Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВСЕМИ́РНЫЕ ВЫ́СТАВКИ

Авторы: А. С. Соколов
Эйфелева башня на Всемирной выставке 1889 в Париже.

ВСЕМИ́РНЫЕ ВЫ́СТАВКИ, ме­ж­ду­нар. про­мыш­лен­но-ху­до­же­ст­вен­ные вы­став­ки с уча­сти­ем боль­шин­ст­ва эко­но­ми­че­ски раз­ви­тых стран; ор­га­ни­зу­ют­ся с це­лью по­ка­за раз­но­сто­рон­ней дея­тель­но­сти на­ро­дов в об­лас­ти эко­но­ми­ки, нау­ки, тех­ни­ки, куль­ту­ры и иск-ва. Боль­шую роль в за­ро­ж­де­нии и ус­пеш­ной дея­тель­но­сти В. в. сыг­ра­ли нац. пром. вы­став­ки, ре­гу­ляр­но про­во­див­шие­ся в Ев­ро­пе с кон. 18 в. (в Рос­сии – с 1829, ко­гда со­стоя­лась пер­вая ма­ну­фак­тур­ная вы­став­ка в С.-Пе­тер­бур­ге). В. в. под­раз­де­ля­ют­ся на уни­вер­саль­ные и спе­циа­ли­зи­ро­ван­ные. Стро­го оп­ре­де­лён­ной пе­рио­дич­но­сти В. в. не име­ют и уст­раи­ва­ют­ся с про­ме­жут­ка­ми от 2 до 7 лет, про­дол­жа­ют­ся от 3 до 6 мес. Пер­вая В. в. со­стоя­лась в Лон­до­не в 1851 (бы­ла уст­рое­на Ко­ро­лев­ским об-вом ис­кусств, ма­ну­фак­тур и тор­гов­ли), в ней уча­ст­во­ва­ло 32 стра­ны и св. 17 тыс. экс­по­нен­тов. С раз­ви­ти­ем на­уч.-тех­нич. про­грес­са и рос­том по­пу­ляр­но­сти В. в. по­сте­пен­но уве­ли­чи­ва­лось чис­ло стран-уча­ст­ниц, ко­ли­че­ст­во и ас­сор­ти­мент экс­по­на­тов. На пер­вых В. в. все экс­по­на­ты раз­ме­ща­лись в од­ном боль­шом зда­нии (напр., «Хру­сталь­ный дво­рец» в Лон­до­не, арх. Дж. Пак­стон), с 1873 на­ча­лась по­строй­ка от­рас­ле­вых и нац. па­виль­о­нов (Рос­сия впер­вые име­ла отд. нац. па­виль­о­ны на вы­став­ке 1900). За­час­тую спе­ци­аль­но к вы­став­кам строи­лись вы­даю­щие­ся со­ору­же­ния, напр. сим­во­лом вы­став­ки 1889 и её ин­же­нер­но-ар­хи­тек­тур­ной до­ми­нан­той ста­ла спро­ек­ти­ро­ван­ная инж. А. Г. Эй­фе­лем баш­ня – в то вре­мя са­мое вы­со­кое со­ору­же­ние в ми­ре, а сим­во­лом вы­став­ки 1958 в Брюс­се­ле – Ато­миум, ги­ган­т­ская мо­дель мо­ле­ку­лы же­ле­за. Сре­ди уни­вер­саль­ных и круп­ных спе­циа­ли­зир. В. в. – вы­став­ки, про­во­див­шие­ся в Нью-Йор­ке (1853, 1939–40, 1964), Па­ри­же (1855, 1867, 1878, 1889, 1900, 1925, 1937), Лон­до­не (1862, 1886, 1908), Ве­не (1873), Фи­ла­дель­фии (1876, 1926), Сид­нее (1879), Мель­бур­не (1880), Ам­стер­да­ме (1883), Ан­твер­пе­не (1885, 1894), Бар­се­ло­не (1888, 1929), Чи­ка­го (1893, 1933–34), Брюс­се­ле (1897, 1910, 1935, 1958), Буф­фа­ло (1901), Глаз­го (1901), Сент-Луи­се (1904), Лье­же (1905), од­но­вре­мен­но в Ри­ме и Ту­ри­не (1911), Сан-Фран­ци­ско (1915), Гё­те­бор­ге (1923), Си­эт­ле (1962), Мон­реа­ле (1967), Оса­ке (1970), Спо­ка­не (1974), Оки­на­ве (1975), Цу­ку­бе (1985), Брис­бе­не (1988), Се­ви­лье (1992), Лис­са­бо­не (1998), Ган­но­ве­ре (2000), близ На­гои в япон. пре­фек­ту­ре Аи­ти (2005). В 1967 пла­ни­ро­ва­лось про­ве­сти В. в. в Мо­ск­ве, од­на­ко фи­нан­со­вые и эко­но­мические труд­но­сти, сме­на по­ли­тич. ли­де­ра в 1964 за­ста­ви­ли но­вое сов. ру­ко­во­дст­во от­ка­зать­ся от это­го на­ме­ре­ния. В. в. обыч­но про­во­дит­ся под де­ви­зом, ко­то­рый оп­ре­де­ля­ет её основную те­му; напр., пер­вая В. в. 1851 име­ла де­виз «Пусть все на­ро­ды ра­бо­та­ют со­вме­ст­но над ве­ли­ким де­лом со­вер­шен­ст­во­ва­ния че­ло­ве­чест­ва»; др. де­ви­зы – «Мир зав­траш­не­го дня» (1939), «Че­ло­век и про­гресс» («ЭКСПО-58», с это­го вре­ме­ни на­зва­ние «ЭКСПО» ста­ло об­ще­при­ня­тым), «Зем­ля лю­дей» (1967), «Про­гресс и гар­мо­ния для че­ло­ве­че­ст­ва» (1970), «Че­ло­век – При­ро­да – Тех­ни­ка» (2000), «Муд­рость При­ро­ды» (2005). Ка­ж­дая стра­на-уча­ст­ни­ца че­рез кон­цеп­цию экс­по­зи­ции рас­кры­ва­ет де­виз вы­став­ки, со­об­ра­зу­ясь со свои­ми тра­ди­ция­ми и фи­нан­со­во-эко­но­мич. воз­мож­но­стя­ми.

