Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПАРИ́ЖСКАЯ КОНСЕРВАТО́РИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 337

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ПАРИ́ЖСКАЯ КОНСЕРВАТО́РИЯ (офиц. назв. «Выс­шая на­цио­наль­ная кон­сер­ва­то­рия му­зы­ки и тан­ца в Па­ри­же» – Con­servatoire national supérieur de musique et de danse de Paris), выс­шее му­зы­каль­но-хо­рео­гра­фич. учеб­ное за­ве­де­ние, ста­рей­шее во Фран­ции. Ис­то­рия П. к. вос­хо­дит к Ко­ро­лев­ской шко­ле пе­ния и дек­ла­ма­ции (1783), ру­ко­во­ди­те­лем ко­то­рой был Ф. Ж. Гос­сек. В 1793 она была объ­е­ди­не­на со Шко­лой му­зы­кан­тов Нац. гвар­дии и по­лу­чи­ла назв. Нац. ин-т му­зы­ки. Ос­но­ва­на в 1795 (Дек­рет Нац. кон­вен­та), ста­ла на­зы­вать­ся кон­сер­ва­то­ри­ей (Conservatoire de musique – «Му­зы­каль­ная кон­сер­ва­то­рия»). В 1800 от­кры­лись от­де­ле­ния тан­ца и дра­ма­тич. иск-ва, в 1806 пе­ре­име­но­ва­на в «Кон­сер­ва­то­рию му­зы­ки и дек­ла­ма­ции». В 1946 пре­по­да­ва­ние те­ат­раль­ных дис­ци­п­лин пе­ре­мес­ти­лось в са­мо­сто­ят. «Выс­шую нац. кон­сер­ва­то­рию дра­ма­тич. иск-ва» (Con­servatoire national supérieur d’art drama­tique). Муз.-хо­рео­гра­фич. уч­ре­ж­де­ние по­лу­чи­ло совр. на­зва­ние, с 1990 рас­по­ла­га­ет­ся в совр. зда­нии (арх. К. де Порт­зам­парк).

Ос­нов­ной со­став муз. фа­куль­те­тов и об­щее на­прав­ле­ние об­ра­зо­ват. дея­тель­но­сти сло­жи­лись по­сле 1822, ко­гда П. к. воз­гла­вил Л. Ке­ру­би­ни (ди­рек­тор до 1842). В 1828 соз­дан сим­фо­нич. ор­кестр пе­да­го­гов и сту­ден­тов «Кон­церт­ное об­щест­во кон­сер­ва­то­рии» (см. Па­риж­ский ор­кестр). По по­ру­че­нию франц. пра­ви­тель­ст­ва из­да­ва­лась «Encyclopédie de la musique et dictionnaire du conserva­toire» («Эн­цик­ло­пе­дия му­зы­ки и сло­варь кон­сер­ва­то­рии», в 11 то­мах) под ред. А. Ла­винь­я­ка (1913–16) и Л. де Ла Ло­ран­си (1916–31).

П. к. со­вме­ща­ет функ­ции муз. и хо­рео­гра­фич. (клас­сич. и совр. та­нец) ин­сти­ту­тов. Кро­ме тра­ди­ци­он­ных для ев­роп. сис­те­мы выс­ше­го муз. об­ра­зо­ва­ния ис­пол­ни­тель­ских спе­ци­аль­но­стей (ин­ст­ру­мен­ты сим­фо­нич. ор­ке­ст­ра, фор­те­пиа­но, соль­ное пе­ние), здесь пре­по­да­ют­ся му­зы­ко­ве­де­ние, ком­по­зи­ция, ор­ке­ст­ро­вое ди­ри­жи­ро­ва­ние, джаз (с 1991), ау­тен­тич­ное ис­пол­ни­тель­ст­во (с 1984) и муз. пе­да­го­ги­ка (с 1992). Про­дол­жи­тель­ность обу­че­ния – от 3 (ба­ка­лав­ри­ат) до 5 (ма­ги­ст­ра­ту­ра) лет.

В 1803–1968 окан­чи­ваю­щие П. к. сту­ден­ты-ком­по­зи­то­ры мог­ли пре­тен­до­вать на по­лу­че­ние Рим­ской пр. (ко­ро­лев­ская, за­тем го­су­дар­ст­вен­ная), при­су­ж­дав­шей­ся Ака­де­ми­ей ис­кус­ств еже­год­но (на кон­курс пред­став­ля­лась кан­та­та, за­тем од­но­акт­ная опе­ра). Лау­реа­ты по­лу­ча­ли сти­пен­дию для обя­за­тель­но­го 4-лет­не­го ху­дож. со­вер­шен­ст­во­ва­ния в Ри­ме. Сре­ди лау­реа­тов Рим­ской пр.: Ф. Га­леви (1819), Г. Бер­ли­оз (1830), А. То­ма (1832), Ш. Гу­но (1839), Ж. Би­зе (1857), Ж. Масс­не (1863), К. Де­бюс­си (1884), Г. Шар­пан­тье (1887), А. Дю­тийё (1938).

В раз­ное вре­мя в П. к. пре­по­да­ва­ли: А. Адан, Н. Бу­лан­же, Ш. М. Ви­дор, Ф. Га­ле­ви, П. Дю­ка, А. Жо­ли­ве, А. Кор­то, Ж. Ф. Ле­сю­эр, И. Ло­рио, Э. Ме­гюль, О. Мес­си­ан, Д. Мийо, Ш. Мюнш, Д. Ф. Э. Обер, Ж. П. Рам­паль, А. То­ма, Ф. Ж. Фе­тис, Г. Фо­ре, С. Франк и мн. др. му­зы­кан­ты с ми­ро­вым име­нем. В 1795–1800 П. к. воз­глав­лял по­пе­чи­тель­ский со­вет про­фес­со­ров, в ко­то­рый вхо­ди­ли Л. Ке­ру­би­ни, Ф. Ж. Гос­сек, А. Грет­ри, Ж. Ф. Ле­сю­эр, Э. Ме­гюль; в даль­ней­шем сре­ди ди­рек­то­ров бы­ли Обер (1842–71), То­ма (1871–96), Т. Ф. К. Дю­буа (1896–1905), Г. Фо­ре (1905–20), Р. Га­луа-Мон­брюн (1962–83); с 2010 ди­рек­тор – Б. Ман­то­ва­ни.

Биб­лио­те­ка П. к., ос­но­ван­ная в 1801 (с 1990 под назв. «Ме­диа­те­ка име­ни Г. Бер­лио­за»), рас­по­ла­га­ет од­ним из круп­ней­ших во Фран­ции нот­ных со­б­ра­ний (вклю­чая ав­то­гра­фы) и ау­дио­за­пи­сей. При П. к. функ­цио­ни­ру­ет ис­сле­до­ва­тель­ско-из­да­тель­ский центр, ко­то­рый пуб­ли­ку­ет ма­те­риа­лы, ор­га­ни­зу­ет на­уч. кон­фе­рен­ции и те­ма­тич. вы­став­ки, свя­зан­ные с ис­то­ри­ей Па­риж­ской кон­сер­ва­то­рии.

Лит.: Le Conservatoire de Paris: des menus-plaisirs а̀ la cité de la musique: 1795–1995 / Éd. A. Bongrain, Y. Gérard. P., 1996; Le Conservatoire de Paris: deux cents ans de pédagogie, 1795–1995 / Éd. A. Bongrain, A. Poirier. P., 1999.

Вернуться к началу