СЮЖЕ́Т
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СЮЖЕ́Т (от франц. sujet, букв. – предмет), развитие событий, изображённых в лит. произведении в их временно́й последовательности; является организующим началом большинства эпических (повествовательных), драматических и, в меньшей степени, лирич. произведений. С таким пониманием С. соотносится понятие фабулы (от лат. fabulor – рассказывать, повествовать) как порядка сообщения о событиях автором-повествователем. Терминологич. различие С. и фабулы является неоднозначным.
Прообраз совр. понятия С. – термин «μῦθος» (cказание, предание), использованный в «Поэтике» Аристотеля для обозначения «сочетания событий», т. е. традиц. предания как событийной основы трагедии; он был переведён на лат. яз. словом «fabula». Слово «С.» в отношении к лит-ре начали использовать франц. классицисты (П. Корнель, Н. Буало), называя им, вслед за Аристотелем, происшествия из жизни легендарных героев древности, послужившие впоследствии основой драматургич. произведений. Понимание С. как совокупности событий, воссозданных в произведении, восходит в отеч. литературоведении к Александру Н. Веселовскому, предложившему различать «мотивы» – «простейшие повествовательные единицы» и «сюжеты» как их сочетания («Поэтика сюжетов», 1897–1906). В 1920-е гг. представителями рус. формальной школы в литературоведении (в частности, Б. В. Томашевским) понимание С. и фабулы было переосмыслено: «совокупность событий… то, что "было на самом деле"», стало называться фабулой, а то, «как узнал о них читатель», т. е. порядок изложения событий, – С.
Какой бы трактовки понятий ни придерживаться, следует различать собственно изображённые события и порядок их организации в произведении. Показателен в этом смысле анализ рассказа И. А. Бунина «Лёгкое дыхание», сделанный Л. С. Выготским (кн. «Психология искусства», 1965), который продемонстрировал, как «материал» рассказа (его событийная основа) «уничтожается» его «формой» (расположением этого материала «по законам художественного построения»), порождая впечатление, совершенно противоположное тому, которое могло бы вызвать хронологич. изложение событий.
О С. говорят также применительно к театральным и кинематографич. произведениям, а в некоторых случаях и к изобразит. иск-ву, в основном – к произведениям бытового и историч. жанров.