Атомиум на Всемирной выставке 1958 в Брюсселе. Архитектор А. Ватеркейн.
Архив М. В. Золотарёва Экспозиция российских чаеторговцев на Всемирной выставке 1900 в Париже.

Пер­вая по­пыт­ка рег­ла­мен­ти­ро­вать ор­га­ни­за­цию В. в. пред­при­ня­та в 1912, ко­гда в Бер­ли­не де­ле­га­ты 14 стран под­пи­са­ли со­гла­ше­ние о пра­ви­лах ор­га­ни­за­ции и сис­те­ме на­град В. в. (не ра­ти­фи­ци­ро­ва­но из-за на­чав­шей­ся вско­ре 1-й ми­ро­вой вой­ны 1914–18). В 1928 Кон­вен­ция о ме­ж­ду­нар. вы­став­ках, под­пи­сан­ная в Па­ри­же пред­ста­ви­те­ля­ми 35 го­су­дарств, в т. ч. СССР, рег­ла­мен­ти­ро­ва­ла по­ря­док ор­га­ни­за­ции В. в., ус­та­но­ви­ла их клас­си­фи­ка­цию, пе­рио­дич­ность и про­дол­жи­тель­ность, пра­ва и обя­зан­но­сти уча­ст­ни­ков и соз­да­ла по­сто­ян­ный ор­ган – Ме­ж­ду­нар. бю­ро вы­ста­вок (МБВ; «Bureau International des Expo­sitions»; ме­сто­пре­бы­ва­ние – Па­риж). В 1948, 1966 и 1972 Кон­вен­ция из­ме­ня­лась и до­пол­ня­лась про­то­ко­ла­ми с учётом но­вых реа­лий – ус­ко­ре­ния на­уч­но-тех­нич. про­грес­са, по­яв­ле­ния но­вых не­за­ви­си­мых го­су­дарств, гло­ба­ли­за­ции. Выс­шим ор­га­ном МБВ яв­ля­ет­ся сес­сия Ге­не­раль­ной ас­самб­леи, про­хо­дя­щая, как пра­ви­ло, 2 раза в год. Воз­глав­ля­ют МБВ пре­зи­дент (из­би­ра­ет­ся на 2 го­да, мо­жет быть пе­ре­из­бран на вто­рой срок) и 4 ви­це-пре­зи­ден­та, яв­ляю­щие­ся од­но­вре­мен­но ру­ко­во­ди­те­ля­ми комитетов МБВ (ис­пол­ни­тель­но­го, пра­во­во­го, ад­ми­ни­ст­ра­тив­но-бюд­жет­но­го, по ин­фор­ма­ции и ком­му­ни­ка­ции). В 2006 уча­ст­ни­ка­ми Кон­вен­ции яв­ля­лись 98 стран. Офиц. пред­ста­ви­те­ли Рос­сии в МБВ с 2001 – Мин-во эко­но­мич. раз­ви­тия и тор­гов­ли РФ и МИД РФ. Стра­на, в ко­то­рой про­во­дит­ся В. в., оп­ре­де­ля­ет­ся в ре­зуль­та­те кон­кур­са, ор­га­ни­зуе­мо­го МБВ. От­вет­ст­вен­ность за под­го­тов­ку и ра­бо­ту ка­ж­дой нац. сек­ции на В. в. не­сёт пра­ви­тель­ст­во стра­ны и её ис­пол­нительные ор­га­ны.

