ПАРИ́Ж
-
Рубрика: География
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПАРИ́Ж (Paris), столица и крупнейший город Франции, имеет статус департамента. Расположен в центр. части Парижского бассейна, на р. Сена, у впадения в неё Марны и Уазы. В офиц. границах пл. 105,4 км2 (в пределах парижской кольцевой автодороги; за её пределами включает также Булонский лес и Венсенский лес). Нас. 2193,6 тыс. чел. (2012), в т. ч. св. 20% – иммигранты (гл. обр. выходцы из стран ЕС и Сев. Африки). С ближними пригородами Булонь-Бийанкур, Сен-Дени, Аньер-сюр-Сен, Монтрёй, Нантер, Кретей и др. (все – в пределах т. н. Малого кольца) образует гор. агломерацию Большой Париж (пл. 762,4 км2; нас. ок. 6,6 млн. чел.), которая является ядром Парижского региона (Иль-де-Франс; пл. 12,01 тыс. км2; нас. св. 12 млн. чел.). Важный транспортный узел; автомобильные и ж.-д. магистрали расходятся от П. веером во все части страны. Речной порт. Междунар. аэропорты: Ле-Бурже (1919; к северу от города), Орли (1932; к югу) и Шарль-де-Голль (Руаси; 1974; к северо-востоку). Метрополитен (1900) и система пригородных электропоездов (RER; 1969).
Впервые упоминается в «Записках» Гая Юлия Цезаря под 53 до н. э. как поселение галльского племени паризиев под назв. Лютеция Паризиорум (Lutetia Parisiorum). Историч. центром П. считается о. Сите на р. Сена; в эпоху принципата на её левом берегу сложился собственно рим. квартал (названный с 19 в. Латинским), правый берег Сены освоен в Средневековье. С 3 в. н. э. назывался обычно цивитас Паризиорум (civitas Parisiorum, «главный город паризиев»), или просто Паризии (Parisii, откуда происходит польск. Paryż и рус. транскрипция польск. назв. Париж). Входил в состав Лугдунской Галлии, до 4 в. важной роли не играл, подчинялся городу сенонов Агединку (ныне Санс). Начало христианизации П. относится к 3 в., первым епископом считается Дионисий Парижский. Первым документально зафиксированным епископом был Викторин, упоминаемый под 346. В 357–360 П. – резиденция Юлиана Отступника, оценившего стратегич. значение города. В 451 к П. подошли войска Аттилы; согласно легенде, город был спасён благодаря заступничеству св. Женевьевы, почитаемой как его небесная покровительница. В 464 временно, в 486 окончательно занят франками. С 508 гл. резиденция Хлодвига I, с 511 одна из резиденций королей Нейстрии. В 629 в пригороде П. учреждена ярмарка. Роль П. в этот период во многом определялась значением расположенного близ него аббатства Сен-Дени (основано в 630; ныне в г. Сен-Дени) – усыпальницы почти всех франкских, затем франц. королей, начиная с Дагоберта I.
В 585 П. сильно пострадал от пожара, уничтожившего античный город. В 885–886 выдержал осаду норманнов. С сер. 9 в. в руках графов П. из рода Робертинов, окончательно закрепивших за собой франц. корону с избранием королём в 987 Гуго Капета. Наряду с Компьенем, Орлеаном и Санлисом, одна из резиденций Капетингов, с сер. 12 в. фактически столица королевства. Крупный ремесленный центр; в П. существовало более сотни цехов (первое упоминание о цехе в 1121). В 1254 создан Парижский парламент (см. Парламенты). В 1263 учреждён муниципалитет П. во главе с прево. В период Этьенна Марселя восстания 1356–1358 П. провозглашён коммуной (см. в ст. Коммуна). В 14–15 вв. самый многолюдный зап.-европ. город; накануне «Чёрной смерти» (1348) население П. составляло ок. 200 тыс. чел. (эту численность город восстановил во 2-й пол. 15 в.). Центр майотенов восстания (1382) и кабошьенов восстания (1413). В период Столетней войны 1337–1453 занят англ. войсками в 1420, освобождён в 1436. В 1470 в П. основана первая во Франции типография. В 1528 официально объявлен столицей. В эпоху Реформации один из оплотов католиков, где, однако, проживало немало гугенотов. Место основания ордена иезуитов (1534) и ключевых событий Религиозных (гугенотских) войн, в т. ч. Варфоломеевской ночи (1572) и Дня баррикад (1588). В 1588–91 управлялся Советом 16 (выборных от 16 районов П.), дважды выдержал осаду войск Генриха IV (1589, 1590), признал его лишь в 1594. В П. развернулись осн. события Фронды (1648–53). В 1682 королевская резиденция из П. (остававшегося столицей Франции) перенесена в Версаль (до 1789). В 16–18 вв. крупнейший город Европы (в кон. 18 в. его население составляло 640 тыс. чел.), со 2-й пол. 17 в. мировой центр науки, лит-ры и иск-ва, законодатель мод, место проживания европ. элиты.
В П. произошли гл. события Французской революции 18 в. (взятие Бастилии 14.7.1789, нар. восстания 10.8.1792 и 31.5–2.6.1793, падение монархии 21.9.1792, суд над Людовиком XVI и его казнь в янв. 1793, термидорианский переворот 27/28.7.1794, свержение Директории 9.11.1799). В 1789–94 городом управляла коммуна (см. Парижская коммуна 1789–94). В 1795 П. был разделён на 12 муниципальных округов (каждый во главе со своим советом) и вошёл в состав деп-та Сена, созданного из территорий П. и его ближайших пригородов.
В период наполеоновских войн занят 31.3.1814 рус. и австр. войсками. Вновь с 20.3.1815 под властью Наполеона I Бонапарта (см. «Сто дней»). Оккупирован прус. войсками 6–7.7.1815. С нач. 19 в. развивался как пром. центр. Место нар. восстаний 1832, 1834 и 1839. Центр Июльской революции 1830, Революции 1848 во Франции, Французской революции 1870, Парижской коммуны 1871. Во время франко-прусской войны 1870–71 осаждён 17.9.1870–28.1.1871 прус. войсками. В 1843 соединён железной дорогой с Орлеаном и Руаном, в 1846 с Лиллем и Туром, в 1851 с Дижоном и Нантом, в 1852 с Нанси и Страсбуром, в 1853 с Бордо, в 1854 с Лионом, в 1856 с Марселем, в 1857 с Реном. В 1859 разделён на 20 округов, каждый во главе с мэром, назначаемым главой государства. В 1860 границы П. были существенно расширены за счёт включения в него, полного или частичного, 24 соседних коммун (Бельвиль, Гренель и др.). Население П. в 1860 составило ок. 1,7 млн. чел., в 1880 – 2,2 млн. чел. В 1854 в П. появилась конка, в 1874 – трамвай, в 1900 – метро. В П. проводились всемирные выставки (1855, 1867, 1878, 1889, 1900, 1925, 1937).
В 1-й пол. 20 в. крупный пром. (машиностроение, текстильная, фармацевтич., парфюмерная, полиграфич. пром-сть, произ-во предметов роскоши) и торгово-финансовый центр; один из оплотов левых партий. После 1-й мировой войны в П. иммигрировали мн. выходцы из России, Польши, Армении, Италии. Место проведения 6.2.1934 массовых забастовок и демонстраций, сорвавших попытку фашистского переворота. В 1935 в П. был создан Нар. фронт (см. в ст. Народный фронт). В годы 2-й мировой войны оккупирован 14.6.1940 нацистскими войсками, освобождён 19–25.8.1944 в результате Парижского восстания 1944. По закону от 10.7.1964 (вступил в силу 1.1.1968) деп-т Сена был расформирован, П. выделен в особую адм. единицу (одновременно коммуну и деп-т) во главе с Советом, в состав которого входили выборные от 20 округов П. В 1975 учреждены Совет П., избираемый населением города, и должность мэра П., избираемого Советом (первым мэром стал Ж. Ширак). Гл. центр всеобщей забастовки 1968 во Франции. Во 2-й пол. 20 в. пром. предприятия активно выводились за черту города; одновременно П. принял значит. число иммигрантов из быв. франц. колоний, а также из ряда европ. стран.
