НУВЕ́ЛЬ ЖАН
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НУВЕ́ЛЬ (Nouvel) Жан (р. 12.8.1945, Фюмель, деп-т Ло и Гаронна), франц. архитектор. Учился в Высшей нац. школе изящных искусств в Париже (1966–72), работал в мастерской К. Парана и П. Вирильо (1967–70). Основатель архит. движения «Mars 1976» (1976), в 1980-е гг. худож. руководитель архит. секции парижской биеннале. Проектировал частные дома, интерьеры квартир и контор в Париже и др. франц. городах, в т. ч. в стиле постмодернизма (дом Девольдер в Труа, 1979, и др.). Обращался к стилю хай-тек (больница в Безоне, 1979), индустриальная эстетика которого отражена во многих работах Н. (2 корпуса социального жилья «Немауз» в Ниме, 1987; адм. комплекс INIST в Нанси, 1989, и др.). В первой крупной постройке Н. – здании Ин-та араб. мира в Париже (1987) – юж. фасад составлен из регулирующих степень освещённости интерьера автоматич. «диафрагм», которые напоминают дерев. оконные решётки-машрабийя, традиц. элемент исламской архитектуры. Однако, отвергнув как прямое цитирование и символизм постмодернизма, так и жёсткость принципов модернизма, Н. пришёл к «контекстуальному» методу проектирования: каждая постройка рассматривается им как уникальный случай, зависящий от природной, историч., культурной среды, которую архитектор обогащает с помощью своего здания «недостающими» ей свойствами. Также он стремится скрыть от зрителя функциональный и даже материальный аспект проекта, заменив его серией визуальных впечатлений. В проекте небоскрёба «Башня без конца» для парижского р-на Дефанс (1989, не реализован), реконструированном здании Оперного театра в Лионе (1993), здании фонда «Картье» в Париже (1994) и др. Н. добился с помощью широкого использования остекления эффекта «растворения» сооружения в воздухе. В работе с архит. памятниками Н. выдвигает на первый план историч. здание, подчёркивая его особенности с помощью тщательного подбора материалов, выбора маршрута осмотра, преобладающих точек зрения и т. д. [реконструкция одного из газометров в венском р-не Зиммеринг (2001; см. илл. к ст. Вена); Галло-римский музей на руинах рим. виллы в Перигё (2003)]. Проекты небоскрёбов («Агбар» в Барселоне, 2005; высотное здание в Дохе, 2005–12) основаны на архетипич. форме круглой башни; их отличает декоративная трактовка фасадов. Театр Гатри в Миннеаполисе (2006), расположенный в быв. пром. зоне, сочетает элементы индустриальной архитектуры и театрализацию, а также использование насыщенного колорита, как и ярко-красный летний павильон худож. галереи «Серпентайн» в Лондоне (2010). В проекте гостиницы «Софитель» в Вене (2010) Н. создал совр. версию гезамткунстверка, работая совм. с мастером медиаарта П. Рист; он также занимался внутр. отделкой здания вплоть до мебели, светильников и пр. Офицер ордена Почётного легиона (2010).