Эскиз павильона СССР на Всемирной выставке 1937 в Париже. Архитектор Б. М. Иофан и др.

Уча­стие Рос­сии (в 1922–91 – СССР) во все­мир­ных вы­став­ках. Стра­на бы­ла пред­став­ле­на на боль­шин­ст­ве В. в. Пер­во­на­чаль­но ор­га­ни­за­ция рус. от­де­лов на В. в. фи­нан­си­ро­ва­лась пра­ви­тель­ст­вом, а с 1889, ко­гда оно от­ка­за­лось офи­ци­аль­но уча­ст­во­вать в ра­бо­те вы­став­ки, при­уро­чен­ной к 100-ле­тию Вел. Франц. ре­во­лю­ции, – и рос. пред­при­ни­ма­те­ля­ми. Гл. уст­рои­те­лем рос. экс­по­зи­ций на В. в. вплоть до 1-й ми­ро­вой вой­ны был Деп-т ма­ну­фак­тур и внутр. тор­гов­ли (с 1864 Деп-т тор­гов­ли и ма­ну­фак­тур) Мин-ва фи­нан­сов. Ор­га­ни­за­ци­ей сов. экс­по­зи­ций в осн. за­ни­ма­лось внеш­не­эко­но­мич. объ­е­ди­не­ние «Экс­по­центр» (в 1959–77 От­дел иностр. вы­ста­вок, с 1999 ЗАО «Экс­по­центр») Все­со­юз­ной тор­го­вой па­ла­ты (с 1972 Тор­го­во-пром. па­ла­та СССР). Сте­пень уча­стия отеч. про­из­во­ди­те­лей во В. в. бы­ла раз­лич­ной, но все­гда дос­та­точ­но вы­со­кой: 387 (1851), 585 (1862), 1392 (1867), ок. 1 тыс. (1893), ок. 2,4 тыс. (1900) рос. экс­по­нен­тов; 4,5 тыс. (1925), св. 6 тыс. (1967) экс­по­на­тов из СССР. Од­на­ко ха­рак­тер уча­стия ме­нял­ся: ес­ли экс­по­нен­ты из Рос. им­пе­рии учи­ты­ва­ли, что пром. от­де­лы В. в. по су­ти бы­ли близ­ки к то­вар­ным бир­жам, да­ва­ли воз­мож­ность со­вер­шать тор­го­вые сдел­ки по вы­став­лен­ным об­раз­цам, то СССР стро­ил свои экс­по­зи­ции на В. в. в пер­вую оче­редь с целью про­па­ган­ды дос­ти­же­ний сов. об­ще­ст­ва и со­циа­ли­стич. спо­со­ба про­из­вод­ст­ва.

Русский павильон на Всемирной выставке 1911в Турине. Архив М. В. Золотарёва
Дворец «Трокадеро», где проходили концерты русской музыки на Всемирной выставке 1900 в Париже.