Традиц. центр междунар. дипломатич. и обществ. жизни (в разное время в П. были подписаны многочисл. мирные и союзные договоры), местопребывание ряда междунар. организаций (ЮНЕСКО, Организация экономич. сотрудничества и развития, Европ. космич. агентство, и др.), место проведения разл. междунар. конгрессов, конференций, встреч.
Основа совр. планировки города заложена в др.-рим. время. Пересекающимся под прямым углом градостроит. осям (кардо и декуманус) соответствуют совр. линии ул. Сен-Мартен – Сен-Жак и Сент-Антуан – Сент-Оноре. От античного г. Лютеция сохранились руины арены (кон. 1 в. н. э., 130×100 м, раскопана в 1869), терм 2 в., домов и укреплений 1–4 вв. (в Археологич. крипте под пл. Нотр-Дам), но б. ч. античных памятников не раскрыта (Большие термы на месте Коллеж де Франс; форум и др.). П. строился из местного известняка, добывавшегося в подземных галереях (сохранились древние катакомбы). С 5 в. строились многочисл. церкви (5-нефный собор Св. Стефана, 6 в., не сохр.) и монастыри – Сен-Дени к северу от П., Святых апостолов Петра и Павла [502; на месте совр. ц. Сент-Женевьев (Св. Женевьевы); старая церковь разобрана в 1807, сохранилась башня Хлодвига, 11 и 15 вв.], Сен-Жермен-де-Пре (церковь освящена в 558, полностью перестроена в 11–17 вв.), Сен-Лоран (Св. Лаврентия; полностью перестроена в 15–19 вв.).
В Средневековье П. был разделён на многочисл. владения – короля (в т. ч. резиденция на о. Сите), епископов, местных сеньоров. Выделяются 3 историч. зоны: о. Сите как гос. и религ. центр, левый берег Сены как университетский центр и правый берег, где быстро развивались торги и рынки (в т. ч. у ворот Сент-Оноре; будущее «чрево Парижа»). На о. Сите – Парижской Богоматери собор, дворец Консьержери (с 11 в.; быв. тюрьма; башня Цезаря на рим. фундаментах; Часовая башня – 1350–53, часы – 1370, оформлены ок. 1585, скульптор Ж. Пилон; башня Говорун, Зал стражи с готич. сводами), часовни Сент-Эньян (нач. 12 в.) и Сент-Шапель (ок. 1240–1248). На левом берегу Сены в 13 в. основан Парижский ун-т (ныне в составе Сорбонны) с постройками для преподавателей и студентов (ныне Латинский квартал). Рядом расположены: церкви Сен-Жюльен-ле-Повр (1160-е гг. – сер. 13 в.), готические Сен-Северен (Св. Северина; 13 – нач. 16 вв., витражи 15 в.), Сент-Этьен-дю-Мон (Св. Стефана; 1494–1624; фасад – 1610–22; ограда хора – 1541, Ф. Делорм); отель Клюни (2-я пол. 15 в., ныне Национальный музей средневекового искусства). На правом берегу сохранились: ц. Сен-Жермен-л’Оксерруа (12–15 вв.), клуатр ц. Бийетт (1427), отель Санс (архиепископов Санса; 1475–1519), дома с 14 в. (военачальника Оливье V де Клиссона, 1380; дома на ул. Франсуа-Мирон, Вольта и др.). В 1190–1213 при Филиппе II Августе ядро П. на двух берегах окружено крепостной стеной (с юга охватила холм с мон. Св. Женевьевы) с башнями и укреплениями, заложившими основы будущей радиально-кольцевой планировки города. Площадь города составила 253 га. За пределами гор. стены располагались богатые аббатства (Сен-Мартен, Сен-Жак ордена госпитальеров, Сен-Жермен-де-Пре, монастырь тамплиеров и др.), церкви [Сен-Никола-де-Шан, 12 в., перестроена в 15 и 17 вв.; Сен-Медар (Св. Медарда), сер. 15 – нач. 16 вв.]. На правом берегу за гор. стенами существовала и небольшая крепость с донжоном (1190–1202; основа будущего Лувра), защищавшая о. Сите. Правобережная часть города росла быстрее левобережной и в 1356–83 по указу Карла V Мудрого здесь построены новые укрепления, включавшие территорию ок. 440 га вместе с Лувром, перестроенным в королевскую резиденцию в 1364–69. С востока город защищала крепость Бастилия. В 1528 Франциск I возвращает королевскую резиденцию в П., что способствовало активизации строительства на правом берегу Сены. В позднеготич. стиле возведены: церкви Сен-Мерри (1515–1612, витражи кон. 16 в.), Сент-Эсташ (Св. Евстафия; 1532–1633; неф – 1570; классицистич. фасад – 1754, окончен в 1772–1778), башня ц. Сен-Жак-де-ла-Бушри (1509–22; церковь снесена в 1797). В ренессансном стиле построены мэрия (Отель-де-Виль; с 1533, арх. Д. да Кортона; разрушена пожаром в 1871), отели Карнавале (1548 – ок. 1560, предположительно арх. П. Леско, скульптор Ж. Гужон; перестроен в 1660–61; ныне музей), Ламуаньон (1584). С 1546 строится совр. ансамбль Лувра (Леско и др.); с 1564 – дворец Тюильри (архитекторы Ф. Делорм, Ж. Бюллан).
Генрих IV своим эдиктом (1607) предписал бóльшую упорядоченность застройки П. и её регулярность. В нач. 17 в. сформированы первые геометрически правильные площади: квадратная замкнутая Королевская пл. (ныне Вогезов; 1605–12, арх. Л. Метезо; на месте снесённого в кон. 16 в. Турнельского замка) в р-не Маре с конным памятником Людовику XIII (1639, переплавлен в 1792, новая статуя установлена в 1825), трапециевидная в плане пл. Дофина (1607–16) на о. Сите с выходом к старейшему из сохранившихся мостов – Пон-Нёф (1578–1606) и памятнику Генриху IV (1614, восстановлен в бронзе в 1818, Ф. Ф. Лемо). При Карле IX построены новые укрепления (1566), а при Людовике XIII стены (1630–35) к северо-западу (до будущей пл. Согласия) и к северу от Бастилии. Площадь города составила 1,1 тыс. га. В 17 в. город активно рос, и по указу Людовика XIV (1670) стены разрушили, на их месте впоследствии были разбиты Большие бульвары. На месте старых ворот возвели новые в виде триумфальных арок: Сен-Дени (1672, арх. Н. Ф. Блондель) и Сен-Мартен (1674, арх. П. Бюлле). В 1676 составлен один из первых планов расширения П. При Людовиках XIII и XIV построены мн. значит. ансамбли (Люксембургский дворец; дворец кардинала Ришельё, позднее получил назв. Пале-Рояль, 1627–36, арх. Ж. Лемерсье, перестроен в 1764–70, арх. П. Контан д’Иври), увеличены дворцы Лувр (Павильон часов, 1639, арх. Лемерсье; завершение Квадратного двора, 1660–64, арх. Л. Лево) и Тюильри (1664–1670; сгорел во время Парижской коммуны 1871), ещё в 1595–1610 соединённые Большой галереей (архитекторы Б. А. и Жак II А. Дюсерсо, Л. Метезо). Ось Лувр – Тюильри по примеру Версаля продолжена садами Тюильри (с 1664, арх. А. Ленотр), круглой площадью (аналогичной пл. Звезды короля в Версале) и парком Елисейских Полей (с 1667; Ленотр). В 17 в. сложился тип крестообразной в плане церкви с портиками и фронтонами, с большим куполом на барабане над средокрестием: церкви Сен-Жозеф (Св. Иосифа) быв. монастыря кармелиток (1613–20, купол – 1628; ныне Католич. ин-т), Парижского ун-та (1635–1648, арх. Ж. Лемерсье; росписи Ф. де Шампеня; гробница кардинала Ришельё, 1694, Ф. Жирардон), мон. бенедиктинцев Валь-де-Грас (1645–67, архитекторы Ф. Мансар, Лемерсье, П. Лемюэ, Г. Ледюк), центрич. капелла Сен-Луи (Св. Людовика) госпиталя Сальпетриер (1670–1677, арх. Л. Брюан), ц. Нотр-Дам-де-л’Асомпсьон (Успения Богоматери; 1670–76, арх. Ш. Эррар). Также строились 3-нефные церкви с трансептом: Сен-Сюльпис (Св. Сульпиция; 1646–1745, архитекторы К. Гамар, Д. Життар, Ж. М. Оппенор; 2-башенный фасад – 1732–81, арх. Дж. Н. Сервандони и др.; росписи Ф. Лемуана, Э. Делакруа), Сен-Рош (Св. Роха) с большой ротондой за хором (1653–1754, архитекторы Лемерсье, Ж. Ардуэн-Мансар, Р. де Кот; росписи). 1-нефная (по плану ц. Иль-Джезу в Риме) барочная ц. Сен-Тома-д’Акен (Св. Фомы Аквинского; 1682–83, арх. П. Бюлле; росписи Лемуана, 1723–1724; картины Гверчино, С. Розы).
