Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СЮЖЕ́Т

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 521-522

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Т. Ю

СЮЖЕ́Т (от франц. sujet, букв. – пред­мет), раз­ви­тие со­бы­тий, изо­бра­жён­ных в лит. про­из­ве­де­нии в их вре­менно́й по­сле­до­ва­тель­но­сти; яв­ля­ет­ся ор­га­ни­зую­щим на­ча­лом боль­шин­ст­ва эпи­чес­ких (по­ве­ст­во­ва­тель­ных), дра­ма­ти­че­ских и, в мень­шей сте­пе­ни, ли­рич. про­из­ве­де­ний. С та­ким по­ни­ма­ни­ем С. со­от­но­сит­ся по­ня­тие фа­бу­лы (от лат. fabulor – рас­ска­зы­вать, по­ве­ст­во­вать) как по­ряд­ка со­об­ще­ния о со­бы­ти­ях ав­то­ром-по­ве­ст­во­ва­те­лем. Тер­ми­но­ло­гич. раз­ли­чие С. и фа­бу­лы яв­ля­ет­ся не­од­но­знач­ным.

Про­об­раз совр. по­ня­тия С. – тер­мин «μῦθος» (cказание, пре­да­ние), ис­поль­зо­ван­ный в «По­эти­ке» Ари­сто­те­ля для обо­зна­че­ния «со­че­та­ния со­бы­тий», т. е. тра­диц. пре­да­ния как со­бы­тий­ной ос­но­вы тра­ге­дии; он был пе­ре­ве­дён на лат. яз. сло­вом «fabula». Сло­во «С.» в от­но­ше­нии к лит-ре на­ча­ли ис­поль­зо­вать франц. клас­си­ци­сты (П. Кор­нель, Н. Буа­ло), на­зы­вая им, вслед за Ари­сто­те­лем, про­ис­ше­ст­вия из жиз­ни ле­ген­дар­ных ге­ро­ев древ­но­сти, по­слу­жив­шие впо­след­ст­вии ос­но­вой дра­ма­тур­гич. про­из­ве­де­ний. По­ни­ма­ние С. как со­во­куп­но­сти со­бы­тий, вос­соз­дан­ных в про­из­ве­де­нии, вос­хо­дит в отеч. ли­те­ра­ту­ро­ве­де­нии к Алек­сан­д­ру Н. Ве­се­лов­ско­му, пред­ло­жив­ше­му раз­ли­чать «мо­ти­вы» – «про­стей­шие по­ве­ст­во­ва­тель­ные еди­ни­цы» и «сю­же­ты» как их со­че­та­ния («По­эти­ка сю­же­тов», 1897–1906). В 1920-е гг. пред­ста­ви­те­ля­ми рус. фор­маль­ной шко­лы в ли­те­ра­ту­ро­ве­де­нии (в частности, Б. В. То­ма­шев­ским) по­ни­ма­ние С. и фа­бу­лы бы­ло пе­ре­ос­мыс­ле­но: «со­во­куп­ность со­бы­тий… то, что "бы­ло на са­мом де­ле"», ста­ло на­зы­вать­ся фа­бу­лой, а то, «как уз­нал о них чи­та­тель», т. е. по­ря­док из­ло­же­ния со­бы­тий, – С.

Ка­кой бы трак­тов­ки по­ня­тий ни при­дер­жи­вать­ся, сле­ду­ет раз­ли­чать соб­ст­вен­но изо­бра­жён­ные со­бы­тия и по­ря­док их ор­га­ни­за­ции в про­из­ве­де­нии. По­ка­за­те­лен в этом смыс­ле ана­лиз рас­ска­за И. А. Бу­ни­на «Лёг­кое ды­ха­ние», сде­лан­ный Л. С. Вы­гот­ским (кн. «Пси­хо­ло­гия ис­кус­ст­ва», 1965), ко­то­рый про­де­мон­ст­ри­ро­вал, как «ма­те­ри­ал» рас­ска­за (его со­бы­тий­ная ос­но­ва) «унич­то­жа­ет­ся» его «фор­мой» (рас­по­ло­же­ни­ем это­го ма­те­риа­ла «по за­ко­нам ху­до­же­ст­вен­но­го по­строе­ния»), по­ро­ж­дая впе­чат­ле­ние, со­вер­шен­но про­ти­во­по­лож­ное то­му, ко­то­рое мог­ло бы вы­звать хро­но­ло­гич. из­ло­же­ние со­бы­тий.

О С. го­во­рят так­же при­ме­ни­тель­но к те­ат­раль­ным и ки­не­ма­то­гра­фич. про­из­ве­де­ни­ям, а в не­ко­то­рых слу­ча­ях и к изо­бра­зит. иск-ву, в ос­нов­ном – к про­из­ве­де­ни­ям бы­то­во­го и ис­то­рич. жан­ров.

Лит.: До­бин Е. С. Жиз­нен­ный ма­те­ри­ал и ху­до­же­ст­вен­ный сю­жет. 2-е изд. Л., 1958; Ве­се­лов­ский А. Н. По­эти­ка сю­же­тов // Ве­се­лов­ский А. Н. Ис­то­ри­че­ская по­эти­ка. М., 1989; Си­лан­ть­ев И. В. Сю­жет как фак­тор жан­ро­об­ра­зо­ва­ния в сред­не­ве­ко­вой рус­ской ли­те­ра­ту­ре. Но­во­сиб., 1996; он же. По­эти­ка мо­ти­ва. М., 2004; Фрей­ден­берг О. М. По­эти­ка сю­же­та и жан­ра. М., 1997; То­ма­шев­ский Б. В. Тео­рия ли­те­ра­ту­ры. По­эти­ка. М., 2003; Сло­варь-ука­за­тель сю­же­тов и мо­ти­вов рус­ской ли­те­ра­ту­ры / Отв. ред. Е. К. Ро­мо­да­нов­ская. 2-е изд. Но­во­сиб., 2006. Вып. 1–2.

Вернуться к началу