ВСЕМИ́РНЫЕ ВЫ́СТАВКИ
-
Рубрика: Отечественная история
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВСЕМИ́РНЫЕ ВЫ́СТАВКИ, междунар. промышленно-художественные выставки с участием большинства экономически развитых стран; организуются с целью показа разносторонней деятельности народов в области экономики, науки, техники, культуры и иск-ва. Большую роль в зарождении и успешной деятельности В. в. сыграли нац. пром. выставки, регулярно проводившиеся в Европе с кон. 18 в. (в России – с 1829, когда состоялась первая мануфактурная выставка в С.-Петербурге). В. в. подразделяются на универсальные и специализированные. Строго определённой периодичности В. в. не имеют и устраиваются с промежутками от 2 до 7 лет, продолжаются от 3 до 6 мес. Первая В. в. состоялась в Лондоне в 1851 (была устроена Королевским об-вом искусств, мануфактур и торговли), в ней участвовало 32 страны и св. 17 тыс. экспонентов. С развитием науч.-технич. прогресса и ростом популярности В. в. постепенно увеличивалось число стран-участниц, количество и ассортимент экспонатов. На первых В. в. все экспонаты размещались в одном большом здании (напр., «Хрустальный дворец» в Лондоне, арх. Дж. Пакстон), с 1873 началась постройка отраслевых и нац. павильонов (Россия впервые имела отд. нац. павильоны на выставке 1900). Зачастую специально к выставкам строились выдающиеся сооружения, напр. символом выставки 1889 и её инженерно-архитектурной доминантой стала спроектированная инж. А. Г. Эйфелем башня – в то время самое высокое сооружение в мире, а символом выставки 1958 в Брюсселе – Атомиум, гигантская модель молекулы железа. Среди универсальных и крупных специализир. В. в. – выставки, проводившиеся в Нью-Йорке (1853, 1939–40, 1964), Париже (1855, 1867, 1878, 1889, 1900, 1925, 1937), Лондоне (1862, 1886, 1908), Вене (1873), Филадельфии (1876, 1926), Сиднее (1879), Мельбурне (1880), Амстердаме (1883), Антверпене (1885, 1894), Барселоне (1888, 1929), Чикаго (1893, 1933–34), Брюсселе (1897, 1910, 1935, 1958), Буффало (1901), Глазго (1901), Сент-Луисе (1904), Льеже (1905), одновременно в Риме и Турине (1911), Сан-Франциско (1915), Гётеборге (1923), Сиэтле (1962), Монреале (1967), Осаке (1970), Спокане (1974), Окинаве (1975), Цукубе (1985), Брисбене (1988), Севилье (1992), Лиссабоне (1998), Ганновере (2000), близ Нагои в япон. префектуре Аити (2005). В 1967 планировалось провести В. в. в Москве, однако финансовые и экономические трудности, смена политич. лидера в 1964 заставили новое сов. руководство отказаться от этого намерения. В. в. обычно проводится под девизом, который определяет её основную тему; напр., первая В. в. 1851 имела девиз «Пусть все народы работают совместно над великим делом совершенствования человечества»; др. девизы – «Мир завтрашнего дня» (1939), «Человек и прогресс» («ЭКСПО-58», с этого времени название «ЭКСПО» стало общепринятым), «Земля людей» (1967), «Прогресс и гармония для человечества» (1970), «Человек – Природа – Техника» (2000), «Мудрость Природы» (2005). Каждая страна-участница через концепцию экспозиции раскрывает девиз выставки, сообразуясь со своими традициями и финансово-экономич. возможностями.
Первая попытка регламентировать организацию В. в. предпринята в 1912, когда в Берлине делегаты 14 стран подписали соглашение о правилах организации и системе наград В. в. (не ратифицировано из-за начавшейся вскоре 1-й мировой войны 1914–18). В 1928 Конвенция о междунар. выставках, подписанная в Париже представителями 35 государств, в т. ч. СССР, регламентировала порядок организации В. в., установила их классификацию, периодичность и продолжительность, права и обязанности участников и создала постоянный орган – Междунар. бюро выставок (МБВ; «Bureau International des Expositions»; местопребывание – Париж). В 1948, 1966 и 1972 Конвенция изменялась и дополнялась протоколами с учётом новых реалий – ускорения научно-технич. прогресса, появления новых независимых государств, глобализации. Высшим органом МБВ является сессия Генеральной ассамблеи, проходящая, как правило, 2 раза в год. Возглавляют МБВ президент (избирается на 2 года, может быть переизбран на второй срок) и 4 вице-президента, являющиеся одновременно руководителями комитетов МБВ (исполнительного, правового, административно-бюджетного, по информации и коммуникации). В 2006 участниками Конвенции являлись 98 стран. Офиц. представители России в МБВ с 2001 – Мин-во экономич. развития и торговли РФ и МИД РФ. Страна, в которой проводится В. в., определяется в результате конкурса, организуемого МБВ. Ответственность за подготовку и работу каждой нац. секции на В. в. несёт правительство страны и её исполнительные органы.