Про­мыш­лен­ные от­де­лы на В. в. В 19 – нач. 20 вв. на В. в. ус­пе­хом тра­ди­ци­он­но поль­зо­ва­лись шёл­ко­вые, льня­ные и сит­це­вые тка­ни рос. фаб­рик т-в «Эмиль Цин­дель», Аль­бер­та Гюб­не­ра, Про­хо­ров­ской Трёх­гор­ной ма­ну­фак­ту­ры, Ни­коль­ской ма­ну­фак­ту­ры «Сав­вы Мо­ро­зо­ва сын и Ко» и др., из­де­лия пар­фю­мер­ных («Бро­кар и Ко» и др.) и кон­ди­тер­ских («Жорж Бор­ман», «Эй­нем» и др.) фаб­рик, хру­сталь Гу­сев­ско­го за­во­да, фар­фор пред­при­ятий М. С. Куз­не­цо­ва, Ф. Гард­не­ра, бр. Кор­ни­ло­вых, Имп. фар­фо­ро­во­го за­во­да, юве­лир­ные из­де­лия и ук­ра­ше­ния фирм И. П. Са­зи­ко­ва, П. А. Ов­чин­ни­ко­ва, «Бра­тья Гра­чё­вы», «Фа­бер­же», «И. П. Хлеб­ни­ков, сы­но­вья и Ко» и др., экс­по­на­ты кус­тар­ных от­де­лов, кол­лек­ции рус. са­мо­цве­тов и ми­не­ра­лов. Об­щий ин­те­рес вы­зы­ва­ла про­дук­ция С.-Петерб. ар­се­на­ла, Обу­хов­ско­го, Перм­ско­го, Зла­то­ус­тов­ско­го, Туль­ско­го, Се­ст­ро­рец­ко­го, Вот­кин­ско­го и Пу­ти­лов­ско­го за­во­дов, а так­же Мор­ские от­де­лы Рос­сии, осн. экс­по­нен­та­ми ко­то­рых яв­ля­лись Крон­штадт­ский и С.-Пе­тер­бург­ский пор­ты, Гл. Гид­ро­гра­фич. управ­ле­ние, Ад­ми­рал­тей­ские Ижор­ские за­во­ды, Бал­тий­ский су­до­строит. за­вод. Прес­сой и пуб­ли­кой бы­ли от­ме­че­ны пер­вые лам­пы на­ка­ли­ва­ния А. Н. Ло­ды­ги­на (1873); об­раз­цы пе­чат­ной про­дук­ции «Кар­то­гра­фи­че­ско­го за­ве­де­ния А. А. Иль­и­на» (1876); ре­зуль­та­ты ис­сле­до­ва­ний по управ­ляе­мо­му воз­ду­хо­пла­ва­нию во­ен. ин­же­не­ров М. М. По­мор­це­ва и А. М. Ко­вань­ко (1900). Осо­бое вни­ма­ние при­вле­ка­ли экс­по­на­ты, рас­ска­зы­вав­шие о стро­ив­шей­ся Транс­си­бир­ской ма­ги­ст­ра­ли (1900; в 1904 по прось­бе амер. уст­рои­те­лей вновь бы­ла уст­рое­на по­свя­щён­ная ей спец. экс­по­зи­ция), па­ро­во­зы рос. ма­ши­но­стро­ит. за­во­дов (1900). Наи­бо­лее по­пу­ляр­ны­ми у пуб­ли­ки бы­ли ва­зы, шка­тул­ки и др. из­де­лия из са­мо­цве­тов и дра­го­цен­ных кам­ней Пе­тер­гоф­ской и др. гра­ниль­но-шли­фо­валь­ных фаб­рик (1851); боль­шой па­виль­он из ажур­но­го чу­гун­но­го ли­тья, вы­пол­нен­ный мас­те­ра­ми Кас­лин­ско­го за­во­да, мо­за­ич­ная кар­та Фран­ции, сде­лан­ная на Ека­те­рин­бург­ской шли­фо­валь­ной фаб­ри­ке из зо­ло­та, пла­ти­ны, дра­гоцен­ных и цвет­ных кам­ней, вы­со­ко­очи­щен­ная вод­ка и конь­я­ки Н. Л. Шус­то­ва, Д. З. Са­рад­жи­шви­ли, Г. Г. Ели­сее­ва (1900). Сен­са­ци­ей ста­ли элек­трич. ос­ве­ти­тель­ные уст­рой­ст­ва П. Н. Яб­лоч­ко­ва (1878) и кол­лек­ция рус. ме­хов, не имев­шая се­бе рав­ных (1893).

Архив М. В. Золотарёва Художественный отдел на Всемирной выставке 1893 в Чикаго.

