­тек­ту­рой и скульп­ту­рой: рек­лам­ный пла­кат, су­пер­гра­фи­ка, от­час­ти граф­фи­ти; близ­кие к мо­ну­мен­таль­но­му иск-ву сграф­фи­то, кар­то­ны, си­но­пии.

Исторический очерк

«Пророк Мухаммед и архангел Джабраил перед ангелом-великаном». Миниатюра тебризской школы. Иллюстрация к рукописи «Мираджнаме». 1360–70. Музей Дворца Топкапы (Стамбул).

Ис­то­рия Г. на­чи­на­ет­ся в глу­бо­кой древ­но­сти. Не­ко­то­рые па­мят­ни­ки пер­во­быт­ной куль­ту­ры мож­но счи­тать «про­то­гра­фи­кой» (изо­бра­же­ния зве­рей, на­не­сён­ные цвет­ной гли­ной на сте­не пе­ще­ры, про­ца­ра­пан­ные на кос­ти или кам­не, и т. п.). В иск-ве Древ­не­го Егип­та к Г. от­но­сят­ся изо­бра­же­ния клее­вы­ми крас­ка­ми на па­пи­ру­се ми­фо­ло­гич. и др. сю­же­тов, со­че­таю­щие­ся с идео­гра­фич. пись­мом (ил­лю­стри­ров. па­пи­ру­сы «Кни­ги мёрт­вых» эпо­хи Но­во­го цар­ст­ва). О ри­сун­ках ху­дож­ни­ков и ар­хи­тек­то­ров Древ­ней Гре­ции и Древ­не­го Ри­ма име­ют­ся сви­де­тель­ст­ва со­вре­мен­ни­ков (Вит­ру­вий, Пли­ний Стар­ший), хо­тя са­ми про­из­ве­де­ния не со­хра­ни­лись. До на­ших дней дош­ли ил­лю­ст­ра­ции в ру­ко­пис­ных кни­гах позд­ней ан­тич­но­сти («Энеи­да» Вер­ги­лия, 4 в., «Илиа­да», 5 в.). Жи­во­пись ср.-век. Ки­тая и стран Даль­не­во­сточ­но­го ре­гио­на по ев­роп. кри­те­ри­ям яв­ля­ет­ся ско­рее Г. (кисть, тушь на шёл­ке и бу­ма­ге). В Ки­тае и осо­бен­но в Япо­нии 17–19 вв. Г. пред­став­ле­на разл. шко­ла­ми и жан­ра­ми гра­вю­ры (пре­им. кси­ло­гра­фии). В ис­лам­ских стра­нах осо­бое зна­че­ние при­об­ре­ли кал­ли­гра­фия и ор­на­мент, од­на­ко изо­бра­зи­тель­ность со­хра­ня­лась в иран. ми­ниа­тю­ре 14–17 вв. и инд. ми­ниа­тю­ре 16–18 вв.

Леонардо да Винчи. «Св. Анна с Марией, младенцем Христом и Иоанном Крестителем». Картон. Ок. 1500. Национальная галерея (Лондон).