Участие России (в 1922–91 – СССР) во всемирных выставках. Страна была представлена на большинстве В. в. Первоначально организация рус. отделов на В. в. финансировалась правительством, а с 1889, когда оно отказалось официально участвовать в работе выставки, приуроченной к 100-летию Вел. Франц. революции, – и рос. предпринимателями. Гл. устроителем рос. экспозиций на В. в. вплоть до 1-й мировой войны был Деп-т мануфактур и внутр. торговли (с 1864 Деп-т торговли и мануфактур) Мин-ва финансов. Организацией сов. экспозиций в осн. занималось внешнеэкономич. объединение «Экспоцентр» (в 1959–77 Отдел иностр. выставок, с 1999 ЗАО «Экспоцентр») Всесоюзной торговой палаты (с 1972 Торгово-пром. палата СССР). Степень участия отеч. производителей во В. в. была различной, но всегда достаточно высокой: 387 (1851), 585 (1862), 1392 (1867), ок. 1 тыс. (1893), ок. 2,4 тыс. (1900) рос. экспонентов; 4,5 тыс. (1925), св. 6 тыс. (1967) экспонатов из СССР. Однако характер участия менялся: если экспоненты из Рос. империи учитывали, что пром. отделы В. в. по сути были близки к товарным биржам, давали возможность совершать торговые сделки по выставленным образцам, то СССР строил свои экспозиции на В. в. в первую очередь с целью пропаганды достижений сов. общества и социалистич. способа производства.
Промышленные отделы на В. в. В 19 – нач. 20 вв. на В. в. успехом традиционно пользовались шёлковые, льняные и ситцевые ткани рос. фабрик т-в «Эмиль Циндель», Альберта Гюбнера, Прохоровской Трёхгорной мануфактуры, Никольской мануфактуры «Саввы Морозова сын и Ко» и др., изделия парфюмерных («Брокар и Ко» и др.) и кондитерских («Жорж Борман», «Эйнем» и др.) фабрик, хрусталь Гусевского завода, фарфор предприятий М. С. Кузнецова, Ф. Гарднера, бр. Корниловых, Имп. фарфорового завода, ювелирные изделия и украшения фирм И. П. Сазикова, П. А. Овчинникова, «Братья Грачёвы», «Фаберже», «И. П. Хлебников, сыновья и Ко» и др., экспонаты кустарных отделов, коллекции рус. самоцветов и минералов. Общий интерес вызывала продукция С.-Петерб. арсенала, Обуховского, Пермского, Златоустовского, Тульского, Сестрорецкого, Воткинского и Путиловского заводов, а также Морские отделы России, осн. экспонентами которых являлись Кронштадтский и С.-Петербургский порты, Гл. Гидрографич. управление, Адмиралтейские Ижорские заводы, Балтийский судостроит. завод. Прессой и публикой были отмечены первые лампы накаливания А. Н. Лодыгина (1873); образцы печатной продукции «Картографического заведения А. А. Ильина» (1876); результаты исследований по управляемому воздухоплаванию воен. инженеров М. М. Поморцева и А. М. Кованько (1900). Особое внимание привлекали экспонаты, рассказывавшие о строившейся Транссибирской магистрали (1900; в 1904 по просьбе амер. устроителей вновь была устроена посвящённая ей спец. экспозиция), паровозы рос. машиностроит. заводов (1900). Наиболее популярными у публики были вазы, шкатулки и др. изделия из самоцветов и драгоценных камней Петергофской и др. гранильно-шлифовальных фабрик (1851); большой павильон из ажурного чугунного литья, выполненный мастерами Каслинского завода, мозаичная карта Франции, сделанная на Екатеринбургской шлифовальной фабрике из золота, платины, драгоценных и цветных камней, высокоочищенная водка и коньяки Н. Л. Шустова, Д. З. Сараджишвили, Г. Г. Елисеева (1900). Сенсацией стали электрич. осветительные устройства П. Н. Яблочкова (1878) и коллекция рус. мехов, не имевшая себе равных (1893).
