Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПАРИ́ЖСКОЙ БОГОМА́ТЕРИ СОБО́Р

Собор Парижской Богоматери. Фото В. М. Паппе

ПАРИ́ЖСКОЙ БОГОМА́ТЕРИ СОБО́Р, со­бор Нотр-Дам-де-Па­ри (Notre Dame de Paris), ка­фед­раль­ный храм Па­ри­жа. Рас­по­ло­жен на о. Си­те в цен­тре го­ро­да. По­стро­ен на мес­те гал­ло-рим. хра­ма Юпи­те­ра и хри­сти­ан­ской ба­зи­ли­ки Св. Сте­фа­на (4 и 7 вв.). Пред­став­ля­ет со­бой го­тич. 5-не­фную ба­зи­ли­ку (1163–1257, за­вер­ше­на ок. 1345; дли­на 130 м) с ко­рот­ким тран­сеп­том, хо­ром (1163–77, ос­вя­щён в 1182) с двой­ным об­хо­дом и вен­цом капелл (бо­ко­вые ка­пел­лы – ме­ж­ду 1235 и 1245; ка­пел­лы хо­ра – 1296–1330). Гл. неф с эм­по­ра­ми по­стро­ен в 1180–1200-е гг. (выс. 32,5 м). Зап. фа­сад име­ет 3 пор­та­ла (1-я четв. 13 в.), го­тич. розу (ок. 1225; ок. 10 м в диа­мет­ре; со скульп­ту­ра­ми Бо­го­ма­те­ри с Хри­стом и двух ан­ге­лов), от­кры­тую га­ле­рею и 2 флан­ки­рую­щие баш­ни выс. 69 м (за­вер­ше­ны ок. 1245). Ок. 1230 до­бав­ле­ны арк­бу­та­ны не­фа; в нач. 14 в. – арк­бу­та­ны хо­ра (мас­тер Жан Ра­ви). Кры­лья тран­сеп­та пе­ре­строе­ны в сер. 13 в. (мас­те­ра Жан де Шель, Пьер де Мон­трёй). Фа­са­ды ук­ра­ше­ны скульп­ту­рой: на зап. фа­са­де – 1210–30-х гг. (б. ч. ре­кон­ст­руи­ро­ва­на в 19 в.), в т. ч. центр. пор­тал со «Страш­ным су­дом» (ста­туи Хри­ста и Апо­сто­лов – 19 в.), пра­вый пор­тал со сце­на­ми из жиз­ни Бо­го­ма­те­ри, свя­тых Ан­ны и Ио­а­ки­ма (скуль­п­ту­ры ок. 1140–60-х гг.), ле­вый – со сце­на­ми «Ус­пе­ние» и «Ко­ро­но­ва­ние Ма­рии» в тим­па­не; на пор­та­ле сев. тран­сеп­та – сце­ны из жиз­ни Хри­ста, из ле­ген­ды о св. Тео­фи­ле, ста­туя Бо­го­ма­те­ри в трю­мо (все 1240-е гг.); в тим­па­не сев. Крас­но­го пор­та­ла – сце­ны «Ко­ро­но­ва­ние Ма­рии» и из жиз­ни св. Мар­се­ля (ок. 1270); на юж. пор­та­ле – сце­ны из жиз­ни св. Сте­фа­на, 6 ста­туй апо­сто­лов и скульп­тур­ные ме­даль­о­ны (кон. 1250-х гг.). В ин­терь­е­ре – вит­ра­жи (в трёх ро­зах – пре­им. 13 в.), ка­мен­ная ог­ра­да об­хо­да хо­ра со скульп­тур­ны­ми рель­е­фа­ми (сце­ны из жиз­ни Хри­ста, 1296–1351, скульп­то­ры Ж. Ра­ви, Ж. Ле­бу­тей), ста­туя Бо­го­ма­те­ри (14 в.). В крип­те – гроб­ни­цы епи­ско­пов и ар­хи­епи­ско­пов. В кон. 12 – 1-й пол. 13 вв. не­ви­дан­ной пыш­но­сти до­стиг­ло муз. офо­рм­ле­ние бо­го­слу­же­ния (прак­ти­ка Нотр-Дам шко­лы).

