ЖОЛИВЕ́ АНДРЕ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЖОЛИВЕ́ (Jolivet) Андре (8.8.1905, Париж – 20.12.1974, там же), франц. композитор. Учился у П. Ле Флема (1928–1930). Испытал влияние музыки К. Дебюсси, М. Равеля, П. Дюка, А. Шёнберга. Став учеником Э. Вареза (1930–33), экспериментировал со звуком, оркестровкой, гармонией. Циклом фп. пьес «Мана» (1935) открылся т. н. магический период в творчестве Ж. («Пять заклинаний» для флейты соло, 1936; «Пять ритуальных танцев», 1939); используя острые диссонансы и репетитивную технику, Ж. пытался воплотить мистич. дух культуры Африки и Вост. Азии. В 1935 совм. с О. Мессианом и Д. Лезюром основал об-во авангардной музыки «Спираль», в 1936 – с ними же и И. Бодрие группу «Молодая Франция» (существовала до начала 2-й мировой войны), целью которой стала пропаганда «духовных ценностей и человеческих качеств в механистическом и обезличенном мире». В 1945–46 полемически выступил в печати против чрезмерного (по его мнению) влияния И. Ф. Стравинского на франц. музыку, а также против «искусственности» строгой додекафонии. Упростив собств. стиль, вернулся к тональности в комич. опере «Долорес, или Чудо уродливой женщины» (1942) и балете «Гиньоль и Пандора» (1943). В 1945–59 муз. рук. театра «Комеди Франсез» (Париж). Совершив путешествия по Азии и Африке, вновь обратился к экзотич. тематике и ритуальным текстам («Эпиталама для 12-голосного вокального оркестра» на др.-егип., др.-греч., инд. и кит. тексты, 1953). В оратории «Правда Жанны» (1956) и оркестровом сочинении «Прекрасные влюблённые» (1961) использовал стилистику и инструментарий франц. барокко. С 1961 преподавал композицию (проф. с 1966) в Парижской консерватории.