Книж­ная ми­ниа­тю­ра бы­ла осн. раз­но­вид­но­стью Г. в иск-ве Ви­зан­тии и ср.-век. Ев­ро­пы. В сре­де ху­дож­ни­ков и ар­хи­тек­то­ров име­ли хо­ж­де­ние ри­со­ван­ные «аль­бо­мы об­раз­цов» (со­хра­нил­ся аль­бом Вил­ла­ра де Он­не­ку­ра). Ис­поль­зова­ние в Ев­ро­пе с 14 в. бу­ма­ги ста­ло по­во­рот­ным пунк­том в ис­то­рии Г. Она по­слу­жи­ла ма­те­риа­лом для гра­вю­ры и пер­во­пе­чат­ной кни­ги, ко­то­рая вклю­ча­ла ил­лю­ст­ра­ции (ин­ку­на­бу­лы и па­лео­ти­пы). В зап.-ев­роп. иск-ве 15–18 вв. зна­чит. раз­ви­тия дос­тиг­ла гра­вю­ра, ряд ху­дож­ни­ков спе­циа­ли­зи­ро­ва­лись в этой об­лас­ти (М. Шон­гау­эр, У. да Кар­пи, Ж. Кал­ло, Х. Се­герс), ей уде­ля­ли боль­шое вни­ма­ние круп­ней­шие жи­во­пис­цы (А. Дю­рер, Рем­брандт, Ф. Гойя). При­ме­не­ние бу­ма­ги спо­соб­ст­во­ва­ло и раз­ви­тию ри­сун­ка в 16–18 вв.; на бу­ма­ге ри­со­ва­ли сан­ги­ной, уг­лем, се­реб­ря­ным штиф­том, итал. и свин­цо­вым ка­ран­да­шом, би­ст­ром; ки­стью и пе­ром де­ла­ли эс­ки­зы, на­бро­ски, шту­дии с на­ту­ры. В эпо­ху Воз­ро­ж­де­ния на­чи­на­ет­ся сис­те­ма­тич. ис­поль­зо­ва­ние ри­сун­ка как под­го­то­вит. сред­ст­ва для соз­да­ния про­из­ве­де­ний стан­ко­во­го и мо­ну­мен­таль­но­го иск-ва (Д. Гир­лан­дайо). В тех­ни­ке Г. соз­да­ва­ли и за­кон­чен­ные про­из­ве­де­ния (Ле­о­нар­до да Вин­чи, Ми­ке­ланд­же­ло, Ра­фаэль, Х. Холь­бейн Млад­ший, П. П. Ру­бенс, Рем­брандт, Д. Ве­ла­скес, Дж. Б. Тье­по­ло и др.).

А. Ватто. «Обнажённая с вытянутой рукой». Чёрный, красный и белый мел. 1717–18. Лувр (Париж).