Многие градостроит. ансамбли являются узловыми точками в историч. центре П.: Дом инвалидов (1671–76, арх. Л. Брюан и др.; собор Сен-Луи, 1680–1706, арх. Ж. Ардуэн-Мансар), открытый на эспланаду (1704–20). Среди характерных построек классицизма: Коллеж четырёх наций (1662–88, архитекторы Л. Лево, П. Ламбер, Ф. д’Орбе; на месте Нельской башни 12 в.; ныне Институт Франции), вост. колоннада Лувра (1667–72), Парижская астрономическая обсерватория (1668–72, оба арх. К. Перро). По замыслу Ж. Б. Кольбера организованы первая круглая в П. пл. Побед (1685–86; диаметр 80 м; памятник Людовику XIV, 1822, скульптор Ф. Ж. Бозио) и прямоугольная со скошенными углами пл. Людовика Великого (ныне Вандомская пл. с Вандомской колонной; 1686–1720; обе площади – арх. Ж. Ардуэн-Мансар). Облик центра П. во многом определяют каменные отели (особняки) знати 17–18 вв.; с нач. 17 в. строятся доходные дома.
Активно в 17 – нач. 18 вв. развивался правобережный р-н Маре – построенные под влиянием типа римской ц. Иль-Джезу церкви Сен-Жерве – Сен-Проте (с 1494; зап. часть нефа и фасад – 1616–1621, архитекторы С. Деброс, Л. Метезо) и иезуитская ц. Сен-Поль – Сен-Луи (1627–41, архитекторы Э. Мартелланж, Ф. Деран; барочный фасад – 1634), центрич. Сент-Мари-дез-Анж быв. монастыря визиток (ныне протестантская; 1632–33, арх. Ф. Мансар) – одна из первых купольных; отели Майен (1613–17), Сюлли (1624–29, оба – Жан I А. Дюсерсо), Омон (1644–48, Л. Лево, Мансар), Бове (1654–60, А. Лепотр) с овальным двором, Сале (1656–59, арх. Ж. Булье; с 1985 Музей П. Пикассо), Роан (1705–1708; рокайльные интерьеры), Субиз (1705–09, арх. П. А. Деламер; включает части отеля Клисон 14 в.; рокайльные интерьеры 1735–39, арх. Г. Ж. Бофран; оба ныне Нац. архивы) с двором, обрамлённым колонной галереей. В 17 в. началась застройка на о. Сен-Луи с Орлеанской и Анжуйской набережными; построены отели Ламбер (1640–44; интерьеры Ш. Лебрена, Ф. Перье, Э. Лесюэра), Лозён (1650–58, оба арх. Лево), ц. Сен-Луи-ан-л’Иль (1664–1726, архитекторы Лево, Ж. Дусе; росписи Ж. Б. де Шампеня). В 1710–20-е гг. город продолжает расти на запад (в сторону Версаля); застраиваются правобережное предместье Сент-Оноре с Елисейским дворцом (1718–22, арх. А. К. Молле; с 1873 резиденция президента Франции) и левобережное – Сен-Жермен, где в формах классицизма, но часто с интерьерами в стиле рококо, возводятся отели Амело-де-Гурне с овальным двором (1711–14, арх. Бофран), Матиньон (1722–25, арх. Ж. Куртон; резиденция премьер-министра Франции), Бирон (1728–31, архитекторы Ж. А. Габриель, Ж. Обер; ныне Музей О. Родена); Бурбонский дворец (1722–28, арх. Л. Джардини; росписи Э. Делакруа; ныне Нац. собрание Франции). C сер. 18 в. в П. возникают площади преим. открытого типа: открытая с трёх сторон пл. Людовика XV (ныне пл. Согласия; 1755–76, арх. Габриель). В 1750–60-е гг. в стиле классицизма 18 в. построены: ансамбль Воен. школы (1753–73, арх. Габриель) с Марсовым полем (разбито в 1750-е гг.; совр. планировка – 1908–28), ведущим к Йенскому мосту (1808–14); ц. Сент-Женевьев с планом в виде греч. креста (1757–90, арх. Ж. Ж. Суфло, инж. Ж. Б. Ронделе; см. илл. к ст. Пантеон; скульптура фронтона – 1830–37, П. Ж. Давид д’Анже; росписи П. Пюви де Шаванна). Строительство активизировалось после завершения Семилетней войны 1756–63. В 1765 вышел указ о переносе кладбищ за границы города; в 1769 – о сносе построек на мостах (снесены к 1809). В 1770–80-е гг. возведены: ц. Сен-Филипп-дю-Руль в виде базилики с дорич. фасадом (1772–84, арх. Ж. Ф. Шальгрен); отели Монне (1771–77, арх. Ж. Д. Антуан), Бомарше (арх. П. Г. Лемуан), Сальм (1782–87, арх. П. Русо; ныне Дворец Почётного легиона); здание театра «Одеон» (1779–82, архитекторы М. Ж. Пейр, Ш. де Вайи), колоннада дворца Пале-Рояль (1781–84, арх. В. Луи), Дворец правосудия на о. Сите (1783–86, архитекторы П. Демезон, Ж. Д. Антуан, Г. М. Кутюр). В 1784–90 в 1–3 км от быв. укреплений в налоговых целях возвели двойной вал со стеной (длина 24 км) и 55 заставами (арх. К. Н. Леду), из которых сохранилось 4 (Ла-Виллет, дю-Трон, д’Анфер, ротонда в парке Монсо). Площадь города составила 3,4 тыс. га (1790). На месте этих валов и стен в сер. 19 в. разбили Внешние бульвары (2-е кольцо П.), охватывающие историч. часть города.
