Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КОМПОЗИ́ЦИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 14. Москва, 2009, стр. 699

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. П. Головин (композиция в скульптуре)

КОМПОЗИ́ЦИЯ (от лат. compositio, букв.  со­по­ло­же­ние, скла­ды­ва­ние, со­став­ле­ние, со­чи­не­ние, со­че­та­ние) в ли­те­ра­ту­ре, ар­хи­тек­ту­ре и ис­кус­ст­ве, сис­те­ма приё­мов по­строе­ния про­из­ве­де­ния, обу­слов­ли­ваю­щих его един­ст­во и це­ло­ст­ность. Ка­ж­дый вид иск-ва рас­по­ла­га­ет соб­ст­вен­ны­ми приё­ма­ми К., оп­ре­де­ляе­мы­ми спе­ци­фи­кой его ма­те­риа­ла.

К. в ли­те­ра­ту­ре пред­став­ля­ет со­бой мо­ти­ви­ро­ван­ное рас­по­ло­же­ние и вза­им­ную со­от­не­сён­ность эле­мен­тов про­из­ве­де­ния как на уров­не изо­бра­жае­мой ре­аль­но­сти (сис­те­ма пер­со­на­жей – т. н. К. об­ра­зов; по­сле­до­ва­тель­ность со­бы­тий и по­ступ­ков – К. сю­же­та), так и на уров­не по­ве­ст­во­ва­тель­ной струк­ту­ры (сме­на то­чек зре­ния, ра­кур­сов и спо­со­бов по­ве­ст­во­ва­ния, дос­ти­гае­мая разл. сред­ства­ми, напр. пе­ре­хо­дом в дру­гой сти­ле­вой ре­гистр, встав­ны­ми рас­ска­за­ми). К. лит. про­из­ве­де­ния мо­жет сле­до­вать оп­ре­де­лён­но­му жан­ро­во­му ка­но­ну – напр., в фольк­ло­ре, в про­из­ве­де­ни­ях отд. эпох (ан­тич­ность, сред­ние ве­ка) и на­прав­ле­ний (клас­си­цизм). Спе­ци­фи­че­ские осо­бен­но­сти име­ет К. сти­хотв. про­из­ве­де­ний, обу­слов­лен­ная мет­ри­ко-рит­мич. и ин­то­на­ци­он­но-син­так­сич. за­ко­но­мер­но­стя­ми.

К. в ар­хи­тек­ту­ре – сис­те­ма ор­га­ни­за­ции объ­ё­мов и про­странств в со­ору­же­нии, в ко­то­рой ис­поль­зу­ют­ся за­ко­ны тек­то­ни­ки и прин­ци­пы со­под­чи­нён­но­сти час­тей по­строй­ки друг дру­гу, сим­мет­рия и асим­мет­рия, ритм, сис­те­ма про­пор­ций, взаи­мо­от­но­ше­ние мас­шта­бов, ста­ти­ка и ди­на­ми­ка. Отд. час­ти по­строй­ки в её К. мо­гут быть обо­соб­ле­ны или, на­про­тив, со­став­лять слит­ное це­лое. В со­став еди­ной К. мо­гут вхо­дить неск. зда­ний, об­ра­зую­щих це­ло­ст­ный ан­самбль, или зда­ние и ок­ру­жаю­щее его про­стран­ст­во, в т. ч. при­род­ная ли­бо ар­хит. сре­да и её отд. объ­ек­ты.

В жи­во­пи­си и гра­фи­ке ком­по­зиц. приё­мы пред­став­ле­ны как сред­ст­ва­ми ор­га­ни­за­ции плос­ко­сти (ли­ней­ный ритм, сим­мет­рия и асим­мет­рия и др. па­ра­мет­ры, оп­ре­де­ляю­щие гра­ни­цы ри­сун­ка), так и спо­со­ба­ми соз­да­ния ил­лю­зии трёх­мер­но­го про­стран­ст­ва на плос­ко­сти (пря­мая или об­рат­ная пер­спек­ти­ва, ха­рак­тер по­строе­ния и ве­ли­чи­на ка­ж­до­го из пла­нов, рас­по­ло­же­ние ли­нии го­ри­зон­та и др.). Ко­ло­ри­стич. К. оп­ре­де­ля­ет­ся цве­то­вы­ми и то­наль­ны­ми от­но­ше­ния­ми, кон­фи­гу­ра­ци­ей цве­то­вых зон, взаи­мо­дей­ст­ви­ем до­пол­нит. цве­тов. Важ­ны­ми оп­ре­де­ляю­щи­ми эле­мен­та­ми К. яв­ля­ют­ся так­же раз­мер (мо­ну­мен­таль­ный, стан­ко­вый, ми­ниа­тюр­ный) и фор­мат (квад­рат, го­ри­зон­таль­ный или вер­ти­каль­ный пря­мо­уголь­ник, тон­до, овал в стан­ко­вой жи­во­пи­си; стра­ни­цы в книж­ной ми­ниа­тю­ре, и др.). В ака­де­мич. прак­ти­ке ут­вер­ди­лось ог­ра­ни­чен­ное по­ни­ма­ние К. как раз­ме­ще­ния на плос­ко­сти изо­бра­зит. эле­мен­тов.