В 17–19 вв. рас­ши­ря­ет­ся сю­жет­ный диа­па­зон Г. К пей­заж­ной Г. об­ра­ща­лись К. Лор­рен, Н. Пус­сен, Т. Гейнс­бо­ро и Дж. Кон­стебл; ар­хит. мо­ти­вы осо­бен­но при­вле­ка­ли ве­не­ци­ан­цев (ри­сун­ки пе­ром и ки­стью Ф. Гвар­ди, офор­ты обо­их А. Ка­на­лет­то и Дж. Б. Пи­ра­не­зи). Са­ти­рич. Г. и ка­ри­ка­ту­ра, пред­на­зна­чен­ные для мас­со­во­го вос­при­ятия, ти­ра­жи­ро­ва­лись в пе­чат­ной, книж­ной и жур­наль­ной Г. (У. Хо­гарт, Т. Роу­ленд­сон, И. Ж. Гран­виль, О. До­мье, В. Буш). Уни­каль­ная порт­рет­ная Г. дос­тиг­ла осо­бой утон­чён­но­сти в ли­не­ар­ных ри­сун­ках Ж. О. Д. Эн­гра, про­дол­жив­ше­го в 19 в. тра­ди­цию франц. ка­ран­даш­но­го порт­ре­та эпо­хи Воз­ро­ж­де­ния (Ж. Клуэ Млад­ший и Ф. Клуэ, П. и Э. Дю­му­стье). Бы­то­вой жанр, порт­рет и пей­заж по­лу­чи­ли но­вое ды­ха­ние в Г. жи­во­пис­цев, близ­ких бар­би­зон­ской шко­ле (К. Ко­ро, Ж. Ф. Мил­ле), им­прес­сио­ни­стов (пас­те­ли Э. Де­га) и пост­им­прес­сио­ни­стов (ри­сун­ки В. Ван Го­га). Во 2-й пол. 19 в. сфор­ми­ро­вал­ся пла­кат в совр. по­ни­ма­нии это­го ви­да Г. (афи­ши А. де Ту­луз-Лот­ре­ка и А. Му­хи). В кон. 19 – нач. 20 вв. ху­дож­ни­ка­ми мо­дер­на, за­тем аван­гар­да (пре­ж­де все­го экс­прес­сио­низ­ма) бы­ли осоз­на­ны спе­ци­фич. вы­ра­зит. воз­мож­но­сти пе­чат­ной Г. (Ф. Э. Вал­лот­тон, К. Коль­виц, Э. Ноль­де, Ф. Ма­зе­рель и др.). Но­вый ху­дож. язык ши­ро­ко ис­поль­зо­вал­ся в книж­ной (У. Мор­рис, О. Бёр­дс­ли, Й. Ла­да) и стан­ко­вой (ри­сун­ки А. Ма­тис­са, П. Пи­кас­со, С. Да­ли, П. Клее, А. Ку­би­на, Э. Ши­ле, Г. Гро­са) Г. На про­тя­же­нии 20 в. раз­ви­ва­лось по­гра­нич­ное с Г. ри­со­ван­ное ани­ма­ци­он­ное ки­но. С кон. 20 в. ком­пь­ю­тер­ная Г. ши­ро­ко при­ме­ня­ет­ся в ани­ма­ции, рек­лам­ном пла­ка­те, ди­зай­не кни­ги и пром. Г.; по­след­няя по­слу­жи­ла по­во­дом к воз­ник­но­ве­нию в сер. 20 в. осо­бо­го те­че­ния в иск-ве – пе­ре­фра­зи­рующе­го её поп-ар­та (Э. Уор­хол).

