МУ́ЗЫКА
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МУ́ЗЫКА, искусство звуков, организованных главным образом по высоте и во времени. Греч. μουσιϰή – прилагательное женского рода; в античном словоупотреблении оно относилось либо к ремеслу (μουσιϰὴ τέχνη), либо к тайному знанию о предметах божественной деятельности муз (μουσιϰὴ ἐπιστήμη); оба смысловых оттенка термина – искусство и наука – перешли в латынь (musica) и новоевропейские языки, где традиционно сохранялись вплоть до конца 18 в. Как вид искусства М. реализуется в пении (см. также Голос певческий) и игре на инструментах музыкальных. Издревле М. сопровождалась танцем и была большей частью неотделима от стихотворчества: античные «мелопоэты» – одновременно поэты и музыканты; подобный синкретизм поныне сохраняется в народной и профессиональной М. устной традиции (см. Традиционная музыка), воспроизводится в джазе, рок-музыке, современной авторской песне.
Материал М. – звук музыкальный. В европейской письменной культуре (с 9 в.) сложилась техника развёртывающейся во времени звуковысотной композиции, наиболее существенная черта которой – музыкальная гармония. Из видов человеческой деятельности М. ближе всего к эмоционально приподнятой речи; её отличие от речи – в способах организации звукового материала. Музыкальный звук организуется в высотном (см. в статьях Высота звука, Строй музыкальный, Звуковая система, Роды интервальных систем, Лад), временно́м (ритм музыкальный, метр, темп), тембровом (окраска; см. Тембр), громкостном (динамика) и других отношениях (тогда как в речи звуки организованы главным образом в артикуляционном отношении). Интонация (в пятом значении), как носитель художественной специфики М., в отличие от речевой интонации, пользуется не всеми доступными звуками; в любой зрелой музыкальной культуре существует дискретный набор стабильных, интервально соотнесённых высот (см. Интервал, Ступень). Звуковысотность, зафиксированная в музыкальном строе, предполагает развитие слуховых навыков (см. Слух музыкальный), особой музыкальной памяти, удерживающей положение звука (созвучия) в высотном континууме относительно других звуков. Модусами движения-интонирования в европейской традиции служат темпы, различающиеся не только по скорости (частоте чередования импульсов – тактовых долей), но и по внутренней ритмической структуре; музыкальное творчество, исполнение и восприятие тем самым, помимо слуха и памяти, базируются на чувстве ритма. Разветвлённая система музыкальных длительностей (ритмическое деление нот теоретически бесконечно) распространяется не только на звуки, но и на паузы (произвольность последних – одно из многочисленных отличий поэтической речи от М.).
Непосредственная связь со словом прослеживается в большинстве жанров и форм вокальной М., то есть рассчитанной на пение и сочинённой на соответствующий литературный текст, который может быть как поэтическим (в арии, балладе, мадригале, мотете, романсе и т. п.), так и прозаическим (молитвословная проза в псалмах, песнях библейских, экспериментальные образцы М. на прозаические тексты со 2-й половины 19 в.). К вокальной М. относятся все сочинения для хора (а капелла и в сопровождении инструментов, в том числе включаемые в религиозный культ), а также все виды и разновидности музыкального театра, связанные со словом: опера, оперетта, мюзикл и др. Элементы театральности могут проникать и в вокальную музыку для голоса (голосов) в сопровождении инструментов (кондукты в литургической драме, поздние мадригалы К. Монтеверди, некоторые песни и романсы Ф. Шуберта, М. П. Мусоргского). Произведение для пения без слов именуется вокализом. М. для одного или нескольких инструментов без пения называется инструментальной; виды камерного инструментального ансамбля (см. Камерная музыка) получили наименования по числу участников: дуэт, трио (в вокальной музыке ему соответствует терцет), квартет, квинтет, секстет, септет, октет и редко встречающиеся нонет, децимет. Самый крупный коллектив музыкантов-инструменталистов – большой симфонический оркестр. Несмотря на отсутствие текста и сценического образа, в инструментальной М. возможны изобразительность, поэтическая идея и сюжет по типу литературного (см. Программная музыка), однако в целом для М. они факультативны. Содержательность музыкальной формы (в широком смысле) может быть обусловлена не только конкретными, зримыми образами, но и опосредованными символико-ассоциативными механизмами восприятия. Скрытый характер этих механизмов отчасти оправдывает идею абсолютной музыки, т. е. «чистой» инструментальной М., не связанной со словом, театральным действием и изображением (односторонне-радикально эта идея выражена Э. Гансликом: «Музыка состоит из звукорядов, звукоформ. Они не имеют никакого другого содержания, кроме самих себя»).