Про­дол­жая тра­ди­цию, СССР де­мон­ст­ри­ро­вал на В. в. 1925 мно­го­числ. об­раз­цы тек­стиль­ной пром-сти, кни­ги, книж­ную и пром. гра­фи­ку, «аги­та­ци­он­ный» фар­фор, из­де­лия де­ко­ра­тив­но-при­клад­но­го иск-ва, ар­хит. про­ек­ты. Осо­бый ин­те­рес по­се­ти­те­лей сле­дую­щих В. в. вы­зва­ли са­мо­лёт АНТ-25, на ко­то­ром в 1937 В. П. Чка­лов, Г. Ф. Бай­ду­ков и А. В. Бе­ля­ков со­вер­ши­ли бес­по­са­доч­ный пе­ре­лёт по мар­шру­ту Мо­ск­ва – Се­вер­ный по­люс – Ван­ку­вер (1939); дей­ст­вую­щий ма­кет ка­на­ла «Мо­ск­ва – Вол­га» (1937), ка­тер на под­вод­ных крыль­ях, спро­ек­ти­ро­ван­ный в Горь­ков­ском ЦКБ под рук. Р. Е. Алек­сее­ва (1958). По­вы­шен­ным вни­ма­ни­ем на В. в. по-преж­не­му поль­зо­вал­ся ж.-д. под­виж­ной со­став – мо­де­ли мощ­ных и ско­ро­ст­ных сов. па­ро­во­зов се­рий «ИС», «ФД», «СО» (1937), а так­же но­вые экс­по­на­ты – по­ляр­ная стан­ция «СП-1», де­мон­ст­ри­ро­вав­шая ус­пе­хи СССР в ос­вое­нии вы­со­ких ши­рот (1939); дей­ст­вую­щий ма­кет круп­ней­шей в ми­ре Крас­но­яр­ской ГЭС, мо­дель са­мо­го боль­шо­го транс­порт­но­го са­мо­лёта Ан-22 («Ан­тей»), мо­де­ли кван­то­вых ге­не­ра­то­ров (ла­зе­ров и ма­зе­ров), соз­дан­ных Н. Г. Ба­со­вым и А. М. Про­хо­ро­вым (1967); уни­каль­ная кар­та дна Ми­ро­во­го ок., со­став­лен­ная спе­циа­ли­ста­ми Ин-та океа­но­ло­гии АН СССР, ат­лас и боль­шая дио­ра­ма «Ан­тарк­ти­че­ский кон­ти­нент» (1975). Сен­са­ци­ей В. в. ста­ли ко­пии-мо­де­ли ис­кусств. спут­ни­ков Зем­ли, а так­же ма­ке­ты пер­вой в ми­ре атом­ной элек­тро­стан­ции и круп­ней­ше­го в ми­ре син­хро­фа­зо­тро­на, мо­де­ли атом­но­го ле­до­ко­ла «Ле­нин» и пер­во­го в ми­ре тур­бо­ре­ак­тив­но­го пас­са­жир­ско­го са­мо­лёта Ту-104 (1958). Наи­бо­лее по­пу­ляр­ны­ми бы­ли вы­став­ляв­шие­ся и ра­нее ла­ко­вая ми­ниа­тю­ра Па­ле­ха, Мстё­ры, Хо­луя и Фе­до­ски­но, рос­тов­ская фи­нифть, ду­лёв­ский фар­фор, пав­ло­во­по­сад­ские ша­ли, турк­мен­ские ков­ры, хол­мо­гор­ская резь­ба, се­реб­ро Ве­ли­ко­го Ус­тю­га и да­ге­стан­ско­го ау­ла Ку­ба­чи, та­рус­ская и кре­стец­кая вы­шив­ки, во­ло­год­ские, елец­кие и ря­зан­ские кру­же­ва (1937), а так­же экс­по­на­ты, свя­зан­ные с ос­вое­ни­ем кос­мо­са, – ма­ке­ты спут­ни­ков се­рии «Кос­мос», кос­мич. ко­раб­ля «Вос­ток», ав­то­ма­тич. стан­ций «Лу­на-9» и «Лу­на-10» (1967). На фо­не не­мно­го­числ. экс­по­на­тов рос. от­де­ла на В. в. 2000 вы­де­ля­лись ма­ке­ты ор­би­таль­но­го ком­плек­са «Мир», ра­кет­но-кос­мической сис­те­мы «Энер­гия–Бу­ран», ме­тео­спут­ни­ков но­во­го по­ко­ле­ния, пла­ву­чей бу­ро­вой ус­та­нов­ки, уни­каль­ная раз­ра­бот­ка при­лив­ной элек­тро­стан­ции и про­ект вос­ста­нов­ле­ния озо­но­во­го слоя Зем­ли.

