Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СЛУХ МУЗЫКА́ЛЬНЫЙ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 30. Москва, 2015, стр. 459

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




СЛУХ МУЗЫКА́ЛЬНЫЙ, со­во­куп­ность спо­соб­но­стей, не­об­хо­ди­мых для со­чи­нения, ис­пол­не­ния и ак­тив­но­го вос­при­ятия му­зы­ки. Под­ра­зу­ме­ва­ет вы­со­кую тон­кость вос­при­ятия как отд. муз. эле­мен­тов или ка­честв муз. зву­ков (вы­со­ты, гром­ко­сти, тем­бра), так и функ­цио­наль­ных свя­зей ме­ж­ду ни­ми в муз. про­из­ве­де­нии (ла­до­вое чув­ст­во, чув­ст­во рит­ма, ме­ло­ди­че­ский, гар­мо­ни­че­ский и др. ви­ды слу­ха). Сре­ди разл. ви­дов С. м., вы­де­ляе­мых по раз­ным при­зна­кам, важ­ней­ши­ми яв­ля­ют­ся: аб­со­лют­ный – спо­соб­ность оп­ре­де­лять аб­со­лют­ную вы­со­ту муз. зву­ков, не срав­ни­вая их с эта­ло­ном (см. Ка­мер­тон); от­но­си­тель­ный – спо­соб­ность оп­ре­де­лять и вос­про­из­во­дить зву­ко­вы­сот­ные от­но­ше­ния в ме­ло­дии, ак­кор­дах, ин­тер­ва­лах и т. д.; внут­рен­ний – спо­соб­ность к яс­но­му мыс­лен­но­му пред­став­ле­нию (напр., по нот­ной за­пи­си или по па­мя­ти) отд. зву­ков, ме­ло­дич. и гар­мо­нич. по­строе­ний, це­лых муз. пьес. Раз­ви­ти­ем С. м. за­ни­ма­ет­ся спец. дис­ци­п­ли­на – соль­фед­жио, од­на­ко ак­тив­но С. м. раз­ви­ва­ет­ся пре­ж­де все­го в про­цес­се муз. дея­тель­но­сти. Разл. про­яв­ле­ния С. м. изу­ча­ют­ся в муз. пси­хо­ло­гии, му­зы­каль­ной аку­сти­ке, пси­хо­фи­зио­ло­гии слу­ха. С. м. диа­лек­ти­че­ски свя­зан с об­щей му­зы­каль­но­стью, вы­ра­жаю­щей­ся в вы­со­кой сте­пе­ни эмо­цио­наль­ной вос­при­им­чи­во­сти муз. яв­ле­ний, в си­ле и яр­ко­сти вы­зван­ных ими об­раз­ных пред­став­ле­ний и пе­ре­жи­ва­ний (см. так­же Цвет­ной слух).

Лит.: Вос­пи­та­ние му­зы­каль­но­го слу­ха. М., 1977–1999. Вып. [1]–4; Н. А. Гар­бу­зов – му­зы­кант, ис­сле­до­ва­тель, пе­да­гог. М., 1980; Те­п­лов Б. М. Избр. тру­ды. М., 1985. Т. 1–2; Вел­лек А. Ви­ды аб­со­лют­но­го слу­ха // Homo musicus’95: Аль­ма­нах му­зы­каль­ной пси­хо­ло­гии. М., 1995; Бе­ре­жан­ский П. Н. Аб­со­лют­ный му­зы­каль­ный слух: Сущ­ность, при­ро­да, ге­не­зис, спо­соб фор­ми­ро­ва­ния и раз­ви­тия. М., 2000; Стар­че­ус М. С. Слух му­зы­кан­та. М., 2003; Гельм­гольц Г. Уче­ние о слу­хо­вых ощу­ще­ни­ях как фи­зио­ло­ги­че­ская ос­но­ва для тео­рии му­зы­ки. 2-е изд. М., 2010; Май­ка­пар С. М. Му­зы­каль­ный слух... 2-е изд. М., 2010. См. так­же лит. при ст. Пси­хо­ло­гия ис­кус­ст­ва.

Вернуться к началу