ПАРИ́ЖСКАЯ КОНСЕРВАТО́РИЯ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПАРИ́ЖСКАЯ КОНСЕРВАТО́РИЯ (офиц. назв. «Высшая национальная консерватория музыки и танца в Париже» – Conservatoire national supérieur de musique et de danse de Paris), высшее музыкально-хореографич. учебное заведение, старейшее во Франции. История П. к. восходит к Королевской школе пения и декламации (1783), руководителем которой был Ф. Ж. Госсек. В 1793 она была объединена со Школой музыкантов Нац. гвардии и получила назв. Нац. ин-т музыки. Основана в 1795 (Декрет Нац. конвента), стала называться консерваторией (Conservatoire de musique – «Музыкальная консерватория»). В 1800 открылись отделения танца и драматич. иск-ва, в 1806 переименована в «Консерваторию музыки и декламации». В 1946 преподавание театральных дисциплин переместилось в самостоят. «Высшую нац. консерваторию драматич. иск-ва» (Conservatoire national supérieur d’art dramatique). Муз.-хореографич. учреждение получило совр. название, с 1990 располагается в совр. здании (арх. К. де Портзампарк).
Основной состав муз. факультетов и общее направление образоват. деятельности сложились после 1822, когда П. к. возглавил Л. Керубини (директор до 1842). В 1828 создан симфонич. оркестр педагогов и студентов «Концертное общество консерватории» (см. Парижский оркестр). По поручению франц. правительства издавалась «Encyclopédie de la musique et dictionnaire du conservatoire» («Энциклопедия музыки и словарь консерватории», в 11 томах) под ред. А. Лавиньяка (1913–16) и Л. де Ла Лоранси (1916–31).
П. к. совмещает функции муз. и хореографич. (классич. и совр. танец) институтов. Кроме традиционных для европ. системы высшего муз. образования исполнительских специальностей (инструменты симфонич. оркестра, фортепиано, сольное пение), здесь преподаются музыковедение, композиция, оркестровое дирижирование, джаз (с 1991), аутентичное исполнительство (с 1984) и муз. педагогика (с 1992). Продолжительность обучения – от 3 (бакалавриат) до 5 (магистратура) лет.
В 1803–1968 оканчивающие П. к. студенты-композиторы могли претендовать на получение Римской пр. (королевская, затем государственная), присуждавшейся Академией искусств ежегодно (на конкурс представлялась кантата, затем одноактная опера). Лауреаты получали стипендию для обязательного 4-летнего худож. совершенствования в Риме. Среди лауреатов Римской пр.: Ф. Галеви (1819), Г. Берлиоз (1830), А. Тома (1832), Ш. Гуно (1839), Ж. Бизе (1857), Ж. Массне (1863), К. Дебюсси (1884), Г. Шарпантье (1887), А. Дютийё (1938).
В разное время в П. к. преподавали: А. Адан, Н. Буланже, Ш. М. Видор, Ф. Галеви, П. Дюка, А. Жоливе, А. Корто, Ж. Ф. Лесюэр, И. Лорио, Э. Мегюль, О. Мессиан, Д. Мийо, Ш. Мюнш, Д. Ф. Э. Обер, Ж. П. Рампаль, А. Тома, Ф. Ж. Фетис, Г. Форе, С. Франк и мн. др. музыканты с мировым именем. В 1795–1800 П. к. возглавлял попечительский совет профессоров, в который входили Л. Керубини, Ф. Ж. Госсек, А. Гретри, Ж. Ф. Лесюэр, Э. Мегюль; в дальнейшем среди директоров были Обер (1842–71), Тома (1871–96), Т. Ф. К. Дюбуа (1896–1905), Г. Форе (1905–20), Р. Галуа-Монбрюн (1962–83); с 2010 директор – Б. Мантовани.
Библиотека П. к., основанная в 1801 (с 1990 под назв. «Медиатека имени Г. Берлиоза»), располагает одним из крупнейших во Франции нотных собраний (включая автографы) и аудиозаписей. При П. к. функционирует исследовательско-издательский центр, который публикует материалы, организует науч. конференции и тематич. выставки, связанные с историей Парижской консерватории.