МАВРИТА́НСКИЙ СТИЛЬ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАВРИТА́НСКИЙ СТИЛЬ (англ. Moorish style; франц. Style mauresque), один из исторических стилей 19 в., основанный на использовании мотивов архитектуры и декоративно-прикладного иск-ва мавров – мусульм. населения Сев.-Зап. Африки и Испании (в 8–15 вв.). Нередко эклектично соединял особенности собственно мавританского иск-ва с элементами ближневосточного, тур., инд., перс. иск-ва и архитектуры. Распространение М. с. началось в эпоху романтизма, испытывавшего особый интерес к Востоку (см. Ориентализм). Ранний пример М. с. – Королевский павильон в Брайтоне (1815–23, арх. Дж. Нэш). М. с. использовался как для комплексного архит. решения здания (Воронцовский дворец в Алупке, 1832–46, арх. Э. Блор), так и для оформления интерьеров (Ванная имп. Александры Фёдоровны в Зимнем дворце, 1838–40, арх. А. П. Брюллов, не сохр.; «Арабский зал» особняка Лейтон-хаус в Лондоне, 1877–79, арх. Дж. Эйтчисон). М. с. близок т. н. стилю неомудехар, распространённому в 19 в. на территории Испании и её колоний (его элементы заметны в постройках А. Гауди – доме Висенс в Барселоне, 1883–85; епископском дворце в Асторге, 1887–1893). Часто использовался в проектах синагог (напр., в Дрездене, 1838–40, арх. Г. Земпер, не сохр.; в С.-Петербурге, 1883–93, архитекторы И. И. Шапошников, Л. И. Бахман и др.), что, вероятно, было обусловлено неевропейским видом зданий М. с. Мотивы М. с. также проявлялись в постройках ар деко (интерьер кинотеатра «Астория» в Лондоне, 1929, арх. Э. А. Стоун; ныне церковь).
Иногда термин «М. с.» используется в том же значении, что и мавританское искусство.