Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГРАНА́ДСКИЙ СТИЛЬ

Гранадский стиль. «Сталактитовый» купол зала Двух сестёр в Альгамбре. 2-я пол. 14 в.

ГРАНА́ДСКИЙ СТИЛЬ (Аль­гам­бры стиль), на­име­но­ва­ние по­след­ней фа­зы ис­па­но-мав­ри­тан­ско­го сти­ля (13–15 вв.). По вре­ме­ни сов­па­да­ет с прав­ле­ни­ем по­след­них гра­над­ских эми­ров из ди­на­стии На­сри­дов. Для ар­хит. ре­ше­ний Г. с. ха­рак­тер­на жи­во­пис­ность ан­самб­ля – слож­ной сис­те­мы внутр. дво­ри­ков, па­рад­ных и лич­ных по­ко­ев, вклю­чаю­щей так­же бас­сей­ны, фон­та­ны, цвет­ни­ки и са­ды. Из­бы­точ­ная рос­кошь де­ко­ра­тив­но­го оформ­ле­ния мно­го­ло­па­ст­ных, стрель­ча­тых, под­ко­во­об­раз­ных и фес­тон­ча­тых арок, «ста­лак­ти­то­вых» сво­дов, фри­зов, кар­ни­зов (де­ре­во, але­бастр, стук­ко) соз­да­ва­ла эф­фект зри­тель­но­го рас­тво­ре­ния ар­хит. форм, при­да­вая со­ору­же­ни­ям от­те­нок ир­ре­аль­но­сти и те­ат­раль­но­сти. В от­дел­ке по­ме­ще­ний ши­ро­ко при­ме­ня­лись об­ли­цо­воч­ные гла­зу­ро­ван­ные ке­ра­мические плит­ки и изы­скан­ная ор­намен­тика (на­сы­щен­ная гео­мет­рическими, фло­раль­ны­ми и эпи­гра­фическими мо­ти­ва­ми). Наи­бо­лее зна­чительный па­мят­ник Г. с. – ан­самбль Аль­гам­бры и при­мы­каю­щих к ней тер­рас­ных со­ору­же­ний лет­не­го двор­ца Хе­не­ра­ли­фе близ Гра­на­ды в Ис­па­нии (сер. 13 – кон. 14 вв.); в этом сти­ле по­строе­ны не­ко­то­рые жи­лые до­ма и ме­че­ти в Гра­на­де. Г. с. про­явил­ся так­же в из­го­тов­ле­нии тис­нё­ных кож и про­из-ве вы­ши­тых шёл­ко­вых тка­ней, ке­ра­ми­ки (т. н. аль­гамбр­ские, или ма­лаг­ские, ва­зы).

Лит.: Marçais G. L’architecture musulmane d’Occident. P., 1954; Кап­те­ре­ва Т. П. О не­ко­то­рых про­бле­мах сред­не­ве­ко­во­го ис­кус­ст­ва ара­бо-му­суль­ман­ских на­ро­дов // Со­вет­ское искусствознание’ 80. М., 1981. Вып. 1.

Вернуться к началу