Продолжая традицию, СССР демонстрировал на В. в. 1925 многочисл. образцы текстильной пром-сти, книги, книжную и пром. графику, «агитационный» фарфор, изделия декоративно-прикладного иск-ва, архит. проекты. Особый интерес посетителей следующих В. в. вызвали самолёт АНТ-25, на котором в 1937 В. П. Чкалов, Г. Ф. Байдуков и А. В. Беляков совершили беспосадочный перелёт по маршруту Москва – Северный полюс – Ванкувер (1939); действующий макет канала «Москва – Волга» (1937), катер на подводных крыльях, спроектированный в Горьковском ЦКБ под рук. Р. Е. Алексеева (1958). Повышенным вниманием на В. в. по-прежнему пользовался ж.-д. подвижной состав – модели мощных и скоростных сов. паровозов серий «ИС», «ФД», «СО» (1937), а также новые экспонаты – полярная станция «СП-1», демонстрировавшая успехи СССР в освоении высоких широт (1939); действующий макет крупнейшей в мире Красноярской ГЭС, модель самого большого транспортного самолёта Ан-22 («Антей»), модели квантовых генераторов (лазеров и мазеров), созданных Н. Г. Басовым и А. М. Прохоровым (1967); уникальная карта дна Мирового ок., составленная специалистами Ин-та океанологии АН СССР, атлас и большая диорама «Антарктический континент» (1975). Сенсацией В. в. стали копии-модели искусств. спутников Земли, а также макеты первой в мире атомной электростанции и крупнейшего в мире синхрофазотрона, модели атомного ледокола «Ленин» и первого в мире турбореактивного пассажирского самолёта Ту-104 (1958). Наиболее популярными были выставлявшиеся и ранее лаковая миниатюра Палеха, Мстёры, Холуя и Федоскино, ростовская финифть, дулёвский фарфор, павловопосадские шали, туркменские ковры, холмогорская резьба, серебро Великого Устюга и дагестанского аула Кубачи, тарусская и крестецкая вышивки, вологодские, елецкие и рязанские кружева (1937), а также экспонаты, связанные с освоением космоса, – макеты спутников серии «Космос», космич. корабля «Восток», автоматич. станций «Луна-9» и «Луна-10» (1967). На фоне немногочисл. экспонатов рос. отдела на В. в. 2000 выделялись макеты орбитального комплекса «Мир», ракетно-космической системы «Энергия–Буран», метеоспутников нового поколения, плавучей буровой установки, уникальная разработка приливной электростанции и проект восстановления озонового слоя Земли.
На всех В. в. с участием России и СССР отеч. экспоненты получали многочисл. награды. В 1867 высшей награды (Гран-при) удостоены работы Б. С. Якоби, выступившего с докладом о необходимости повсеместного введения метрической системы мер и весов (всего рос. экспонентами получено св. 470 наград, в т. ч. 3 высшие, 21 золотая, 93 серебряные, 211 бронзовых медалей). В 1873 высшую награду получила «Наглядная азбука» Ф. Ф. Павленкова. Среди награждённых экспонентов В. в. 1878 – Моск. металлич. завод Ю. П. Гужона, «С.-Петербургская химическая лаборатория», выпускавшая парфюмерную продукцию, и др. (всего 780 наград). В 1889 награды получили В. В. Докучаев и его коллекция рус. почв, Невская писчебумажная фабрика Варгуниных, печатная продукция И. Д. Сытина, А. С. Суворина, И. Н. Кушнерёва, каталог книг для нар. чтения Х. Д. Алчевской (всего 662 награды, в т. ч. св. 20 высших наград и почётных дипломов, 128 золотых, 184 серебряные, 201 бронзовая медаль). По итогам выставки 1893 ок. 80% всех рос. экспонатов были награждены медалями и дипломами разл. достоинства; золотую медаль за изобретённый им способ дуговой электрич. сварки получил Н. Г. Славянов. На В. в. 1900 высшими наградами отмечены рос. орловские рысаки и т. н. беспроволочный телеграф (радио) А. С. Попова; награждены паровозы Путиловского и Коломенского заводов, спальные вагоны рос. вагоностроит. заводов, модели мостов инженеров Н. А. Белелюбского, Е. К. Кнорре, Л. Д. Проскурякова (всего рос. экспоненты получили 1589 наград). В 1925 экспонаты отдела СССР получили 183 награды (9 высших, 30 почётных дипломов, 59 золотых и 45 серебряных медалей), в 1937 – ок. 600 наград, их были удостоены, в частности, проекты станций моск. метро «Дворец Советов» («Кропоткинская»), «Красные Ворота», «Сокольники», «Комсомольская». В 1958 высокие награды получили станкостроит., автомобильные (ГАЗ, МАЗ, ЛАЗ, ЗИЛ) и радиозаводы, авиаконструкторские бюро А. Н. Туполева, С. В. Ильюшина, О. К. Антонова, Н. И. Камова, М. Л. Миля (всего 527 наград, в т. ч. 82 высших, 79 почётных дипломов, 118 золотых медалей). Начиная с «ЭКСПО-67» МБВ приняло решение отказаться от присуждения наград экспонентам всемирных выставок.