Ин­терь­ер и фа­сад пе­ре­строе­ны в 17–18 вв. (в 1699–1723 час­тич­но пе­ре­стро­ен тран­септ). В 17 в. соз­да­ны де­рев. рез­ные си­де­нья хо­ра; в нач. 18 в. – ста­туи Лю­до­ви­ка XIII (1715, Г. Кус­ту; см. Кус­ту) и Лю­до­ви­ка XIV (1715, А. Куа­зе­вокс), «Пье­та» (1712–25, Н. Кус­ту). В 1733 ус­та­нов­лен ор­ган, один из круп­ней­ших во Фран­ции (111 ре­ги­ст­ров, ок. 8 тыс. труб; пол­но­стью пе­ре­стро­ен в 1864–68, мас­тер А. Ка­вайе-Коль). Во вре­мя Франц. ре­во­лю­ции 18 в. со­бор пре­вра­щён в Храм Ра­зу­ма, по рас­по­ря­же­нию М. Ро­бес­пь­е­ра в 1793 раз­ру­ше­ны скульп­ту­ры Га­ле­реи ко­ро­лей (ар­хео­ло­гич. рас­коп­ка­ми 1977 об­на­ру­же­на 21 го­ло­ва; ны­не – в На­цио­наль­ном му­зее сред­не­ве­ко­во­го ис­кусст­ва­). Вновь ос­вя­щён в 1802. Рес­тав­ри­ро­ван в 1844–64 (ар­хи­тек­то­ры Ж. Б. А. Лас­сю, Э. Ви­ол­ле-ле-Дюк); со­ору­же­ны 96-мет­ро­вый ду­бо­вый шпиль с брон­зо­вы­ми ста­туя­ми еван­ге­ли­стов и апо­сто­лов (скульп­тор А. В. Жоф­фруа-Де­шом), вос­ста­нов­ле­на га­ле­рея ко­ро­лей Иу­деи (28 ста­туй), верх­няя часть со­бо­ра в до­пол­не­ние к гар­гуль­ям ук­ра­ше­на скульп­ту­ра­ми хи­мер. В со­бо­ре 13 ко­ло­ко­лов (са­мый круп­ный – Эм­ма­ну­эль – мас­сой ок. 12,8 т).

В нео­го­тич. сак­ри­стии со­бо­ра (сер. 19 в.) – со­кро­вищ­ни­ца, в ко­то­рой хра­нят­ся од­на из ве­ли­чай­ших свя­тынь хри­сти­ан­ско­го ми­ра – Тер­но­вый ве­нец Ии­су­са Хри­ста (ре­ли­к­ва­рий – 1862, по про­ек­ту Э. Ви­ол­ле-ле-Дю­ка), час­ти­ца Кре­ста Гос­под­ня и Гвоздь Гос­по­день (ре­ли­к­ва­рий – т. н. Па­ла­тин­ский крест, 1828, юве­лир Ж. П. Фа­ме­шон). В со­кро­вищ­ни­це пред­став­ле­ны так­же скульп­ту­ры Ф. Жи­рар­до­на, Ж. Б. Кар­по; кол­лек­ция из 268 ка­мей с изо­бра­же­ни­ем рим­ских пап.

В 1302 в со­бо­ре со­бра­лись франц. Ге­не­раль­ные шта­ты; в нём ко­ро­но­ва­лись англ. ко­роль Ген­рих VI (1431), имп. На­по­ле­он I (1804), так­же со­стоя­лось бра­ко­со­че­та­ние ко­ро­ля На­вар­ры Ген­ри­ха (бу­ду­ще­го ко­ро­ля Ген­ри­ха IV) и Мар­га­ри­ты Ва­луа (1572) и др. Со­бор опи­сан во мно­гих лит. про­из­ве­де­ни­ях (ро­ман «Со­бор Па­риж­ской Бо­го­ма­те­ри» В. Гю­го, 1831); в чис­ле др. па­риж­ских па­мят­ни­ков на бе­ре­гах Се­ны вклю­чён в спи­сок Все­мир­но­го на­сле­дия.

Ря­дом с со­бо­ром, на ул. Клу­атр-Нотр-Дам, – му­зей со­бо­ра (1951). На пл. Нотр-Дам (с 2006 име­ет вто­рое назв. в честь па­пы Ио­ан­на Пав­ла II), пе­ред со­бо­ром, рас­по­ло­же­на «ну­ле­вая от­мет­ка», от ко­то­рой от­счи­ты­ва­ют­ся рас­стоя­ния по Фран­ции. Под пло­ща­дью – ар­хео­ло­гич. крип­та (от­кры­та в 1980) с фраг­мен­та­ми по­стро­ек от гал­ло-рим. вре­ме­ни до 19 в.

Лит.: Aubert M. Notre-Dame de Paris. P., 1928; Les vitraux de Notre-Dame et de la Sainte Chapelle de Paris. P., 1959; Kimpel D. Die Querhausarme von Notre-Dame zu Paris und ihre Skulpturen. Bonn, 1971; Gillerman D. The clôture of Notre-Dame and its role in the fourteenth century choir program. N. Y., 1977; Erlande-Brandenburg A. Les sculptures de Notre-Dame de Paris au musée de Cluny. P., 1982; Clark W., Mark R. The first flying buttresses: a new reconstruction of the nave of Notre-Dame de Paris // The Art Bulletin. 1984. Vol. 66. № 1; Bruzelius C. The construction of Notre-Dame in Paris // Ibid. 1987. Vol. 69. № 4; Perrier J. Notre-Dame de Paris. P., 1998; Crépin-Leblond Th. La Cathédrale Notre-Dame de Paris. P., 2000; Tonazzi P. Florilège de Notre-Dame de Paris. P., 2007.

Вернуться к началу