Особый аспект специфики музыкального искусства – соотношение его временно́й природы и художественно-смысловой целостности. Первичным типом целостности в М. является импровизация – тип музицирования, не имеющий функционально различимых средств для обозначения начала и конца пьесы (её элементы, будучи вариантами исходной мелодической, ритмической, гармонической модели, интонационно родственны друг другу, чем и обеспечивается в этом случае целостность). Близка импровизации вариационная форма, в которой, однако, различаются функции начала и конца (тема и её вариации, иногда завершаемые возвращением темы). Наиболее сложный тип музыкальной целостности представлен завершёнными музыкальными формами, в которых функции начала, развития и завершения выражены специальными средствами (например, экспозиция, разработка, реприза в сонатной форме). В этих формах звуко-временной процесс членится на фазы, связанные друг с другом по типу причин и следствий. Восприятие таких форм предполагает активность слушательского внимания, способного сравнивать, сопоставлять, удерживать в памяти прошлое и настоящее, предвосхищать будущее развитие музыкальной мысли. В старину музыкальные формы, опиравшиеся на тексты (кантата, оратория, «страсти», в частности у И. С. Баха и Г. Ф. Генделя), имели генетическое родство с построением ораторской речи согласно риторической диспозиции (см. Риторика музыкальная); риторические прототипы повлияли и на классические формы и жанры инструментальной музыки 18 в. (соната, сюита, дивертисмент, симфония), однако в 19 в. эта связь ослабела. В завершённых формах время звучания обрело специфическую пространственность: способность «застывать» в логике соотношения частей музыкального целого. Так возникает диалектика «формы-процесса» и «окристаллизованной формы» (Б. В. Асафьев; см. также Открытая форма). Завершённость музыкального произведения оборачивается процессуальностью в исполнительской интерпретации, которая заново воссоздаёт музыкальную целостность (в традиционной и старинной музыке при отсутствии фиксированной нотной партитуры интерпретация равносильна пересочинению).
Происхождение и развитие музыки
Историческое развитие М. неотделимо от развития чувственных способностей человека; ход слухового освоения человеком звукового материала в изменяющихся культурных условиях составляет наиболее фундаментальный уровень истории М. Согласно гипотезам, выдвинутым исследователями 19 – начала 20 вв., истоки М. коренились в интонациях эмоционально возбуждённой речи (Г. Спенсер), в пении птиц и любовных зовах животных (Ч. Дарвин), ритмах трудовых процессов (К. Бюхер), звуковых сигналах (К. Штумпф), магических заклинаниях (Ж. Комбарьё). Археологические и этнографические данные говорят о том, что в практической деятельности древних людей длительное время созревал первобытный синкретический комплекс – праискусство, которое включало в себя зародыши М., танца, поэзии и служило целям коммуникации, организации совместных трудовых и ритуальных процессов, эмоционально и духовно-этически воздействовало на их участников. Многократное повторение мелодико-ритмических формул, закрепившихся в общественной практике, привело к постепенному осознанию и усвоению логической организации звуков. Включённость музицирования в быт, труд, обряд формировала первичные музыкальные жанры; интонации постепенно стабилизировались по высоте, стали интервально определёнными. Тем самым высота звука отделилась от тембра голоса и речевой артикуляции; возникли звукоряды и основанные на них мелодии.
На ранних стадиях развития М. была почти исключительно прикладной (см. Прикладная музыка), отсюда каноничность творчества, малая выраженность в нём индивидуально-авторского начала. Эти качества определялись также мифологическими представлениями о мире как о стабильном единстве, в котором циклически повторяются взаимно подобные явления природы, человеческие действия и т. д. Элементы М. отождествлялись с числами, числа наделялись мистико-символическими значениями (см. Нумерология) и оказывались поэтому знаками всеобщего порядка бытия. Тем или иным ладам и ритмам соответствовали конкретные переживания (по античным и некоторым восточным представлениям, лад и метр – одновременно абстрактная числовая структура и этос). Универсальное обобщение действительности обеспечивалось системой канонических элементов музыкального творчества; отдельные музыкальные явления в фольклоре, в импровизационном «пересочинении» у менестрелей внутренне не замкнуты, что отличает их от завершённого музыкального произведения (опуса) в новоевропейской культуре (opus perfectum et absolutum – «совершенное и цельное творение», по выражению Николая Листения, 1537). Ценность М. в этих условиях зависела от типичности её формы, близости к нормативным образцам.
В профессиональном творчестве зрелых музыкальных культур М. постепенно освобождается от непосредственной зависимости от слова, бытового или ритуального контекста. Интонационные элементы и законы их организации обретают логическую самостоятельность и собственную историческую жизнь. Развивается и дифференцируется музыкальный язык, способный выразить одновременно и конкретность переживания, и обобщённость мысли. В монодических звуковысотных системах (см. Монодия, Одноголосие) гармония реализуется в формах модального лада (см. Модальность, Модус в музыке), тогда как созвучия появляются эпизодически (в гетерофонии или в сочетании мелодии с выдержанным звуком – бурдоном). Подлинным переворотом в М. следует считать переход от одноголосия к многоголосию (время «Каролингского возрождения»). Вслед за древней монодией и примыкающей к ней гетерофонией в европейской М. постепенно развились типы многоголосного склада музыкального: полифония, предполагающая равноправие взаимно согласованных мелодических голосов (расцвет в 14–16 вв. и в творчестве И. С. Баха), и гомофония с выделением одного ведущего голоса в многоголосном целом (расцвет в 17–19 вв.). В ходе истории М. гомофонный склад и его фактурные разновидности (см. Фактура) нередко обогащались элементами полифонии. В профессиональном обучении музыкантов особое внимание уделялось контрапункту (в первом значении).