Художественные отделы В. в. В 1862 был устроен смотр произведений изобразит. иск-ва, созданных за последние 100 лет (впоследствии он стал традиционным); среди показанных в Лондоне 126 произведений рус. иск-ва были картины В. Л. Боровиковского, К. П. Брюллова, Д. Г. Левицкого, О. А. Кипренского, А. Г. Венецианова, П. А. Федотова, А. И. Корзухина, Н. Е. Сверчкова, А. А. Попова, П. П. Чистякова и др. В 1867 демонстрировались работы 40 рос. живописцев, в т. ч. картины художников реалистич. направления В. Г. Перова, В. В. Пукирева, Г. Г. Мясоедова, Н. Н. Ге, скульптуры М. А. Чижова и М. М. Антокольского. Сенсацией В. в. 1873 стала картина И. Е. Репина «Бурлаки на Волге». В 1878 с большим успехом прошли 4 концерта рус. музыки, организованные Н. Г. Рубинштейном. В 1889 славу России принесли концерты рус. музыки во дворце «Трокадеро» под управлением Н. А. Римского-Корсакова и А. К. Глазунова. Рос. худож. экспозиция в 1900 насчитывала св. 450 произведений, работы художников объединения «Мир искусства» потеснили творения передвижников, награды получили В. А. Серов, Ф. А. Малявин, А. П. Рябушкин, К. А. Коровин, В. И. Суриков, П. П. Трубецкой, В. А. Беклемишев и др. В Риме в 1911 в 20 залах Рус. павильона экспонировались многочисл. работы художников разных направлений: В. М. Васнецова, М. В. Нестерова, Л. С. Бакста, М. В. Добужинского, А. Я. Головина, И. И. Бродского, К. С. Петрова-Водкина, Н. К. Рериха, Л. О. Пастернака, И. Я. Гинцбурга, С. Д. Эрьзи и др., отдельные залы были отведены для картин И. Е. Репина и В. А. Серова. Специально приезжавший на выставку в Рим балет С. П. Дягилева показал неск. спектаклей с участием Т. П. Карсавиной и В. Ф. Нижинского. В 1925 в сов. отделе доминировали представители т. н. революционно-оптимистического авангарда, определявшие тогда лицо сов. иск-ва; в частности, были показаны эскизы театральных костюмов и макеты декораций, образцы рекламной и пром. графики, первые сов. постановочные («Стачка» С. М. Эйзенштейна) и документальные («Киноглаз» Д. Вертова) фильмы. В 1937 символом сов. экспозиции и одной из архитектурных доминант выставки являлась скульптурная группа «Рабочий и колхозница» В. И. Мухиной (высшая награда). Французские зрители с интересом приняли сов. кинофильмы «Депутат Балтики» (высшая награда), «Пётр I» (высшая награда), «Чапаев», «Цирк», «Мы из Кронштадта», «Семеро смелых», «Возвращение Максима». На В. в. 1939 стены залов украшали огромные коллективные панно «Знатные люди СССР», «Праздник авиации», «Физкультурный парад», панорама (длиной 80 м) «Единство народов СССР». Эти и др. экспонировавшиеся тут живописные работы И. И. Бродского, Вл. А. Серова, Ю. И. Пименова, А. А. Пластова, Д. А. Шмаринова, Б. В. Иогансона, И. Г. Дроздова, Н. В. Томского, исполненные в рамках идеологии «советского академизма», или т. н. социалистического реализма, должны были наглядно демонстрировать новую жизнь сов. человека. Проведённый во время В. в. 1958 опрос кинокритиков из разных стран определил 12 лучших фильмов «всех времён и народов», в числе которых были названы «Броненосец "Потёмкин"», «Мать» и «Земля». На В. в. 1975 с триумфом прошли концерты Гос. акад. ансамбля нар. танца под рук. И. А. Моисеева.
С 1873 во время В. в. проходили многочисл. конгрессы по разл. отраслям экономики, науки и культуры. Так, в период работы В. в. 1878 наряду с другими состоялся первый в истории междунар. Литературный конгресс; его поч. президентом был избран В. Гюго, вице-президентами – И. С. Тургенев и П. Д. Боборыкин. В рамках В. в. 1900 были организованы междунар. конгрессы (таможенный, филос., ж.-д., нефтяной, физич., метеорологич. и др.), в работе которых приняли участие и представители России.
В сер. 19 – сер. 20 вв. выставки являлись самой большой ареной интеркультурного общения и наиболее авторитетной мировой площадкой для честной и открытой конкуренции стран-экспонентов (в 1900 В. в. посетило св. 48 млн. чел., в 1937 – св. 34 млн. чел., в 1958 – св. 40 млн. чел.). В кон. 20 в. резко возросшие возможности телекоммуникаций, глобализация СМИ, закрытость мн. новых идей и разработок, связанных с ВПК, заметно снизили значение и роль всемирных выставок.