В нач. 19 в. имп. Наполеон I издал декреты, которые должны были превратить П. в подобие Рима с арками, колоннами и храмами. Открыты 60 круглосуточных фонтанов. На Вандомской пл. установили подобие колонны Траяна (1806–10, архитекторы Ж. Гондуэн, Ж. Б. Лепер) с бронзовыми барельефами, изображающими битву при Аустерлице (П. Н. Бержере, А. Д. Шоде). Сооружены триумфальные арки Каррузель (1806, архитекторы Ш. Персье, П. Фонтен; увенчана повторением квадриги с венецианского собора Св. Марка, скульптор Ф. Ж. Бозио) и Звезды (1806–36, арх. Ж. Ф. Шальгрен; рельефы, в т. ч. «Марсельеза», 1833–36, Ф. Рюд; под аркой – могила Неизвестного солдата с вечным огнём, 1920). В духе античного храма – здание Парижской биржи (1807–25, архитекторы А. Т. Броньяр, Э. Лабар). Проложены авеню Обсерватории, ул. Риволи с единообразной застройкой (1802, Персье и Фонтен). Завершено формирование пл. Согласия, в центре которой в 1836 водрузили егип. обелиск из храма Амона в Луксоре, а по углам поставили 6 статуй в честь важнейших франц. городов. Площадь стала перекрестием осей Лувр – арка Звезды и храм Славы [ц. Сент-Мадлен (Св. Марии Магдалины), типа периптера; 1806–42, архитекторы П. А. Виньон, Ж. Ж. М. Юве] – Бурбонский дворец (фасад с 12-колонным портиком – 1806–08, арх. Б. Пуайе; барельефы 1837, скульпторы Рюд, Ж. Ж. Прадье). В 1802–25 прорыты и оформлены каналы Урк, Сен-Мартен и Сен-Дени, создавшие Парижскую систему каналов (длина ок. 130 км).
После реставрации династии Бурбонов также построены: купольная часовня покаяния (на месте кладбища, где были захоронены Людовик XVI и Мария Антуанетта; 1816–26, арх. П. Ф. Л. Фонтен), здание Нац. высшей школы изящных искусств в стиле неоренессанса (1820–38, архитекторы Ф. Дебре, Ф. Дюбан); церкви Нотр-Дам-де-Лорет (1823–36), Сен-Венсан-де-Поль (1824–44, архитекторы Ж. Б. Лепер, Ж. И. Итторф) с 2-башенным фасадом. На месте старых укреплений у границ города сер. 17 в. (в т. ч. Бастилии, разрушенной в 1789–90) сформированы пл. Бастилии (с Июльской колонной, поставленной в 1831–40 в честь жертв революции 1830) и др. площади. В 1841–44 город в оборонных целях окружён новой стеной (граница города с 1860; 7,8 тыс. га) с бастионами, после 1-й мировой войны в 1919–32 заменённой бульварами Маршалов (3-м кольцом П.). Активизируется начатое ещё в 1800-е гг. использование металлич. конструкций: б-ка Св. Женевьевы (1844–51), ц. Сент-Эжен – Сент-Сесиль (1854–55, архитекторы Л. О. Буало, А. Л. Люсон; первая с открытой металлич. конструкцией), читальный зал Нац. б-ки Франции (1862–1868, оба арх. А. Лабруст). Символом П. стала построенная для Всемирной выставки 1889 Эйфелева башня (1887–89, по проекту сотрудников инж. бюро А. Г. Эйфеля – М. Кёклена, Э. Нугье и арх. С. Совестра; выс. 300 м).
В 1853–96 по инициативе префекта деп-та Сена Ж. Э. Османа перепланирована центр. часть города: созданы новые широкие бульвары (авеню Фош, бульвар Сен-Жермен), площади с радиально расходящимися от них улицами (пл. Республики, 1854–62). Радиально-кольцевую систему П. укрепило ж.-д. строительство (11 лучей соединены окружными железными дорогами); построены вокзалы Сен-Лазар (1842–53, расширен в 1886–89), Северный (1861–65, арх. Ж. И. Итторф), Аустерлицкий (1862–1867) и др. Проложена новая ось бульваров Сен-Мишель – Севастопольский бульвар – бульвар Страсбур, выходящая на Восточный вокзал (1847–49, арх. Ф. Дюкне; расширен в 1895–99). Окончательно сформирована гл. гор. анфилада с площадями Согласия и Звезды (с 1970 пл. Шарля де Голля), соединёнными широким проспектом Елисейских Полей длиной 2 км и шириной 70 м (застроен с 1838, Итторф). Разбиты многочисл. парки (Монсо, 1852; Бют-Шомон, 1867; Монсури, 1869; и др.) и небольшие огороженные сады. Однако эта перестройка П. привела к потере мн. памятников архитектуры: в 1858–68 снесена значит. часть построек о. Сите. В стиле неоготики преим. на окраинах П. построены церкви Сент-Клотильд (Св. Клотильды; 1846–57, архитекторы Ф. К. Гау, Т. Баллю), Нотр-Дам-де-Клиньянкур (1859–63, П. Э. Лекё), англиканский собор Св. Троицы (1881–86), ц. Сен-Жан-де-Монмартр с жел.-бетон. конструкциями (1897–1904, А. де Бодо) и др. В духе неоренессанса – церкви Сент-Трините (Св. Троицы; 1861–67, Баллю), Сен-Франсуа-Ксавье (Св. Франциска Ксаверия; 1861–73; картина «Тайная вечеря» Тинторетто, 1559), новое здание Ратуши (1874–82, Баллю, Э. Деперт). С элементами романской и визант. архитектуры – ц. Сент-Огюстен (Св. Августина; 1860–71, арх. В. Бальтар; купол в неовизантийском стиле), базилика Сакре-Кёр на холме Монмартр (1875–1919, арх. П. Абади; колокольня – арх. Л. Мань; 473 м2 мозаик, 1900–1923). В русско-византийском стиле – православный 5-шатровый собор Св. Александра Невского (1859–61, архитекторы Р. И. Кузьмин, И. В. Штром). Для П. 19 в. характерны резкие социальные, жилищные и архит. контрасты. Помпезные театры (Парижская опера, гл. памятник Второй империи стиля), выставочные здания, универмаги («Ле Бон Марше», 1870–87, арх. Л. Ш. Буало, инж. А. Г. Эйфель; «Галери Лафайет», 1905–12) соседствовали с доходными домами и бедными жилыми районами окраин.
В духе эклектизма к Всемирной выставке 1900 построены дворцы Гран-Пале (1897–1900, архитекторы А. Деглан, Л. А. Луве, А. Ф. Т. Тома; ныне выставочный зал) и Пти-Пале (1897–1900, арх. Ш. Жиро; с 1902 музей), вокзалы Лионский (1900) и Орсе (1898–1900, арх. В. Лалу), мост Александра III (1896–1900). В стиле модерн (ар нуво) – мн. жилые дома (Кастель-Беранже, 1895–98), входы на станции метро 1-й очереди (1899–1904, все – арх. Э. Гимар); универмаг «Самаритен» (1903–07, арх. Ф. Журден, перестроен в 1933 в стиле ар деко). Новаторские постройки О. Перре из железобетона предвосхитили стиль ар деко: многоквартирный дом на ул. Бенджамина Франклина (1903), Театр Елисейских Полей (1911–13, совм. с Г. Перре на основе проекта Х. ван де Велде; рельефы и фрески Э. А. Бурделя, росписи Э. Вюйара, М. Дени). В 1929 к П. присоединены территории за бульварами Маршалов, в т. ч. Булонский лес (парк разбит в 1852–58) с небольшим дворцом Багатель (1777, арх. Ф. Ж. Беланже) и Венсенский лес (разбит в 1859–1860) с замком Валуа (ок. 1337 – ок. 1410), церковью Сент-Шапель (1379–1552, витражи 1559), стенами и воротами (2-я пол. 14 в.), классицистич. павильонами короля и королевы (1654–61, арх. Л. Лево). План 1928–39 (арх. А. Прост и др.) приостановил перестройку историч. П. за счёт строительства городов-спутников. На гор. окраинах в русле модернизма и ар деко построены: виллы Жаннере и Ла-Рош (1923–25, архитекторы Ле Корбюзье и П. Жаннере; обе ныне Фонд Ле Корбюзье), 8 домов художников в комплексе Виллы Сёра (1924–1926, арх. А. Люрса), дом Т. Тцара (1925–26, арх. А. Лоз), Междунар. университетский городок с 29 павильонами (1925–37; арх. В. М. Дюдок и др.; в т. ч. общежитие швейц. студентов, 1930–1932, Ле Корбюзье), комплекс особняков на ул. Малле-Стевенс (1926–27, арх. Р. Малле-Стевенс), здание Музея колоний (Порт-Доре; 1927–31, архитекторы А. Лапрад, Л. Жосли, Л. Базен; ныне Нац. центр истории иммиграции), ц. Сент-Эспри (Св. Духа; 1928–35, арх. П. Турнон; интерьер в духе храма Св. Софии в Стамбуле), центр Армии спасения (1929–33, Ле Корбюзье), а также гор. мечеть в мавританском стиле (1922–26, Р. Фурне, М. Манту, Ш. Эбе).