На всех В. в. с уча­сти­ем Рос­сии и СССР отеч. эк­спо­нен­ты по­лу­ча­ли мно­го­числ. на­гра­ды. В 1867 выс­шей на­гра­ды (Гран-при) удо­стое­ны ра­бо­ты Б. С. Яко­би, вы­сту­пив­ше­го с док­ла­дом о не­об­хо­ди­мо­сти по­все­ме­ст­но­го вве­де­ния мет­ри­че­ской сис­те­мы мер и ве­сов (все­го рос. экс­по­нен­та­ми по­лу­че­но св. 470 на­град, в т. ч. 3 выс­шие, 21 зо­ло­тая, 93 се­реб­ря­ные, 211 брон­зо­вых ме­да­лей). В 1873 выс­шую на­гра­ду по­лу­чи­ла «На­гляд­ная аз­бу­ка» Ф. Ф. Пав­лен­ко­ва. Сре­ди на­гра­ж­дён­ных экс­по­нен­тов В. в. 1878 – Моск. ме­тал­лич. за­вод Ю. П. Гу­жо­на, «С.-Пе­тер­бург­ская хи­ми­че­ская ла­бо­ра­то­рия», вы­пус­кав­шая пар­фю­мер­ную про­дук­цию, и др. (все­го 780 на­град). В 1889 на­гра­ды по­лу­чи­ли В. В. До­ку­ча­ев и его кол­лек­ция рус. почв, Нев­ская пис­че­бу­маж­ная фаб­ри­ка Вар­гу­ни­ных, пе­чат­ная про­дук­ция И. Д. Сы­ти­на, А. С. Су­во­ри­на, И. Н. Куш­не­рё­ва, ка­та­лог книг для нар. чте­ния Х. Д. Ал­чев­ской (все­го 662 на­гра­ды, в т. ч. св. 20 выс­ших на­град и по­чёт­ных ди­пло­мов, 128 зо­ло­тых, 184 се­реб­ря­ные, 201 брон­зо­вая ме­да­ль). По ито­гам вы­став­ки 1893 ок. 80% всех рос. экс­по­на­тов бы­ли на­гра­ж­де­ны ме­да­ля­ми и ди­пло­ма­ми разл. дос­то­ин­ст­ва; зо­ло­тую ме­даль за изо­бре­тён­ный им спо­соб ду­го­вой элек­трич. свар­ки по­лу­чил Н. Г. Сла­вя­нов. На В. в. 1900 выс­ши­ми на­гра­да­ми от­ме­че­ны рос. ор­лов­ские ры­са­ки и т. н. бес­про­во­лоч­ный те­ле­граф (ра­дио) А. С. По­по­ва; на­гра­ж­де­ны па­ро­во­зы Пу­ти­лов­ско­го и Ко­ло­мен­ско­го за­во­дов, спаль­ные ва­го­ны рос. ва­го­но­строит. за­во­дов, мо­де­ли мос­тов ин­же­не­ров Н. А. Бе­ле­люб­ско­го, Е. К. Кнор­ре, Л. Д. Про­ску­ря­ко­ва (все­го рос. экс­по­нен­ты по­лу­чи­ли 1589 на­град). В 1925 экс­по­на­ты от­де­ла СССР по­лу­чи­ли 183 на­гра­ды (9 выс­ших, 30 по­чёт­ных ди­пло­мов, 59 зо­ло­тых и 45 се­реб­ря­ных ме­да­лей), в 1937 – ок. 600 на­град, их бы­ли удо­стое­ны, в ча­ст­но­сти, про­ек­ты стан­ций моск. мет­ро «Дво­рец Со­ве­тов» («Кро­пот­кин­ская»), «Крас­ные Во­ро­та», «Со­коль­ни­ки», «Ком­со­моль­ская». В 1958 вы­со­кие на­гра­ды по­лу­чи­ли стан­ко­стро­ит., ав­то­мо­биль­ные (ГАЗ, МАЗ, ЛАЗ, ЗИЛ) и ра­дио­за­во­ды, авиа­кон­ст­рук­тор­ские бю­ро А. Н. Ту­по­ле­ва, С. В. Иль­ю­ши­на, О. К. Ан­то­но­ва, Н. И. Ка­мо­ва, М. Л. Ми­ля (все­го 527 на­град, в т. ч. 82 выс­ших, 79 по­чёт­ных ди­пло­мов, 118 зо­ло­тых ме­да­лей). На­чи­ная с «ЭКСПО-67» МБВ при­ня­ло ре­ше­ние от­ка­зать­ся от при­су­ж­де­ния на­град экс­по­нен­там все­мир­ных вы­ста­вок.