М. В. Добужинский. Титульный листк книге «"Горе от ума". Постановка Московского Художественного театра» (Петроград, 1923).

В Рос­сии Г. воз­ник­ла в свя­зи с по­явле­ни­ем ру­ко­пис­ных книг (книж­ные ми­ниа­тю­ры, ини­циа­лы и т. п.). В сер. 16 в. на Ру­си на­ча­лось кни­го­пе­ча­та­ние; кни­ги, вы­пол­нен­ные кси­ло­гра­фич. спо­со­бом, вклю­ча­ли ор­на­мен­таль­ные за­став­ки и ил­лю­ст­ра­ции. С 17 в. в Моск. Ру­си на­ря­ду с кси­ло­гра­фи­ей рас­про­стра­ня­ет­ся рез­цо­вая гра­вю­ра, к 18 в. скла­ды­ва­ет­ся осо­бый жанр мас­со­вой Г. – лу­бок. В нач. 18 в. для ис­пол­не­ния гра­фич. ра­бот при­гла­ша­ют­ся зап.-ев­роп. мас­те­ра (А. Шхо­не­бек, П. Пи­кар), ус­пеш­но ра­бо­та­ют в гра­вю­ре отеч. ху­дож­ни­ки, вы­ход­цы из Ору­жей­ной па­ла­ты (А. Ф. Зу­бов, М. И. Ма­ха­ев). В 1724 уч­ре­ж­да­ет­ся Гра­ви­ро­валь­ная па­ла­та Пе­терб. АН. Пе­ча­та­ют­ся ил­лю­ст­ри­ров. из­да­ния, по за­да­нию АН вы­пол­ня­ют­ся на­уч­но-до­ку­мен­таль­ные изо­бра­же­ния. К мно­го­числ. празд­не­ст­вам 18 в. соз­да­ют­ся эс­ки­зы, под­го­то­вит. ри­сун­ки, а так­же гра­вю­ры с изо­бра­же­ния­ми ше­ст­вий, фей­ер­вер­ков, три­ум­фаль­ных арок, фон­та­нов и т. п. В уч­ре­ж­дён­ной в 1757 пе­терб. АХ ве­ду­щее зна­че­ние при­об­ре­та­ет ри­су­нок, по­ло­жен­ный в ос­но­ву обу­че­ния всем «ху­до­же­ст­вам». Учеб­ные шту­дии 2-й пол. 18 – 1-й пол. 19 вв. об­ла­да­ют вы­со­кой эс­те­тич. цен­но­стью (ри­сун­ки А. П. Ло­сен­ко, П. И. Со­ко­ло­ва, А. Е. Его­ро­ва). Гра­фич. ком­по­зи­ции А. А. Ива­но­ва, К. П. Брюл­ло­ва и А. О. Ор­лов­ско­го по эс­те­тич. зна­чи­мо­сти со­пос­та­ви­мы с их жи­во­пис­ны­ми про­из­ве­де­ния­ми. Не­ко­то­рые ху­дож­ни­ки за­ни­ма­ют­ся толь­ко Г. (И. А. Ер­ме­нёв). Спе­циа­ли­стов го­то­вил гра­ви­роваль­ный класс пе­терб. АХ. Ра­бо­тая пре­им. в об­лас­ти ре­про­дук­ци­он­ной гра­вю­ры (Н. И. Ут­кин, Ф. И. Иор­дан), они соз­да­ют и ори­ги­наль­ные про­из­ве­де­ния (Е. П. Че­ме­сов, Г. И. Ско­ро­ду­мов). В свя­зи со строи­тель­ст­вом но­вых го­родов по­лу­ча­ет раз­ви­тие пей­заж­ная Г. (М. М. Ива­нов, Ф. Я. Алек­се­ев, В. С. Са­дов­ни­ков). Фан­та­стич. ар­хит. мо­ти­вы ле­жат в ос­но­ве те­ат­раль­ных гра­фич. эс­ки­зов П. ди Г. Гон­за­ги. Ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние в 18 – 1-й пол. 19 вв. по­лу­чи­ла порт­рет­ная Г. (О. А. Ки­прен­ский, А. П. Брюл­лов, К. П. Брюл­лов, В. И. Гау, П. Ф. Со­ко­лов). В гра­фич. тех­ни­ках (с ис­поль­зо­ва­ни­ем ак­ва­ре­ли, гуа­ши) не­ред­ко вы­пол­ня­лась и порт­рет­ная ми­ниа­тю­ра, раз­ви­тие ко­то­рой пре­кра­ти­лось лишь по­сле изо­бре­те­ния фо­то­гра­фии. Са­ти­рич. Г. Отеч. вой­ны 1812 со­еди­ни­ла тра­ди­ции луб­ка и ака­де­мич. иск-во (И. И. Те­ре­бе­нёв, А. Г. Ве­не­циа­нов). Шарж, ка­ри­ка­ту­ра ши­ро­ко ис­поль­зу­ют­ся в книж­ной ил­лю­ст­ра­ции (А. А. Агин, Е. Е. Бер­нард­ский). Зна­чит. эс­те­тич. цен­но­стью об­ла­да­ют ри­сун­ки пи­са­те­лей, вы­пол­нен­ные на по­лях и отд. лис­тах ру­ко­пи­сей, – гри­фо­на­жи (А. С. Пуш­кин, М. Ю. Лер­мон­тов, Ф. М. Дос­то­ев­ский, А. М. Ре­ми­зов и др.). Изо­бре­те­ние ли­то­гра­фии по­зво­ли­ло при­бли­зить пе­чат­ную Г. к ри­сун­ку, сде­лать мас­со­вым дос­тоя­ни­ем его эс­те­тич. воз­мож­но­сти (И. С. Щед­ров­ский). Бы­то­вой жанр пред­став­лен в гра­фич. про­из­ве­де­ни­ях П. А. Фе­до­то­ва, Т. Г. Шев­чен­ко. С раз­ви­ти­ем пе­рио­дич. пе­ча­ти фор­ми­ру­ет­ся жанр жур­наль­ной Г., ко­то­рой свой­ст­вен пре­им. ре­пор­таж­ный ли­бо са­ти­рич. ха­рак­тер (В. Ф. Тимм, П. М. Шмель­ков).