К Всемирной выставке 1937 построены ориентированные на Сену дворцы (выставочные комплексы) в стиле ар деко: Шайо с двумя полукруглыми колоннадами (1934–37, архитекторы Л. Азема, Л. И. Буало, Ж. Карлю; ныне здесь размещаются Музей архитектуры и наследия и Нац. музей морского флота), Токио (1937, архитекторы Ж. К. Дондель, А. Обер, П. Вьяр, М. Дастюг; ныне Гор. музей совр. иск-ва и центр совр. иск-ва, реконструкция 2001 и 2012, бюро «Lacaton & Vassal»); также был возведён дворец Йенá (1936–46, арх. О. Перре; достроен в 1960–62 и 1990-х гг.; ныне адм. здание). В 1950–70-е гг. осн. строительство идёт в пригородах, где создаются мн. массивы многоквартирных домов и новый деловой р-н Дефанс. В пределах П., часто на месте сносимых обветшавших кварталов, возводятся крупные обществ. сооружения: здание ЮНЕСКО (1952–58, архитекторы М. Брёйер, Б. Зерфюсс, инж. П. Л. Нерви; расширено в 1960–1970-е гг.; корпус «Пространство медитации» в духе неомодернизма, 1995, арх. Т. Андо), Дом радио (1958–63, арх. А. Бернар и др.), небоскрёб «Тур Монпарнас» в деловом комплексе Мен-Монпарнас (1969–73, арх. Э. Бодуэн и др.; при выс. 210 м самое высокое здание П.), здания коммунистич. партии Франции (1971, арх. О. Нимейер и др., инж. Ж. Пруве; завершено в 1979–80; все в русле позднего модернизма), Национального центра искусства и культуры им. Ж. Помпиду в стиле хай-тек (т. н. Бобур; 1972–77, архитекторы Р. Роджерс, Р. Пиано, инженеры П. Райс, Э. Хапполд). Созданы районы высотной (преим. жилой) застройки Итали-13 (в 13-м округе; 1960–70-е гг., в т. ч. комплекс Лез-Олимпьяд из 12 корпусов, включающий 8 башен выс. 104 м; 1974, арх. М. Олле и др.) и Фрон-де-Сен (Богренель; 15-й округ, 1970-е гг.).
В 1980-е – 1-й пол. 1990-х гг., при президенте Ф. Миттеране, были реализованы его «Большие проекты»: Музей Орсе (быв. одноим. вокзал, реконструкция 1986, арх. Г. Ауленти), «Город науки и промышленности» (музей науки и техники; 1986, арх. А. Фенсильбер) в парке Ла-Виллет в стиле деконструктивизма (55 га на месте быв. скотобоен; 1980–1987; завершён в 2000; арх. Б. Чуми), Ин-т арабского мира (1987, арх. Ж. Нувель), новый вход Лувра в форме 4 стеклянных пирамид (1985–89, арх. И. М. Пей), новое здание Нац. б-ки Франции (1992–95, арх. Д. Перро). Также были построены: спортивный комплекс «Берси» (1981–83, архитекторы П. Пара, М. Андро, инж. Ж. Пруве), здание Мин-ва финансов в духе брутализма (1989, архитекторы П. Шеметов, Б. Уидобро); на пл. Бастилии – театр «Опера Бастий» в русле постмодернизма (1989, арх. К. Отт) и начинающаяся там озеленённая быв. ж.-д. эстакада, состоящая из «Виадука искусств» (1988–97, арх. П. Берже) и «Зелёной аллеи» («Promenade plantée»; 1988–93, архитекторы Ж. Вержели, Ф. Матьё); здания фонда «Картье» (1994, арх. Нувель), Амер. центра в стиле деконструктивизма (1994, арх. Ф. Гери; ныне Франц. синематека), комплекс «Город музыки» в парке Ла-Виллет (1995, арх. К. де Портзампарк). При этом осн. строит. активность велась на востоке П., где мн. территориям требовалась реконструкция. Среди построек нач. 21 в. – Музей на набережной Бранли (2006, арх. Нувель).
Набережные Сены с памятниками архитектуры и мостами [кроме названных – Мари, 1677; Королевский (Рояль), 1685–89, по проекту Ж. Ардуэн-Мансара; Согласия (Конкорд), 1787–91; Искусств, 1802–04, первый металлический в П., реконструирован в 1981–84; Аустерлицкий, 19 в.; Мирабо, 1893–96; Бир-Хакейм, 1903–05] включены в список Всемирного наследия.
Фонтаны: Невинных (1547–49, арх. П. Леско, скульптор Ж. Гужон), Медичи рядом с Люксембургским дворцом (1624, арх. С. Деброс), Одриетт (1638, реконструирован в 1760), «Четыре времени года» на ул. Гренель (1739–45, скульптор Э. Бушардон), «Победы» на пл. Шатле (1806–08, скульптура Л. Буазо; на месте крепости, разрушенной в 1802), Девы Марии близ собора Парижской Богоматери (1845), Сен-Мишель (1860, арх. Г. Давиу, скульптор Ф. Дюре), Обсерватории (1867–74, скульптор Ж. Б. Карпо), Стравинского (1983, скульпторы Ж. Тенгели, Н. де Сен-Фаль).
Памятники: маршалу М. Нею (1852–1853, скульптор Ф. Рюд) на пл. Обсерватории, Жанне д’Арк (1874); «Триумф Республики» на пл. Нации (1879–99, скульптор Э. Ж. Далу), статуя Республики на пл. Республики (1883, арх. Ш. Морис, скульптор Л. Морис); конные имп. Карлу Великому (1882, скульпторы Л. и Ш. Роше) и Этьену Марселю (1888, Ж. А. Идрак); О. де Бальзаку (1893–97) и В. Гюго (1886–1900; оба – скульптор О. Роден), Д. Дидро (1886, скульптор Ж. Готерен); Свободы на Лебедином острове (уменьшенный вариант статуи Свободы в Нью-Йорке; 1889, скульптор Ф. О. Бартольди), Ж. Ж. Дантону (1891, скульптор О. Пари), Ги де Мопассану (1897, скульптор Р. Верле), Л. Пастеру (1900, скульптор А. Фальгьер; установлен в 1908), Стена коммунаров на кладбище Пер-Лашез (1909, скульптор П. Моро-Вотье), А. Мицкевичу (1909–29, скульптор Э. А. Бурдель); 14 статуй с Междунар. выставки декоративных искусств 1925 (с 1930 – в мэрии 5-го округа), «Франция» близ Порт-Доре (1931, скульптор Л. Э. Дривье), Мемориал мучеников Сопротивления на холме Мон-Валерьен (1960–61).