К. в скульп­ту­ре – сис­те­ма взаи­мо­свя­зи объ­ё­мов и по­верх­но­стей в ус­лов­ном про­стран­ст­ве. По­доб­но ар­хит. К., скульп­тур­ная К. поль­зу­ет­ся за­ко­на­ми тек­то­ни­ки или сме­ло на­ру­ша­ет их; це­ло­ст­ность дос­ти­га­ет­ся сим­мет­ри­ей, стро­гой су­бор­ди­на­ци­ей час­тей, по­вто­ряе­мо­стью по­хо­жих форм, так­же и иг­рой на дис­со­нан­сах, при­ми­ре­ни­ем и рав­но­ве­си­ем кон­тра­стов. Сим­мет­рия в скульп­тур­ной К. мо­жет быть про­стой (ус­та­нав­ли­ва­ет­ся по­до­бие ле­вой и пра­вой сто­рон) или слож­ной про­стран­ст­вен­ной, урав­но­ве­ши­ваю­щей объ­ё­мы. Фак­то­ром скульп­тур­ной К. яв­ля­ет­ся так­же дви­же­ние, ко­то­рое мо­ти­ви­ру­ет рас­по­ло­же­ние пла­стич. масс. С учё­том кри­те­рия дви­же­ния К. мож­но раз­де­лить на «за­кры­тые»  цен­тро­ст­ре­ми­тель­ные, ста­тич­ные, ко­то­рые тя­го­те­ют к тек­то­ни­ке, сим­мет­рии по­строе­ния, по­кою, то­ж­де­ст­ву и по­вто­рам эле­мен­тов, и «от­кры­тые»  раз­ви­ваю­щие­ся в про­стран­ст­ве, ди­на­ми­че­ские, от­ли­чаю­щие­ся асим­мет­ри­ей, про­ти­во­пос­тав­ле­ни­ем масс, ус­лож­не­ни­ем рит­мов, чёт­ко вы­ра­жен­ным дви­же­ни­ем, где дей­ст­вие сю­жет­но мо­ти­ви­ро­ва­но. В рас­счи­тан­ной на об­ход круг­лой скульп­ту­ре соз­да­ёт­ся как бы своя К. для ка­ж­дой точ­ки зре­ния, под­чи­нён­ная еди­но­му за­мыс­лу про­из­ве­де­ния. Рель­еф, осо­бен­но низ­кий, за­им­ст­ву­ет не­ко­то­рые чер­ты ху­дож. язы­ка жи­во­пи­си. По­доб­но кар­ти­не, он име­ет фор­мат, ог­ра­ни­чи­ваю­щий по­ле изо­бра­же­ния, в ко­то­рое впи­сы­ва­ют­ся фи­гу­ры. В рель­е­фе об­ре­та­ет по­вы­шен­ное зна­че­ние фон (про­све­ты в ин­тер­ва­лах или весь фон в це­лом, ил­лю­зор­но вос­про­из­во­дя­щий про­стран­ст­во и сре­ду), а так­же ри­су­нок ли­ний, ко­то­рый соз­да­ёт струк­ту­ру К., про­пор­цио­наль­ную сет­ку. Его ритм свя­зы­ва­ет ме­ж­ду со­бой отд. час­ти, ут­вер­жда­ет сим­мет­рию или вно­сит раз­но­об­ра­зие кон­тра­ста.