Начиная с эпохи Возрождения в Европе развивались жанры так называемой автономной музыки (в терминологии Г. Бесселера – «преподносимой», т. е. предназначенной исключительно для слушания), свободные от прикладных задач, складывалась самостоятельная логика композиторского мышления, обособлялась сама профессия композитора. Одновременно под влиянием ускорившегося социального развития формировалась динамическая картина мира, в центре которой – чувствующая и мыслящая неповторимая личность. В эпоху барокко М. преимущественно «подражала» нормативным аффектам (см. Аффектов теория) – человеческим реакциям на реалии объективного мира. В эпоху Просвещения считалось, что «…искусство музыканта состоит не в непосредственном изображении предметов, а в том, чтобы привести слушателя в состояние, подобное тому, какое вызывает представление об этом предмете» (Ж. Ж. Руссо). Эстетика классицизма в центр образного обобщения ставила типизацию характеров через выделение и противопоставление преобладающих качеств (героических, комических, лирических и др.). Характерность тематизма и контраст в его развитии придавали инструментальной М. классико-романтической эпохи (см. в статьях Классика, Романтизм) черты театральности, что привносило в музыкальный смысл сюжетные и событийные ассоциации (например, в фортепианных сонатах Й. Гайдна и В. А. Моцарта, симфониях П. И. Чайковского). Классико-романтическая М. тяготела к выражению неповторимых эмоциональных состояний и сложных психических процессов, превратившихся во всеобщий «язык чувств» (Л. ван Бетховен подчёркивал в аннотации к 6-й, «Пасторальной», симфонии: «больше выражение чувств, чем изображение»). В звуковысотной организации классико-романтическая стадия развития музыкального мышления представлена гармонической тональностью, где любой аккорд может быть истолкован как представитель одной из трёх функций тональных (тоники, доминанты и субдоминанты).
Сформированный в М. 18–19 вв. тип художественного образа многозначен, предполагал постоянное переосмысление композитором устоявшихся норм музыкального языка. Отсюда – необходимость исполнительской и критической интерпретации музыкального произведения. Формирование автономного музыкального языка и особой сферы распространения М., не равнозначной быту, церемониалу или культу, привело к осознанию новой цели: оригинального воплощения в композиции индивидуальной авторской мысли. В этих условиях ценность М. состоит в неповторимой структуре музыкального произведения и одновременно во внутренней смысловой оправданности избранных композитором средств.
Характерное для новой и новейшей М. 20–21 вв. ощущение исчерпанности традиционных, сформированных в эру гомофонной гармонии, образов и средств их воплощения выразилось в появлении новых техник композиции, коренным образом изменивших лицо М. Радикальные художественные течения (начиная с новой венской школы) ушли от традиционного понимания музыкальной темы как мелодии, положив в основу композиции серийную технику в целом и в особенности серию из 12 «лишь между собой соотнесённых тонов» (А. Шёнберг; см. Додекафония); со временем серийная организация распространилась также на область ритма, громкостной динамики и т. д. (см. Сериализм). Параллельно происходил процесс ассимиляции в европейской М. элементов неевропейских музыкальных культур (экзотические ладовые звукоряды и инструменты, нерегулярная ритмика и т. п.).
В современной М. до известной степени реставрируются предшествующие этапы её развития (см. Полистилистика, также в стиле, известном под названием «новая простота»). Музыкальный авангардизм, в ряде направлений тяготеющий к синтетическим художественным акциям (хеппенинг), воскрешает характерную для древних культур включённость М. во внемузыкальный контекст. Предельное обобщение действительности превращает музыкальное произведение в аналог универсума («Моменты», «Гимны» и другие сочинения К. Штокхаузена). В целом же творческий эксперимент, направленный на обновление музыкального языка, во 2-й половине 20 в. и в 21 в. остаётся магистральным вектором академической музыки (сонорика, минимализм, электронная музыка, спектрализм).
Другой тип художественной образности возникает в коммерческих разновидностях М., функционирующей в массовой культуре (поп-музыка, шлягер). Ориентируясь на интонационные и композиционные шаблоны, эта М. закрепляет за мелодическими, гармоническими, ритмическими формулами эмоциональные и идейные этикетки, вызывающие однозначную психофизиологическую и поведенческую реакцию аудитории. Характерные для поп-музыки музыкальные образы – «поп-имиджи» – выражают ходовые представления о мире обыденного сознания, которое в определённой мере мифологизирует действительность. В рок-музыке множественность оснований образного мышления (поэтика, игра парадоксальными алогизмами, фольклорно-мифологический тип образности) связана с противоречивостью целей творчества: выражение критического неприятия существующего образа жизни, психологически-компенсаторные цели (подобные тем, которые достигаются при употреблении психоделических препаратов), социально-организаторские функции (подобные тем, которые выполняет гимн).