Во 2-й пол. 19 – нач. 20 вв. зна­чит. гра­фич. про­из­ве­де­ния соз­да­ва­ли жи­во­пис­цы (ри­сун­ки и ак­ва­ре­ли И. Е. Ре­пи­на, В. И. Су­ри­ко­ва, В. А. Се­ро­ва и М. А. Вру­бе­ля, офор­ты И. И. Шиш­ки­на). Ака­де­мич. ри­су­нок вновь при­об­рёл эс­те­тич. цен­ность бла­го­да­ря пе­да­го­гич. дея­тель­но­сти П. П. Чис­тя­ко­ва. В нач. 20 в. эн­ту­зиа­стом ли­то­гра­фии был кри­тик и ху­дож­ник С. С. Гла­голь, при­влёк­ший к это­му ви­ду пе­чат­ной Г. мно­гих жи­во­пис­цев (в т. ч. А. М. Вас­не­цо­ва, Л. О. Пас­тер­на­ка). Г. как осо­бый вид иск-ва куль­ти­ви­ро­ва­лась мас­те­ра­ми «Ми­ра ис­кус­ст­ва» (А. Н. Бе­нуа, И. Я. Би­ли­бин, М. В. До­бу­жин­ский, К. А. Со­мов, Е. Е. Лан­се­ре). Уче­ни­ки Д. Н. Кар­дов­ско­го со­ста­ви­ли шко­лу не­оклас­сич. на­прав­ле­ния в ри­сун­ке (Б. Д. Гри­горь­ев, Н. Э. Рад­лов, Д. А. Шма­ри­нов, В. И. Шу­ха­ев, А. Е. Яков­лев, Н. Н. Ку­прея­нов). Ро­ман­тич. тра­ди­ции нач. 20 в. про­дол­жа­ли в се­ри­ях ри­сун­ков и ак­ва­ре­лей М. К. Со­ко­лов, А. Г. Тыш­лер, А. В. Фон­ви­зин. В кон. 1910–20-х гг. боль­шое зна­че­ние при­об­ре­ли аги­тац. ви­ды Г., пре­ж­де все­го са­ти­рич. Г., ка­ри­ка­ту­ра, ти­ра­жи­ро­вав­шие­ся спо­со­бом тра­фа­рет­ной пе­ча­ти, цвет­ной ли­то­гра­фии (В. В. Мая­ков­ский, В. Н. Де­ни, М. М. Че­рем­ных, Ку­кры­ник­сы, Б. Е. Ефи­мов, Н. Е. Му­ра­тов, В. И. Кур­дов), и пла­кат с при­ме­не­ни­ем фо­то­мон­та­жа (В. А. и Г. А. Стен­бер­ги, Г. Г. Клу­цис, В. Б. Ко­рец­кий). Рас­цве­та в 1-й пол. 20 в. дос­тиг­ла пе­чат­ная Г. – гра­вюра, ли­то­гра­фия (кси­ло­гра­фии А. П. Ост­ро­умо­вой-Ле­бе­де­вой, А. И. Крав­чен­ко и П. А. Шил­лин­гов­ско­го, ли­но­гра­вю­ра И. Н. Пав­ло­ва, порт­рет­ная ли­то­гра­фия Г. С. Ве­рей­ско­го, рез­цо­вая гра­вю­ра Д. И. Мит­ро­хи­на, офорт И. И. Ни­вин­ско­го). Ис­кус­ст­во си­лу­эт­но­го порт­ре­та воз­ро­ди­ла Е. С. Круг­ли­ко­ва. Зна­чит. вклад в раз­ви­тие отеч. Г. 20 в. сде­лан В. А. Фа­вор­ским – ав­то­ром кси­ло­гра­фий, ли­но­гра­вюр, ри­сун­ков, книж­ных ил­лю­ст­ра­ций, соз­дав­шим так­же все­объ­ем­лю­щую тео­рию Г. и шко­лу, вклю­чающую ряд вы­даю­щих­ся мас­те­ров Г. (А. Д. Гон­ча­ров, Ф. И. Кон­стан­ти­нов, М. И. Пи­ков и др.). С нач. 1920-х гг. ак­тив­но раз­ви­ва­лась книж­ная Г., в т. ч. ил­лю­ст­ра­ция дет­ской кни­ги (Ю. А. Вас­не­цов, В. М. Ко­на­ше­вич, В. В. Ле­бе­дев, А. Ф. Па­хо­мов, Н. А. Тыр­са), так­же стан­ко­вая и жур­наль­ная Г. (В. В. Ле­бе­дев, А. А. Дей­не­ка, Н. И. Дор­ми­дон­тов и др.). Диа­па­зон вы­ра­зит. воз­мож­но­стей Г. рас­ши­ри­ли ху­дож­ни­ки рус. аван­гар­да, пре­ж­де все­го П. Н. Фи­ло­нов и мас­те­ра его шко­лы ана­ли­ти­че­ско­го ис­кус­ст­ва, а так­же К. С. Ма­ле­вич и ху­дож­ни­ки его кру­га (В. М. Ер­мо­лае­ва, Л. М. Ли­сиц­кий). Ме­то­ды кон­ст­рук­ти­виз­ма ус­пеш­но при­ме­ня­лись в про­мыш­лен­ной (эс­ки­зы ме­бе­ли и оде­ж­ды А. М. Род­чен­ко, В. Ф. Сте­па­но­вой) и ар­хи­тек­тур­ной Г. (бр. Вес­ни­ны, И. И. Ле­о­ни­дов, Я. Г. Чер­ни­хов).