В Большом Париже, в 1–3 км от бульваров Маршалов, сохранилось кольцо фортов, построенных в 19 в. Здесь, за границей деп-та П., в 20 в. активно рос пром. рабочий пояс (ныне заменяется совр. гор. кварталами). В 1920–30-е гг. там были созданы 16 городов-садов (Дюньи, 1934, архитекторы Ж. Альбанк, Э. Гонно; Ле-Плеси-Робенсон, 1939, арх. М. Пере-Дортай, и др.). В Большом Париже расположены города и коммуны: Сен-Дени с одноим. аббатством, монастырём урсулинок (1644, арх. Ф. Мансар), быв. зданием редакции газ. «L’Humanité» (1989, арх. О. Нимейер), стадионом «Стад де Франс» (1998, архит. бюро «Costantini Regembal Architects», «Macary Zublena Architects»); Нуази-ле-Гран с жилыми комплексами в стиле постмодернизма «Аркады на озере» (1972–75) и «Пространства Абраксаса» (1978–83; оба – Р. Бофилл); Бобиньи с домом профсоюзов (биржей труда; 1978, арх. Нимейер); Ле-Ренси с ц. Нотр-Дам-дю-Ренси (1922–23, О. и Г. Перре); Со с замком Ж. Б. Кольбера (1670, перестроен в 1857; ныне Музей Иль-де-Франса); Севр с заводом по произ-ву севрского фарфора (с 1756; музей с 1824); Сен-Клу с парком 17–18 вв. (арх. А. Ленотр); Рюэй-Мальмезон с дворцом Мальмезон; Мёдон с собств. домом арх. Т. ван Дусбурга (1929–31); Гарш (Вокресон) с виллой Стайн (1927, арх. Ле Корбюзье).
На территории трёх городов (Пюто, Курбевуа и Нантер, деп-т О-де-Сен), на градостроит. оси, идущей от Лувра через Елисейские Поля, расположен крупнейший в Европе деловой р-н Дефанс (строился с 1950-х гг.). Там находятся Центр новой пром-сти и технологий (CNIT; 1956–58, арх. Б. Зерфюсс и др., инж. Ж. Пруве и др.), мн. высотные здания, в т. ч. «Initiale» (1965–66, арх. Ж. де Майи и др., инж. Пруве), «First» [1974, арх. П. Дюфо; после реконструкции (2011, архит. бюро KPF) достигло выс. 231 м – самое высокое здание Франции], «La Grande Arche» (в форме арки выс. 110 м; 1985–89, арх. Й. О. фон Спреккельсен при участии П. Андрё; один из «Больших проектов» Ф. Миттерана), «Pacific» (1988–1992, арх. К. Курокава), «Cœur Défense» (1999–2001, арх. Ж. П. Вигье), «Granite» (2005–08, арх. К. де Портзампарк), мн. пешеходные мосты между корпусами и через автомагистрали (напр., мост Вальми, 2008, арх. Д. Файхтингер). Также в Дефансе – католич. ц. Нотр-Дам-де-Панткот (1998–2001, арх. Ф. Аммутен).
В 2007 по инициативе Н. Саркози начал разрабатываться план комплексной реконструкции П. «Большой Париж», рассчитанный на 20–40 лет (в 2010–2013 под рук. Б. Лемуана; с участием архитекторов Ж. Нувеля, К. де Портзампарка, Р. Роджерса, А. Грумбаха, И. Льона и др.).
П. – один из крупнейших в мире центров науки и образования. Среди науч. учреждений – Ин-т Франции, Парижская астрономич. обсерватория, Нац. академия хирургии (1731), С.-х. академия (1761), Нац. академия фармакологии (1803), Нац. академия медицины (1820), Академия архитектуры (1840, совр. назв. с 1953), Ветеринарная академия (1844), Ин-т Пастера (1888), Франц. ин-т визант. исследований (1897), Ин-т Кюри (основан в 1909 как Радиевый ин-т, совр. назв. с 1970), Парижский ин-т физики Земли (1921), Национальный центр научных исследований Франции, Нац. ин-т демографич. исследований (1945), Парижская школа экономики (2006). В П. – штаб-квартиры Франц. ин-та Дальнего Востока (основан в 1898 как Археологич. миссия в Индокитае, находился в Сайгоне, Ханое; с 1954 в П.), Междунар. союза лабораторий и экспертов в области строит. материалов, систем и конструкций (1947). Крупные вузы: Коллеж де Франс, Сорбонна, Нац. высшая школа изящных искусств (1671), Нац. высшая школа мостов и дорог (1747), Нац. высшая школа декоративных искусств (1766), Нац. высшая школа искусств и ремёсел (1780), Нац. высшая школа горного дела (1783), «Нац. консерватория искусств и ремёсел» (1794), Высшая нормальная школа (основана в 1794, в 1985 объединена с Севрской женской Высшей нормальной школой), Политехнич. школа (основана в 1794 как Центр. школа гос. работ; совр. назв. с 1795), Нац. школа хартий (1821), Центр. школа П. (1829), Свободная школа политических наук (1872, ныне - Институт политических исследований), Ин-т арабского мира (1980), Парижский научно-технологич. ин-т (Паритек; основан в 1991 как Высшая технологич. школа, совр. назв. с 1999; в его составе 11 технич. коллежей и 1 бизнес-коллеж), Нац. ин-т истории иск-ва (2001) и др. Национальная библиотека Франции, среди др. библиотек – Мазарини (1643; с 1945 при Ин-те Франции), Арсенала (1756), Нац. ассамблеи (1796), Сената (1818), историческая (1871), администрации П. (1872), Рус. общественная им. И. С. Тургенева (1875; в 1940 собрание было вывезено; восстановлено в 1959), Форне (1886, с 1961 – в особняке Санс), Г. Малера (1986). Нац. архивы (1790).
Музеи: Дом инвалидов, Карнавале, Лувр, Мармоттан, Оранжери, Орсе, Нац. музей естеств. истории [ведёт историю с 1635; объединяет в П.: Сад растений (1794), Венсенский зоопарк (1934), Музей человека (1937), Галерею эволюции (2010), Минералогич. галерею и Палеонтологич. музей], искусств и ремёсел (1794), Нац. музей ср.-век. иск-ва (1843), истории Франции (1867), Нац. музей вост. искусств – Гиме (1889; один из крупнейших музеев вост. иск-ва в мире), Чернуски (1898), Объединение декоративных искусств (создано в 1901; координирует деятельность музеев: декоративного иск-ва; моды и текстиля; рекламы; Ниссим-де-Камондо), изобразит. искусств Жакмар-Андре (1913), О. Родена (1916, открыт в 1919), Коньяк-Же (1929; франц. иск-во 18 в.), здравоохранения (1934), открытий и изобретений (1937), Нац. музей Э. Делакруа (1952; совр. статус с 1971), Гор. музей совр. иск-ва (1961, во дворце Токио), О. Цадкина (открыт в 1982), П. Пикассо (1985), Баккара (1988; изделия лотарингской хрустальной мануфактуры), Павильон Арсенала (1988; градостроительство и архитектура П.; здание 1879), С. Дали (1991), А. Майоля и др. Дома-музеи: В. Гюго, Г. Моро (оба открыты в 1902), Э. А. Бурделя (открыт в 1949), О. де Бальзака (открыт в 1960).
П. – крупнейший театральный центр мира. Первый театр в П. («Бургундский отель») в 1548 открыло Братство страстей господних (в 1402 получило монополию на постановку мистерий в П.). Первая постоянная труппа появилась в П. в 1599. В нач. 21 в. в городе более 100 театров, в т. ч. ведущие драматические, имеющие статус национальных, – «Комеди Франсез» и Нац. нар. театр (Théâtre National Populaire, TNP, 1920; расположенный во дворце Шайо зал предназначен для театральных представлений, концертов и кинопоказов), а также 15 муниципальных, более 30 театров для детей, ок. 50 частных театров разл. жанров, входящих в Ассоциацию парижских театров. Среди самых известных театров: «Ателье», «Одеон» (1782, с 1990 «Театр Европы»), «Шатле» (1862), «Атеней – Луи Жуве» (1893), «Антуан» (1897; здание 1866), Театр Елисейских Полей (1913). В тройку лучших классич. трупп мира входит балет Парижской оперы. Популярностью пользуются «Театры бульваров» и многочисл. кафе-театры. Ежегодно проводятся: «Осенний фестиваль» – крупнейший во Франции междунар. фестиваль совр. иск-ва (театра, музыки, танца, визуальных искусств и кино; с 1972), фестиваль музыки, танца, театра и кино «Летний квартал» (с 1990), Междунар. фестиваль фильмов о правах человека и кинофестиваль «Пари синема» (оба с 2003) и др.
