КОМПОЗИ́ЦИЯ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КОМПОЗИ́ЦИЯ (от лат. compositio, букв. – соположение, складывание, составление, сочинение, сочетание) в литературе, архитектуре и искусстве, система приёмов построения произведения, обусловливающих его единство и целостность. Каждый вид иск-ва располагает собственными приёмами К., определяемыми спецификой его материала.
К. в литературе представляет собой мотивированное расположение и взаимную соотнесённость элементов произведения как на уровне изображаемой реальности (система персонажей – т. н. К. образов; последовательность событий и поступков – К. сюжета), так и на уровне повествовательной структуры (смена точек зрения, ракурсов и способов повествования, достигаемая разл. средствами, напр. переходом в другой стилевой регистр, вставными рассказами). К. лит. произведения может следовать определённому жанровому канону – напр., в фольклоре, в произведениях отд. эпох (античность, средние века) и направлений (классицизм). Специфические особенности имеет К. стихотв. произведений, обусловленная метрико-ритмич. и интонационно-синтаксич. закономерностями.
К. в архитектуре – система организации объёмов и пространств в сооружении, в которой используются законы тектоники и принципы соподчинённости частей постройки друг другу, симметрия и асимметрия, ритм, система пропорций, взаимоотношение масштабов, статика и динамика. Отд. части постройки в её К. могут быть обособлены или, напротив, составлять слитное целое. В состав единой К. могут входить неск. зданий, образующих целостный ансамбль, или здание и окружающее его пространство, в т. ч. природная либо архит. среда и её отд. объекты.
В живописи и графике композиц. приёмы представлены как средствами организации плоскости (линейный ритм, симметрия и асимметрия и др. параметры, определяющие границы рисунка), так и способами создания иллюзии трёхмерного пространства на плоскости (прямая или обратная перспектива, характер построения и величина каждого из планов, расположение линии горизонта и др.). Колористич. К. определяется цветовыми и тональными отношениями, конфигурацией цветовых зон, взаимодействием дополнит. цветов. Важными определяющими элементами К. являются также размер (монументальный, станковый, миниатюрный) и формат (квадрат, горизонтальный или вертикальный прямоугольник, тондо, овал в станковой живописи; страницы в книжной миниатюре, и др.). В академич. практике утвердилось ограниченное понимание К. как размещения на плоскости изобразит. элементов.
К. в скульптуре – система взаимосвязи объёмов и поверхностей в условном пространстве. Подобно архит. К., скульптурная К. пользуется законами тектоники или смело нарушает их; целостность достигается симметрией, строгой субординацией частей, повторяемостью похожих форм, также и игрой на диссонансах, примирением и равновесием контрастов. Симметрия в скульптурной К. может быть простой (устанавливается подобие левой и правой сторон) или сложной пространственной, уравновешивающей объёмы. Фактором скульптурной К. является также движение, которое мотивирует расположение пластич. масс. С учётом критерия движения К. можно разделить на «закрытые» – центростремительные, статичные, которые тяготеют к тектонике, симметрии построения, покою, тождеству и повторам элементов, и «открытые» – развивающиеся в пространстве, динамические, отличающиеся асимметрией, противопоставлением масс, усложнением ритмов, чётко выраженным движением, где действие сюжетно мотивировано. В рассчитанной на обход круглой скульптуре создаётся как бы своя К. для каждой точки зрения, подчинённая единому замыслу произведения. Рельеф, особенно низкий, заимствует некоторые черты худож. языка живописи. Подобно картине, он имеет формат, ограничивающий поле изображения, в которое вписываются фигуры. В рельефе обретает повышенное значение фон (просветы в интервалах или весь фон в целом, иллюзорно воспроизводящий пространство и среду), а также рисунок линий, который создаёт структуру К., пропорциональную сетку. Его ритм связывает между собой отд. части, утверждает симметрию или вносит разнообразие контраста.
К. в музыке проф. европ. традиции – одна из сторон произведения, связанная с его временнóй структурой. В вокальной (в т. ч. культовой и сценической) музыке К. обычно повторяет или варьирует строение словесного текста, образуя текстомузыкальную форму (см. в ст. Музыкальная форма). Музыка, не связанная со словом, изображением и сценич. действием, сама служит основой временнóй организации; единство целого достигается благодаря специфич. логике последования во времени, сочленения и соподчинения частей, диктующей как устойчивые, повторяющиеся типы К. (муз. формы), так и индивидуальные композиционные решения. Типичные композиционные функции (экспозиция, разработка, эпизод, реприза) закрепились в сонатной форме. С термином «К.» соотносится особый тип авторского творчества, направленного на создание законченного произведения, фиксируемого в нотном тексте и требующего воплощения в искусстве интерпретации; К. в этом смысле противостоит импровизации.
Термином «К.» называют также само живописное или скульптурное произведение, а также муз. произведение, процесс его сочинения, связанный с этим процессом комплекс теоретич. сведений (см. Гармония, Инструментовка, Полифония). В архитектуре К. называют процесс проектирования – построения архит. формы с учётом художественных, функциональных и конструктивно-технологич. требований.