ПАРИ́ЖСКОЙ БОГОМА́ТЕРИ СОБО́Р
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПАРИ́ЖСКОЙ БОГОМА́ТЕРИ СОБО́Р, собор Нотр-Дам-де-Пари (Notre Dame de Paris), кафедральный храм Парижа. Расположен на о. Сите в центре города. Построен на месте галло-рим. храма Юпитера и христианской базилики Св. Стефана (4 и 7 вв.). Представляет собой готич. 5-нефную базилику (1163–1257, завершена ок. 1345; длина 130 м) с коротким трансептом, хором (1163–77, освящён в 1182) с двойным обходом и венцом капелл (боковые капеллы – между 1235 и 1245; капеллы хора – 1296–1330). Гл. неф с эмпорами построен в 1180–1200-е гг. (выс. 32,5 м). Зап. фасад имеет 3 портала (1-я четв. 13 в.), готич. розу (ок. 1225; ок. 10 м в диаметре; со скульптурами Богоматери с Христом и двух ангелов), открытую галерею и 2 фланкирующие башни выс. 69 м (завершены ок. 1245). Ок. 1230 добавлены аркбутаны нефа; в нач. 14 в. – аркбутаны хора (мастер Жан Рави). Крылья трансепта перестроены в сер. 13 в. (мастера Жан де Шель, Пьер де Монтрёй). Фасады украшены скульптурой: на зап. фасаде – 1210–30-х гг. (б. ч. реконструирована в 19 в.), в т. ч. центр. портал со «Страшным судом» (статуи Христа и Апостолов – 19 в.), правый портал со сценами из жизни Богоматери, святых Анны и Иоакима (скульптуры ок. 1140–60-х гг.), левый – со сценами «Успение» и «Коронование Марии» в тимпане; на портале сев. трансепта – сцены из жизни Христа, из легенды о св. Теофиле, статуя Богоматери в трюмо (все 1240-е гг.); в тимпане сев. Красного портала – сцены «Коронование Марии» и из жизни св. Марселя (ок. 1270); на юж. портале – сцены из жизни св. Стефана, 6 статуй апостолов и скульптурные медальоны (кон. 1250-х гг.). В интерьере – витражи (в трёх розах – преим. 13 в.), каменная ограда обхода хора со скульптурными рельефами (сцены из жизни Христа, 1296–1351, скульпторы Ж. Рави, Ж. Лебутей), статуя Богоматери (14 в.). В крипте – гробницы епископов и архиепископов. В кон. 12 – 1-й пол. 13 вв. невиданной пышности достигло муз. оформление богослужения (практика Нотр-Дам школы).
Интерьер и фасад перестроены в 17–18 вв. (в 1699–1723 частично перестроен трансепт). В 17 в. созданы дерев. резные сиденья хора; в нач. 18 в. – статуи Людовика XIII (1715, Г. Кусту; см. Кусту) и Людовика XIV (1715, А. Куазевокс), «Пьета» (1712–25, Н. Кусту). В 1733 установлен орган, один из крупнейших во Франции (111 регистров, ок. 8 тыс. труб; полностью перестроен в 1864–68, мастер А. Кавайе-Коль). Во время Франц. революции 18 в. собор превращён в Храм Разума, по распоряжению М. Робеспьера в 1793 разрушены скульптуры Галереи королей (археологич. раскопками 1977 обнаружена 21 голова; ныне – в Национальном музее средневекового искусства). Вновь освящён в 1802. Реставрирован в 1844–64 (архитекторы Ж. Б. А. Лассю, Э. Виолле-ле-Дюк); сооружены 96-метровый дубовый шпиль с бронзовыми статуями евангелистов и апостолов (скульптор А. В. Жоффруа-Дешом), восстановлена галерея королей Иудеи (28 статуй), верхняя часть собора в дополнение к гаргульям украшена скульптурами химер. В соборе 13 колоколов (самый крупный – Эммануэль – массой ок. 12,8 т).
В неоготич. сакристии собора (сер. 19 в.) – сокровищница, в которой хранятся одна из величайших святынь христианского мира – Терновый венец Иисуса Христа (реликварий – 1862, по проекту Э. Виолле-ле-Дюка), частица Креста Господня и Гвоздь Господень (реликварий – т. н. Палатинский крест, 1828, ювелир Ж. П. Фамешон). В сокровищнице представлены также скульптуры Ф. Жирардона, Ж. Б. Карпо; коллекция из 268 камей с изображением римских пап.
В 1302 в соборе собрались франц. Генеральные штаты; в нём короновались англ. король Генрих VI (1431), имп. Наполеон I (1804), также состоялось бракосочетание короля Наварры Генриха (будущего короля Генриха IV) и Маргариты Валуа (1572) и др. Собор описан во многих лит. произведениях (роман «Собор Парижской Богоматери» В. Гюго, 1831); в числе др. парижских памятников на берегах Сены включён в список Всемирного наследия.
Рядом с собором, на ул. Клуатр-Нотр-Дам, – музей собора (1951). На пл. Нотр-Дам (с 2006 имеет второе назв. в честь папы Иоанна Павла II), перед собором, расположена «нулевая отметка», от которой отсчитываются расстояния по Франции. Под площадью – археологич. крипта (открыта в 1980) с фрагментами построек от галло-рим. времени до 19 в.