Уникальный центр мировой муз. культуры со времён раннего Средневековья, давший начало ряду муз. жанров, школ и направлений; родина европ. проф. многоголосной музыки, балета, оперетты, нескольких видов оперы. Здесь сформировалась первая в истории школа хоровой полифонии – Нотр-Дам школа. В 14 в. в Парижском ун-те работали Филипп де Витри и Иоанн де Мурис – создатели новой теории муз. ритмики и нотации (см. Мензуральная нотация). В 1528 П. Аттеньян и П. Отен основали нотное изд-во. В 1570 Т. де Курвиль и Ж. А. де Баиф открыли Академию поэзии и музыки (существовала до 1584). В 17 в. значит. роль в культурной жизни играл королевский двор, в особенности в годы правления Людовика XIV. В «Музыку короля» входили три больших коллектива: «Камера», включавшая 2 оркестра – «Большой, или 24 скрипки короля» (постоянно находился в П.) и «Малый, или 16 скрипок короля» (сопровождал короля в путешествиях); «Капелла» (вокалисты); «Большая конюшня» (оркестр охотничьей духовой музыки). Главный оперно-балетный театр – «Королевская академия музыки» (1672). В 1653–87 муз. жизнь П. возглавлял Ж. Б. Люлли, в 1730–1760-х гг. в придворной опере ведущее положение занял Ж. Ф. Рамо. Одновременно в нар. ярмарочных театрах давались комич. представления с музыкой, в 1714 в предместье Сен-Жермен основан театр, давший начало театру «Опера-Комик». После Франц. революции кон. 18 в. театры были национализированы, церковные школы упразднены; в муз. жизни города значит. место заняли массовые торжества. В 1828 Ф. А. Хабенек основал «Концертное общество консерватории». В период Второй империи П. стал центром иск-ва оперетты. В 18–19 вв. работали фирмы муз. инструментов: Ж. Б. Вильома (смычковые), «Плейель», С. Эрара (фп., арфы), А. Кавайе-Коля (органы). В 19–20 вв. П. стал привлекать множество крупных музыкантов из др. стран: здесь жили и работали Дж. Россини, Ф. Шопен, Ф. Лист, Ф. И. Шаляпин, И. Ф. Стравинский, С. С. Прокофьев и др. Событиями стали организованные С. П. Дягилевым в нач. 20 в. Исторические русские концерты и оперно-балетные Русские сезоны. После 1-й мировой войны возникли группы композиторов-экспериментаторов «Шестёрка» и «Молодая Франция» (1935). В 1954–74 проводились концерты совр. музыки «Domaine musical», одним из идеологов которых был П. П. Сувчинский, одним из руководителей – П. Булез. Сложилась своеобразная традиция эстрадной песни (шансон). Ныне функционируют: Парижская опера, «Опера-Комик» (назв. с 1801), Парижский оркестр, Оркестр Колонна (1873), Оркестр Ламурё (1881), Нац. оркестр Франции (1934, первоначально – Французского радио), Филармонич. оркестр Радио Франции (1937), камерные оркестры «Ensemble intercontemporain» (1976), «Оркестровый ансамбль Парижа» (1978). Работают всемирно известные муз. ансамбли, специализирующиеся в области аутентичного исполнительства: «Музыканты Лувра» (1982; с 1996 в Гренобле), «Духовный концерт» (1987), «Лирические дарования» (1991) и др. Высшие муз. учебные заведения: Парижская консерватория, Нормальная школа музыки (1919), Рус. конс. им. С. В. Рахманинова (1923), Амер. конс. в Фонтенбло (1918). Преподавание старинной музыки сосредоточено в «Схола канторум» (1894) и «Центре барочной музыки в Версале» (1988). Ин-т исследований и координации муз.-акустич. проблем (IRCAM; 1977) – один из мировых центров изучения муз. акустики, а также совр. (в т. ч. электронной) музыки. В П. находится штаб-квартира Международного музыкального совета при ЮНЕСКО (1949). В рамках многопрофильного «Осеннего фестиваля» проводятся Междунар. муз. недели. Междунар. муз. конкурс пианистов, скрипачей и вокалистов им. М. Лонг – Ж. Тибо – Р. Креспен (основан в 1943, с 1946 Междунар. конкурс пианистов и скрипачей им. М. Лонг – Ж. Тибо; с 2011 совр. назв.) – один из самых престижных в мире. Крупнейшие концертные залы – «Плейель» (открыт в 1839; с 1927 в новом здании, архитектор Г. Лион, реставрирован в 2002–06), «Гаво» (1907, в 1976 закрыт, в 2001 вновь открыт после реставрации); концерты проводятся и в театральных залах.
Крупный спортивный центр Европы. В 1900 и 1924 в П. были проведены Олимпийские игры. Футбольный клуб «Пари Сен-Жермен» (ПСЖ) – 4-кратный чемпион страны (1986, 1994, 2013, 2014) и 8-кратный обладатель Кубка Франции (1982–2010), обладатель европ. Кубка Кубков (1996); принимает соперников на «Парк де Пренс» (св. 47 тыс. мест), где проходили матчи чемпионатов Европы (1960, 1984) и мира (1998) по футболу и 3 финала Лиги чемпионов. Финал чемпионата мира по футболу (1998) проведён на специально построенном «Стад де Франс» (80 тыс. мест), где также принимает соперников один из ведущих регбийных клубов страны «Стад Франсе». С 1891 проводится теннисный турнир «Большого шлема» – Открытый чемпионат Франции (с 1928 на земляных кортах «Ролан Гаррос»). На ипподроме «Лоншан» с сер. 19 в. ежегодно разыгрываются традиц. призы с участием лошадей лучших скаковых пород, в т. ч. «Приз Триумфальной арки». С 1867 периодически проводятся междунар. шахматные турниры. С 1976 проходит традиц. междунар. марафон (старт на Елисейских Полях, финиш на авеню Фош). В нач. 21 в. место проведения мн. междунар. соревнований, в т. ч. чемпионатов мира по бадминтону (2010), дзюдо (2011). В П., как правило, финиширует велогонка «Тур де Франс». На юго-востоке расположен один из самых крупных в Европе многофункциональных спортивных комплексов – «Берси» (открыт в 1984).
Парижский регион – гл. экономич. ядро Франции, здесь создаётся ок. 30% ВВП страны, насчитывается св. 4,6 млн. работающих (из них в пределах Большого Парижа – более 57%). П. (наряду с Нью-Йорком, Лондоном и Токио) входит в число ведущих «мировых городов»; среди крупнейших городов мира по объёму ВРП делит с Лондоном 5–6-е место. Основа экономики – сфера услуг (ок. 87% ВРП, св. 85% занятых), в т. ч. адм., деловые, информац. и телекоммуникац. услуги, финансовый бизнес, наука, образование и культура, транспорт и логистика, торговля, индустрия туризма, отдыха и развлечений.
Большой Париж – один из гл. европ. деловых центров. По числу базирующихся здесь головных офисов крупнейших мировых компаний (33 из 500, 2011) уступает лишь Токио (48) и Пекину (41), штаб-квартир междунар. организаций [в т. ч. ЮНЕСКО, ОЭСР, Междунар. торговая палата, Междунар. агентство по энергетике, Междунар. бюро выставок, Европ. космич. агентство и др.] – только Брюсселю.
