ПОРТЗАМПА́РК КРИСТИАН ДЕ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПОРТЗАМПА́РК (Portzamparc) Кристиан де (р. 5.5.1944, Касабланка), франц. архитектор и градостроитель. Окончил Нац. школу изобразит. искусств в Париже (1969). Опираясь на практич. результаты своих исследований жизни гор. сообществ, работает в русле т. н. контекстуализма: рассматривает здание как часть гор. «организма» и исходит при проектировании из градостроит. ситуации и потребностей жителей. Его первая постройка (водонапорная башня в Марн-ла-Валле, 1971–74) трактована как гор. достопримечательность. Ту же роль играют многие др. сооружения П., причём в градостроит. проектах он часто предусматривает «знаковые здания», помогающие ориентироваться в городе и оживляющие его пространство. Другая градостроит. идея П. – «открытый квартал»: вместо традиц. квартала с застройкой по периметру и модернистского со свободно стоящими постройками он предлагает располагать здания плотной группой, с узкими промежутками между ними, которые выглядят как разрывы в архит. массе [кварталы «От-Форм» (1975–79) и Массена (1995–2010) в Париже, комплекс «Nexus II» (1989–91) в Фукуоке в Японии, квартал «Де Ситадел» (2000–2006) в Алмере в Нидерландах, и др.]. Местоположение разрывов определяется направлением пешеходных потоков, ориентацией по солнцу и т. д. Ключевая работа П. – комплекс «Город музыки» в Париже (1984–95; корпуса концертного зала, музея и др.), благодаря удачному решению которого П. получил заказы на строительство подобных комплексов в Люксембурге (Филармония, 1997–2005) и в Рио-де-Жанейро («Город искусств», 2003–13). Также среди работ: танцевальная школа Парижской оперы в Нантере (1983–87), Дворец правосудия в Грасе (1993–99), посольство Франции в Берлине (1997–2003), музейный комплекс «Ле Шан Либр» в Рене (1993–2006), здание администрации региона Рона-Альпы в Лионе (2006–11), небоскрёбы «Tour de Lille» («Башня Лилля») в Лилле (1991–95), «Granite» в р-не Дефанс в границах Большого Парижа (2005–08), LVMH (1999) и «One57» (2009–14) в Нью-Йорке. Как критик градостроит. принципов модернизма, П. близок к постмодернизму, хотя его архит. сооружения формально примыкают к неомодернизму.