ЛЕМЕРСЬЕ́
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛЕМЕРСЬЕ́ (Lemercier, Le Mercier) Жак (ок. 1585, Понтуаз, близ Парижа – 13.1.1654, Париж), франц. архитектор, гравёр. Учился у своего отца-каменщика Никола Лемерсье (1541–1637). В 1607–12 пребывал в Риме, возможно, обучался архитектуре у Р. Розати. Зарисовки и гравюры рим. построек, как древних, так и новых, в дальнейшем служили Л. источником архит. идей. По возвращении во Францию работал в качестве инженера и архитектора (ц. Ораторианцев в Париже, 1616). По заказам кардинала Ришельё возвёл Пале-Кардиналь в Париже (1624–36, позднее Пале-Рояль; сохранился частично, известен по рисункам и гравюрам), город Ришельё (деп-т Эндр и Луара, сохранилась сеть улиц, резиденция кардинала – Шато-Ришельё; церковь).
Поступив на королевскую службу (1618), в кон. 1630-х гг. возглавил строительство Лувра: довершил зап. фасад Квадратного двора, пристроив к крылу П. Леско ещё одно, в точности повторяющее первое, и разделив их Павильоном Часов с 3-частным фронтоном, поддерживаемым кариатидами. Рим. влияние сильнее всего сказалось в парижской ц. Сорбонны (1635–48): полусферич. купол на октагональном барабане (новый мотив в парижской архитектуре того времени) возвышается в середине полностью симметричного ансамбля; план объединяет в себе черты центрич. храма и базилики. В церкви 2 входа – через западный фасад с улицы и через южное крыло трансепта из университетского двора; для оформления входа из двора впервые в европ. церковной архитектуре применён свободностоящий портик из 10 коринфских колонн. В 1646 Л. возглавил строительство парижской ц. Валь-де-Грас, сменив Ф. Мансара. По его проекту (1653) началось возведение ц. Св. Роха в Париже, продолженное Ж. Ардуэн-Мансаром и Р. де Коттом. Л. привнёс черты рим. барокко в традиции франц. архитектуры, став одним из самых значит. мастеров франц. классицизма 17 в.