Ху­до­же­ст­вен­ные от­де­лы В. в. В 1862 был уст­ро­ен смотр про­из­ве­де­ний изо­бра­зит. иск-ва, соз­дан­ных за по­след­ние 100 лет (впо­след­ст­вии он стал тра­ди­ци­он­ным); сре­ди по­ка­зан­ных в Лон­до­не 126 про­из­ве­де­ний рус. иск-ва бы­ли кар­ти­ны В. Л. Бо­ро­ви­ков­ско­го, К. П. Брюл­ло­ва, Д. Г. Ле­виц­ко­го, О. А. Ки­прен­ско­го, А. Г. Ве­не­циа­но­ва, П. А. Фе­до­то­ва, А. И. Кор­зу­хи­на, Н. Е. Сверч­ко­ва, А. А. По­по­ва, П. П. Чис­тя­ко­ва и др. В 1867 де­мон­ст­ри­ро­ва­лись ра­бо­ты 40 рос. жи­во­пис­цев, в т. ч. кар­ти­ны ху­дож­ни­ков реа­ли­стич. на­прав­ле­ния В. Г. Пе­ро­ва, В. В. Пу­ки­ре­ва, Г. Г. Мя­со­едо­ва, Н. Н. Ге, скульп­ту­ры М. А. Чи­жо­ва и М. М. Ан­то­коль­ско­го. Сен­са­ци­ей В. в. 1873 ста­ла кар­ти­на И. Е. Ре­пи­на «Бур­ла­ки на Вол­ге». В 1878 с боль­шим ус­пехом про­шли 4 кон­цер­та рус. му­зы­ки, ор­га­ни­зо­ван­ные Н. Г. Ру­бин­штей­ном. В 1889 сла­ву Рос­сии при­нес­ли кон­цер­ты рус. му­зы­ки во двор­це «Тро­ка­де­ро» под управ­ле­ни­ем Н. А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва и А. К. Гла­зу­но­ва. Рос. ху­дож. экс­по­зи­ция в 1900 на­счи­ты­ва­ла св. 450 про­из­ве­де­ний, ра­бо­ты ху­дож­ни­ков объ­е­ди­не­ния «Мир ис­кус­ст­ва» по­тес­ни­ли тво­ре­ния пе­ре­движ­ни­ков, на­гра­ды по­лу­чи­ли В. А. Се­ров, Ф. А. Ма­ля­вин, А. П. Ря­буш­кин, К. А. Ко­ро­вин, В. И. Су­ри­ков, П. П. Тру­бец­кой, В. А. Бек­ле­ми­шев и др. В Ри­ме в 1911 в 20 за­лах Рус. па­виль­о­на экс­по­ни­ро­ва­лись мно­го­числ. ра­бо­ты ху­дож­ни­ков раз­ных на­прав­ле­ний: В. М. Вас­не­цо­ва, М. В. Не­сте­ро­ва, Л. С. Бак­ста, М. В. До­бу­жин­ско­го, А. Я. Го­ло­ви­на, И. И. Брод­ско­го, К. С. Пет­ро­ва-Вод­ки­на, Н. К. Ре­ри­ха, Л. О. Пас­тер­на­ка, И. Я. Гинц­бур­га, С. Д. Эрь­зи и др., от­дель­ные за­лы бы­ли от­ве­де­ны для кар­тин И. Е. Ре­пи­на и В. А. Се­ро­ва. Спе­ци­аль­но при­ез­жав­ший на вы­став­ку в Рим ба­лет С. П. Дя­ги­ле­ва по­ка­зал неск. спек­так­лей с уча­сти­ем Т. П. Кар­са­ви­ной и В. Ф. Ни­жин­ско­го. В 1925 в сов. от­де­ле до­ми­ни­ро­ва­ли пред­ста­ви­те­ли т. н. ре­во­лю­ци­он­но-оп­ти­ми­сти­че­ско­го аван­гар­да, оп­ре­де­ляв­шие то­гда ли­цо сов. иск-ва; в ча­ст­но­сти, бы­ли по­ка­за­ны эс­ки­зы те­ат­раль­ных кос­тю­мов и ма­ке­ты де­ко­ра­ций, об­раз­цы рек­лам­ной и пром. гра­фи­ки, пер­вые сов. по­ста­но­воч­ные («Стач­ка» С. М. Эй­зен­штей­на) и до­ку­мен­тальные («Ки­но­глаз» Д. Вер­то­ва) филь­мы. В 1937 сим­во­лом сов. экс­по­зи­ции и од­ной из ар­хи­тек­тур­ных до­ми­нант вы­став­ки яв­ля­лась скульп­тур­ная груп­па «Ра­бо­чий и кол­хоз­ни­ца» В. И. Му­хи­ной (выс­шая на­гра­да). Фран­цуз­ские зри­те­ли с ин­те­ре­сом при­ня­ли сов. ки­но­филь­мы «Де­пу­тат Бал­ти­ки» (выс­шая на­гра­да), «Пётр I» (выс­шая на­гра­да), «Ча­па­ев», «Цирк», «Мы из Крон­штад­та», «Се­ме­ро сме­лых», «Воз­вра­ще­ние Мак­си­ма». На В. в. 1939 сте­ны за­лов ук­ра­ша­ли ог­ром­ные кол­лек­тив­ные пан­но «Знат­ные лю­ди СССР», «Празд­ник авиа­ции», «Физ­куль­тур­ный па­рад», па­но­ра­ма (дли­ной 80 м) «Един­ст­во на­ро­дов СССР». Эти и др. экс­по­ни­ро­вав­шие­ся тут жи­во­пис­ные ра­бо­ты И. И. Брод­ско­го, Вл. А. Се­ро­ва, Ю. И. Пи­ме­но­ва, А. А. Пла­сто­ва, Д. А. Шма­ри­но­ва, Б. В. Ио­ган­со­на, И. Г. Дроз­до­ва, Н. В. Том­ско­го, ис­пол­нен­ные в рам­ках идео­ло­гии «со­вет­ско­го ака­де­миз­ма», или т. н. со­циали­сти­че­ско­го реа­лиз­ма, долж­ны бы­ли на­гляд­но де­мон­ст­ри­ро­вать но­вую жизнь сов. че­ло­ве­ка. Про­ве­дён­ный во вре­мя В. в. 1958 оп­рос ки­но­кри­ти­ков из раз­ных стран оп­ре­де­лил 12 луч­ших филь­мов «всех вре­мён и на­ро­дов», в чис­ле ко­то­рых бы­ли на­зва­ны «Бро­не­но­сец "По­тёмкин"», «Мать» и «Зем­ля». На В. в. 1975 с три­ум­фом про­шли кон­цер­ты Гос. акад. ан­самб­ля нар. тан­ца под рук. И. А. Мои­сее­ва.