В самом П. размещаются штаб-квартиры европ. аэрокосмич. и оборонного концерна «Airbus Group» (вторая – в Оттобрунне, близ Мюнхена, Германия), ведущих нац. компаний: «Électricité de France» (электроэнергетика), «PSA Peugeot Citroёn» (автомобилестроение), «Sanofi» (фармацевтич. пром-сть), «Lafarge» (пром-сть строит. материалов), «Groupe Danone» (пищевкусовая пром-сть), «Groupe Galeries Lafayette», «Printemps» (обе – розничная торговля), «Pixmania» (электронная торговля), а также франц.-амер. компании «Alcatel-Lucent» (произ-во телекоммуникац. и компьютерного оборудования, разработка программного обеспечения) и др., в ближних пригородах – головные офисы компаний «Total» (нефтяная и газовая пром-сть), «GDF Suez» (электроэнергетика и газовая пром-сть), «Saint-Gobain» (пром-сть строит. материалов; все – в г. Курбевуа), «Renault» (автомобилестроение), «Carrefour» (торговля; обе – в г. Булонь-Бийанкур), «Alstom» (транспортное и энергетич. машиностроение; г. Леваллуа-Перре), «Dassault Aviation» (авиастроение; г. Сен-Клу), «Groupe Auchan» (г. Круа), «E. Leclerc» (г. Иври-сюр-Сен), «Monoprix» (все – торговля), «L’Oréal» (парфюмерно-косметич. пром-сть; обе – в г. Клиши) и др.
П. – крупный междунар. финансовый центр; здесь сосредоточены штаб-квартиры б. ч. крупнейших франц. коммерч. банков [Crédit Agricole (в г. Монруж), BNP Paribas, Société Générale, Groupe BPCE и др.] и страховых компаний [AXA, «CNP Assurances», «Groupama», группа компаний SCOR (г. Пюто) и др.], находится фондовая биржа NYSE Euronext Paris (быв. Парижская биржа).
П. – гл. франц. медиацентр: здесь располагаются ведущие франц. телекоммуникац. («Orange» и др.), теле-, кино- и звукозаписывающие компании, редакции крупнейших ежедневных газет [«Le Figaro», «Le Monde», «Libération», «International New York Times» (выходит на англ. яз.) и др.] и всемирно известных журналов мод (в т. ч. «Vogue», «Elle» и «Marie Claire»), многочисл. издательства.
В Большом Париже размещаются 9 «кластеров конкурентоспособности» (обеспечивают сотрудничество между бизнесом, образоват. учреждениями и исследовательскими лабораториями): «Medicen», «Systematic», «Cap Digital», «ASTech», «Cosmetic Valley», «Finance Innovation», «Mov’eo», «Advancity», «Elastop ̂ole»; технопарки «Biocitech» (инновации в сфере биотехнологий и тонкой химии; П.), «Genopole» (генетика, геномика и биотехнологии; г. Эври), «Paris Innovation Vauvenargues» (многоотраслевой; г. Сен-Дени) и др. В рамках инновац. программ создано 26 центров помощи бизнесу (в т. ч. «Ateliers de Paris» – единственный во Франции «инкубатор» в области иск-ва, моды и дизайна) и т. н. бизнес-питомники по поддержке инноваций (функционируют под эгидой Торгово-пром. палаты; в Большом Париже курируют деятельность ок. 380 тыс. предприятий).
П., наряду с Миланом, Нью-Йорком и Лондоном, – один из гл. мировых центров индустрии моды; с кон. 19 в. сохраняет славу законодателя в произ-ве модной одежды, аксессуаров, высококачественных ювелирных изделий, парфюмерно-косметич. средств и др. Здесь размещаются дома моды («Dior», «Chanel», «Givenchy» и др.), головные офисы компаний – ведущих мировых производителей одежды класса люкс и предметов роскоши: «LVMH Moët Hennessy – Louis Vuitton» (товары торговых марок «Givenchy», «Louis Vuitton», «Guerlain», «Chaumet», «Moët & Chandon», «Hennessy» и др.), «Kering» (марки «Gucci», «Yves Saint Laurent», «Boucheron», «Brioni» и др.), «Hermès International» и «Christian Dior». Неделя моды в П. (проходит с 1973, два раза в год) – одно из самых значимых мероприятий, задающих тон развитию мировой моды.
П. – важнейший узел нац. сети автомагистралей. От 7 парижских ж.-д. вокзалов радиально расходятся 11 ж.-д. линий. П. – крупнейший в стране речной порт; грузооборот 21 млн. т (2010; 2-е место среди европ. речных портов после герм. Дуйсбурга); осн. терминалы – в г. Женвилье; гл. грузы: строит. материалы, нефтепродукты, уголь и изделия из металлов. П. – один из крупнейших мировых узлов авиасообщений. Пассажирооборот междунар. аэропорта Шарль-де-Голль 61,6 млн. пассажиров (2012; 2-е место в Европе после лондонского аэропорта Хитроу), Орли – 27,1 млн. пассажиров (2011); аэропорт Ле-Бурже – одна из ведущих европ. баз бизнес-авиации. Метрополитен П. – один из крупнейших в мире (общая длина 219,9 км, 16 линий, 303 станции).
Гл. торговый центр Франции (св. 1/2 нац. торгового оборота) и один из крупнейших европ. и междунар. центров выставочно-ярмарочной деятельности; среди важнейших междунар. мероприятий (всего ок. 10 млн. посетителей в год) – Парижский автосалон (Mondial de l’automobile), Авиакосмич. салон в Ле-Бурже (Salon international de l’aéronautique et de l’espace – Paris Le Bourget), выставки с. х-ва (Salon international de l’agriculture), товаров широкого потребления (Foire de Paris), транспорта и логистики (SITL), дизайна интерьеров (Maison & Objet), модных дизайнеров (Tranoї), гостиничного бизнеса, здоровья и др.
П. – один из крупнейших мировых центров туризма, гл. обр. культурно-познават. и делового. Город посещают ок. 27 млн. чел. в год (св. 1/3 всех приезжающих во Францию; из них ок. 17 млн. чел. – иностранцы, в осн. из европ. стран и США), Парижский регион – ок. 42 млн. чел. (1-е место среди регионов ЕС). Важный объект туризма – комплекс парков развлечений «Диснейленд» (1992; в г. Марн-ла-Валле; 15,6 млн. чел., 2011). Доходы от иностр. туризма 58,5 млрд. долл. (2009).
Парижский регион – традиционно крупнейший в стране индустриальный узел. С 1950-х гг. наиболее крупные пром. предприятия выведены за гор. черту П., с 1970-х гг. – за пределы Большого Парижа. В самом П. сохранилось неск. крупных предприятий, в т. ч. заводы компаний «PSA Peugeot Citroёn», «Safran» и «Valeo» (все – произ-во автокомплектующих).
В нач. 2010-х гг. Большой Париж остаётся одним из гл. европ. центров автомобильной, авиаракетно-космич. и электронной пром-сти; также развито станкостроение, произ-во изделий точной механики и оптики. Важную роль играют химич. (выпуск минер. удобрений, полимерных материалов, парфюмерно-косметич. и фармацевтич. средств), мебельная, целлюлозно-бумажная, полиграфич., швейная, пищевкусовая пром-сть и пром-сть строит. материалов. В зап. пригородах П. развито автомобилестроение (заводы в городах Булонь-Бийанкур, Аньер-сюр-Сен, Леваллуа-Перре и Мёдон), авиастроение (Сен-Клу и Женвилье), энергетич. машиностроение (Курбевуа), произ-во парфюмерно-косметич. средств (Аньер-сюр-Сен) и табачных изделий (Иси-ле-Мулино); в сев.-вост. пригородах – произ-во вертолётов (Ла-Курнёв), фосфорных удобрений (Обервильер) и красителей (Сен-Дени); в юго-вост. пригородах – произ-во двигателей и авиаракетного оборудования (Иври-сюр-Сен), электротехнич. и электронных изделий (Нуазо и Рёнжи), зеркал и хрусталя (Витри-сюр-Сен).