МАВРИТА́НСКОЕ ИСКУ́ССТВО
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАВРИТА́НСКОЕ ИСКУ́ССТВО (мавританский стиль; от лат. Mauri – мавры, в ср.-век. Европе прозвище арабо-берберских завоевателей Пиренейского п-ова), условное название искусства стран Магриба (Сев. и Сев.-Зап. Африки) и мусульм. Юж. Испании 11–15 вв. М. и. складывалось на основе слияния худож. традиций Араб. халифата (см. Арабо-мусульманская культура и Ислам), берберов и вестготов. М. и. не было однородным: развиваясь по-разному в Алжире, Тунисе, Марокко и араб. Испании (т. н. испано-мавританское иск-во), оно претерпело сложную эволюцию от ясной тектоничности форм, нередко подчёркнутых сдержанным декором (Большая мечеть в г. Алжир, 1096–97), до их зрительного растворения в щедром декоративном убранстве (дворец-крепость Альгамбра близ Гранады, сер. 13 – кон. 14 вв.; см. также Гранадский стиль). Для М. и. характерно абсолютное доминирование архитектуры: сооружение мечетей с внутр. двором и открытым в него многонефным молитвенным многостолпным залом, квадратных в плане минаретов-башен, живописных по планировке дворцов. В культовых и в светских постройках применялись многолопастные, стрельчато-подковообразные и фестончатые арки, сталактитовые купола, фризы, карнизы, т. н. артесонадо (дерев. наборные потолки, часто украшенные резьбой, полихромной росписью и позолотой), навесы и карнизы на консолях, а также настенная резьба по стуку и дереву, облицовка колонн изразцами, керамическая и стеклянная мозаика, витражи, цветной мрамор. В декоре построек и предметов прикладного иск-ва преобладает повышенно-декоративный орнамент, насыщенный растительными, геометрич. и эпиграфич. мотивами, отмеченный изысканным сочетанием линеарной графики и цветовых акцентов.