С 1873 во вре­мя В. в. про­хо­ди­ли мно­го­числ. кон­грес­сы по разл. от­рас­лям эко­но­ми­ки, нау­ки и куль­ту­ры. Так, в пе­ри­од ра­бо­ты В. в. 1878 на­ря­ду с дру­ги­ми со­сто­ял­ся пер­вый в ис­то­рии ме­ж­ду­нар. Ли­те­ра­тур­ный кон­гресс; его поч. пре­зи­ден­том был из­бран В. Гю­го, ви­це-пре­зи­ден­та­ми – И. С. Тур­ге­нев и П. Д. Бо­бо­ры­кин. В рам­ках В. в. 1900 бы­ли ор­га­ни­зо­ва­ны ме­ж­ду­нар. кон­грес­сы (та­моженный, фи­лос., ж.-д., неф­тя­ной, фи­зич., ме­тео­ро­ло­гич. и др.), в ра­бо­те ко­то­рых при­ня­ли уча­стие и пред­ста­ви­те­ли Рос­сии.

В сер. 19 – сер. 20 вв. вы­ста­вки яв­ля­лись са­мой боль­шой аре­ной ин­тер­куль­тур­но­го об­ще­ния и наи­бо­лее ав­то­ри­тет­ной ми­ро­вой пло­щад­кой для че­ст­ной и от­кры­той кон­ку­рен­ции стран-экс­по­нен­тов (в 1900 В. в. по­се­ти­ло св. 48 млн. чел., в 1937 – св. 34 млн. чел., в 1958 – св. 40 млн. чел.). В кон. 20 в. рез­ко воз­рос­шие воз­мож­но­сти те­ле­ком­му­ни­ка­ций, гло­ба­ли­за­ция СМИ, за­кры­тость мн. но­вых идей и раз­ра­бо­ток, свя­зан­ных с ВПК, за­мет­но сни­зи­ли зна­че­ние и роль все­мир­ных вы­ста­вок.

Лит.: Great exhibition of the works of industry of all nations of 1851. Official descriptive and illustrated catalogue. L., 1851–1852. Vol. 1–4; Са­мой­лов Л. М., Ше­рер А. А. Обо­зре­ние Лон­дон­ской Все­мир­ной вы­став­ки по глав­ней­шим от­рас­лям ма­ну­фак­тур­ной про­мыш­лен­но­сти. СПб., 1852; Ил­лю­ст­ри­ро­ван­ное опи­са­ние Все­мир­ной про­мыш­лен­ной вы­став­ки в Па­ри­же 1867 го­да. СПб., 1869. Вып. 1–15; Рос­сия на Все­мир­ной вы­став­ке в Па­ри­же в 1900 г. СПб., 1900; Ки­ри­чен­ко-Ас­т­ро­мов Б. В. Кус­тар­ный от­дел на Все­мир­ной Ту­рин­ской вы­став­ке 1911 г. СПб., 1912; Exposition inter­na­tionale des arts et techniques dans la vie mo­der­ne, 1937: Rapport général. P., 1938. Vol. 1–4; Па­виль­он СССР на Ме­ж­ду­на­род­ной вы­став­ке в Па­ри­же. М., 1938; Luckhurst K. W. The story of exhibitions. L.; N. Y., 1951; Боль­ша­ков И. Г. Все­мир­ный смотр. Ус­пех СССР на Все­мир­ной вы­став­ке в Брюс­се­ле. М., 1959; По­со­хин М. В. Ар­хи­тек­ту­ра «ЭКСПО-70». М., 1970; Со­ко­лов А. С. Рос­сия на Все­мир­ной вы­став­ке в Чи­ка­го в 1893 го­ду // Аме­ри­кан­ский еже­год­ник. 1984. М., 1985; Histori­cal dictionary of world’s fairs and expositions, 1851–1988. N. Y., 1990; Шпа­ков В. Н. Рос­сия на Все­мир­ных вы­став­ках. М., 2000.

Вернуться к началу