Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЖОЛИВЕ́ АНДРЕ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 10. Москва, 2008, стр. 107

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: О. С. Лебедева

ЖОЛИВЕ́ (Jolivet) Ан­д­ре (8.8.1905, Па­риж – 20.12.1974, там же), франц. ком­по­зи­тор. Учил­ся у П. Ле Фле­ма (1928–1930). Ис­пы­тал влия­ние му­зы­ки К. Де­бюс­си, М. Ра­ве­ля, П. Дю­ка, А. Шён­бер­га. Став уче­ни­ком Э. Ва­ре­за (1930–33), экс­пе­ри­мен­ти­ро­вал со зву­ком, ор­ке­ст­ров­кой, гар­мо­ни­ей. Цик­лом фп. пьес «Ма­на» (1935) от­крыл­ся т. н. ма­ги­че­ский пе­ри­од в твор­че­ст­ве Ж. («Пять за­кли­на­ний» для флей­ты со­ло, 1936; «Пять ри­ту­аль­ных тан­цев», 1939); ис­поль­зуя ост­рые дис­со­нан­сы и ре­пе­ти­тив­ную тех­ни­ку, Ж. пы­тал­ся во­пло­тить мис­тич. дух куль­ту­ры Аф­ри­ки и Вост. Азии. В 1935 совм. с О. Мес­сиа­ном и Д. Ле­зю­ром ос­но­вал об-во аван­гард­ной му­зы­ки «Спи­раль», в 1936 – с ни­ми же и И. Бод­рие груп­пу «Мо­ло­дая Фран­ция» (су­ще­ст­во­ва­ла до на­ча­ла 2-й ми­ро­вой вой­ны), це­лью ко­то­рой ста­ла про­па­ган­да «ду­хов­ных цен­но­стей и че­ло­ве­че­ских ка­честв в ме­ха­ни­сти­че­ском и обез­ли­чен­ном ми­ре». В 1945–46 по­ле­ми­че­ски вы­сту­пил в пе­ча­ти про­тив чрез­мер­но­го (по его мне­нию) влия­ния И. Ф. Стра­вин­ско­го на франц. му­зы­ку, а так­же про­тив «ис­кус­ст­вен­но­сти» стро­гой до­де­ка­фо­нии. Уп­ро­стив соб­ств. стиль, вер­нул­ся к то­наль­но­сти в ко­мич. опе­ре «До­ло­рес, или Чу­до урод­ли­вой жен­щи­ны» (1942) и ба­ле­те «Гинь­оль и Пан­до­ра» (1943). В 1945–59 муз. рук. те­ат­ра «Ко­ме­ди Фран­сез» (Па­риж). Со­вер­шив пу­те­ше­ст­вия по Азии и Аф­ри­ке, вновь об­ра­тил­ся к эк­зо­тич. те­ма­ти­ке и ри­ту­аль­ным тек­стам («Эпи­та­ла­ма для 12-го­лос­но­го во­каль­но­го ор­ке­ст­ра» на др.-егип., др.-греч., инд. и кит. тек­сты, 1953). В ора­то­рии «Прав­да Жан­ны» (1956) и ор­ке­ст­ро­вом со­чи­не­нии «Пре­крас­ные влюб­лён­ные» (1961) ис­поль­зо­вал сти­ли­сти­ку и ин­ст­ру­мен­та­рий франц. ба­рок­ко. С 1961 пре­по­да­вал ком­по­зи­цию (проф. с 1966) в Па­риж­ской кон­сер­ва­то­рии.

Вернуться к началу