Во 2-й пол. 20 в. стан­ко­вая гра­фи­ка при­об­ре­ла ус­той­чи­во «се­рий­ный» ха­рак­тер, по­зво­ляю­щий все­сто­рон­не и глу­бо­ко рас­крыть те­му (И. В. Го­ли­цын, М. П. Ми­ту­рич-Хлеб­ни­ков, В. Г. Ста­ров, С. М. Хар­ла­мов, Г. И. За­ха­ров, Б. Ф. Фран­цу­зов, С. М. Ни­ки­ре­ев и др.). Ри­сун­ки жи­во­пис­цев 2-й пол. 20 в. тра­ди­ци­он­но яв­ля­ют­ся зна­чит. вкла­дом в раз­ви­тие Г. (ра­бо­ты В. И. Ива­но­ва, В. Е. Поп­ко­ва и др.). Но­вые ху­дож. воз­мож­но­сти от­кры­ва­ет син­тез Г. и ки­не­ма­то­гра­фа (эс­ки­зы С. А. Али­мо­ва к муль­ти­п­ли­ка­ци­он­ным филь­мам), Г. и те­ле­ви­зи­он­ного ди­зай­на (ком­пь­ю­тер­ная гра­фи­ка А. В. Один­цо­ва).

Лит.: Ру­до­ме­тов М. Д. Опыт сис­те­ма­ти­че­ско­го кур­са по гра­фи­че­ским ис­кус­ст­вам. СПб., 1898. Т. 1; Crane W. Line and form. L., 1900; Клин­гер М. Жи­во­пись и ри­су­нок. СПб., 1908; Рад­лов Н. Э. Гра­фи­ка. Л., 1926; Си­до­ров А. А. Ри­сун­ки ста­рых мас­те­ров. Тех­ни­ка, тео­рия, ис­то­рия. М.; Л., 1940; он же. Гра­фи­ка. Со­вет­ское ис­кус­ст­во. М., 1949; он же. Ри­су­нок ста­рых рус­ских мас­те­ров. М., 1956; он же. Ри­су­нок рус­ских мас­те­ров. (Вто­рая пол. XIX в.). М., 1960; Ка­ли­ти­на Н. Н. Гра­фи­ка как вид ис­кус­ст­ва // Ис­кус­ст­во и зри­тель. Л., 1961; Meder J. The mastery of dra­wing. L., 1978. Vol. 1–2; Leymarie L., Mon­nier G., Rose B. History of an art: drawing. L., 1979; Вип­пер Б. Р. Вве­де­ние в ис­то­ри­ческое изу­че­ние ис­кус­ст­ва. М., 1985; Rawson P. Drawing. 2nd ed. L., 1987.

Вернуться к началу