К. в му­зы­ке проф. ев­роп. тра­ди­ции – од­на из сто­рон про­из­ве­де­ния, свя­зан­ная с его вре­меннóй струк­ту­рой. В во­каль­ной (в т. ч. куль­то­вой и сце­ни­че­ской) му­зы­ке К. обыч­но по­вто­ря­ет или варь­и­ру­ет строе­ние сло­вес­но­го тек­ста, об­ра­зуя тек­сто­му­зы­каль­ную фор­му (см. в ст. Му­зы­каль­ная фор­ма). Му­зы­ка, не свя­зан­ная со сло­вом, изо­бра­же­ни­ем и сце­нич. дей­ст­ви­ем, са­ма слу­жит ос­но­вой вре­меннóй ор­га­ни­за­ции; един­ст­во це­ло­го дос­ти­га­ет­ся бла­го­да­ря спе­ци­фич. ло­ги­ке по­сле­до­ва­ния во вре­ме­ни, со­чле­не­ния и со­под­чи­не­ния час­тей, дик­тую­щей как ус­той­чи­вые, по­вто­ряю­щие­ся ти­пы К. (муз. фор­мы), так и ин­ди­ви­ду­аль­ные ком­по­зи­ци­он­ные ре­ше­ния. Ти­пич­ные ком­по­зи­ци­он­ные функ­ции (экс­по­зи­ция, раз­ра­бот­ка, эпи­зод, ре­при­за) за­кре­пи­лись в со­нат­ной фор­ме. С тер­ми­ном «К.» со­от­но­сит­ся осо­бый тип ав­тор­ско­го твор­че­ст­ва, на­прав­лен­но­го на соз­да­ние за­кон­чен­но­го про­из­ве­де­ния, фик­си­руе­мо­го в нот­ном тек­сте и тре­бую­ще­го во­пло­ще­ния в ис­кус­ст­ве ин­тер­пре­та­ции; К. в этом смыс­ле про­ти­во­сто­ит им­про­ви­за­ции.

Тер­ми­ном «К.» на­зы­ва­ют так­же са­мо жи­во­пис­ное или скульп­тур­ное про­из­ве­де­ние, а так­же муз. про­из­ве­де­ние, про­цесс его со­чи­не­ния, свя­зан­ный с этим про­цес­сом ком­плекс тео­ре­тич. све­де­ний (см. Гар­мо­ния, Ин­стру­мен­тов­ка, По­ли­фо­ния). В ар­хи­тек­ту­ре К. на­зы­ва­ют про­цесс про­ек­ти­ро­ва­ния – по­строе­ния ар­хит. фор­мы с учё­том ху­до­же­ст­вен­ных, функ­цио­наль­ных и кон­ст­рук­тив­но-тех­но­ло­гич. тре­бо­ва­ний.

Лит.: Ли­те­ра­ту­ра. Ус­пен­ский Б. А. По­эти­ка ком­по­зи­ции. М., 1970; Жир­мун­ский В. М. Ком­по­зи­ция ли­ри­че­ских сти­хо­тво­ре­ний // Жир­мун­ский В. М. Тео­рия сти­ха. Л., 1975.

Ар­хи­тек­ту­ра, жи­во­пись и гра­фи­ка, скульп­ту­ра. Ал­па­тов М. В. Ком­по­зи­ция в жи­во­пи­си. Ис­то­ри­че­ский очерк. М.; Л., 1940; Edwards A. T. Style and composition in architecture: an exposition of the canon of number, punctuation and inflection. L., 1944; Robertson H. The principles of architectural composition. [S. l.], 1963; Ар­хи­тек­тур­ная ком­по­зи­ция. М., 1970; Икон­ни­ков А., Сте­па­нов Г. Ос­но­вы ар­хи­тек­тур­ной ком­по­зи­ции. М., 1971; Вол­ков Н. Н. Ком­по­зи­ция в жи­во­пи­си. М., 1977; Kuhn R. Komposition und Rhythmus. B., 1980; Да­ни­эль С. М. Кар­ти­на клас­си­че­ской эпо­хи: про­бле­мы ком­по­зи­ции в за­пад­но­ев­ро­пей­ской жи­во­пи­си ХVII в. Л., 1986; Икон­ни­ков А. В. Функ­ция, фор­ма, об­раз в ар­хи­тек­ту­ре. М., 1986; Meiss P. von. Elements of architecture: from form to place. [N. Y.], 1990; Объ­ем­но-про­стран­ст­вен­ная ком­по­зи­ция / Ред. А. В. Сте­па­нов. М., 1993; Ку­ле­ба­кин Г. И. Ри­су­нок и ос­но­вы ком­по­зи­ции. 4-е изд. М., 1994; Architectural design and composition / Ed. C. M. Steenbergen a. o. Delft, 2002.

Му­зы­ка. Ко­го­утек Ц. Тех­ни­ка ком­по­зи­ции в му­зы­ке XX в. М., 1976; На­зай­кин­ский Е. В. Ло­ги­ка му­зы­каль­ной ком­по­зи­ции. М., 1982; Со­ко­лов А. С. Вве­де­ние в му­зы­каль­ную ком­по­зи­цию XX в. М., 2004; Тео­рия со­вре­мен­ной ком­по­зи­ции. М., 2007.

Вернуться к началу