ПСИХОЛО́ГИЯ ИСКУ́ССТВА
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПСИХОЛО́ГИЯ ИСКУ́ССТВА, область исследований, находящаяся на стыке психологии, искусствознания и эстетики и имеющая своим предметом процессы создания и восприятия искусства с психологич. точки зрения.
Психологич. аспекты иск-ва, рассматривавшиеся начиная с древности («Поэтика» Аристотеля, др.-инд. трактат «Натьяшастра» и др.) и особенно в философии и эстетике 18 – нач. 19 вв. (Ж. Б. Дюбо, Д. Дидро, А. Г. Баумгартен, Э. Бёрк, Д. Юм, И. Кант, Ф. Шиллер и др.), стали предметом спец. науч. исследований во 2-й пол. 19 в. В русле эмпирич. подхода появились работы по психологии музыки и слуха музыкального: «Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа для теории музыки» Г. Гельмгольца (1863) и «Психология звуков» К. Штумпфа («Tonpsychologie», Bd 1–2, 1883–90). Инициированное основоположником психофизики Г. Т. Фехнером эксперим. изучение стимулов, вызывающих эстетич. удовольствие («Приготовительная школа эстетики», 1876), получило развитие в 1920–1940-х гг. в работах амер. учёных Дж. Биби, Дж. Биркхоффа, брит. психологов Х. Айзенка, Ч. У. Валентайна и др., а в 1960–70-х гг. – в трудах представителя амер. необихевиоризма Д. Э. Берлайна («Эстетика и психобиология», «Aesthetics and psychobiology», 1971), в деятельности Междунар. ассоциации эмпирич. эстетики (основана в 1965). Подходы, предложенные когнитивной психологией и нейробиологией, реализуются нейроэстетикой (С. Зеки, «Внутреннее зрение: исследование искусства и мозга» – «Inner vision: an exploration of art and the brain», 1999).
В кон. 19 – нач. 20 вв. получила широкое распространение сформулированная нем. философами Ф. Т. Фишером (1887) и особенно Т. Липпсом («Эстетика: психология красоты и искусства», «Ästhetik: Psychologie des Schönen und der Kunst», Bd 1–2, 1903–06) теория вчувствования, истолковывающая эстетич. восприятие как привносимую субъектом бессознат. проекцию своих чувств на воспринимаемый объект. Эта теория, переосмысленная нем. теоретиком иск-ва В. Воррингером, в 1920-х гг. была подвергнута критике нем. философом Р. Мюллер-Фрайенфельсом и Л. С. Выготским. В русле эксперим. психологии В. Вундт разрабатывал теорию фантазии как основы иск-ва. Проблемы психологии творчества рассматривались в работах А. А. Потебни и представителей харьковской лингвистич. школы (Д. Н. Овсянико-Куликовский, А. Г. Горнфельд).
В русле психоанализа получили развитие многочисл. исследования роли бессознательного в процессе худож. творчества, истолкованного З. Фрейдом как результат сублимации, переключения энергии либидо на «желанные образы своей фантазии» [работы О. Ранка, австр. учёных Г. Закса и Э. Криса, Д. Уинникотта (Винникотт; Великобритания) и др.]. К. Г. Юнг наряду с «психологическими» произведениями, отражающими личное бессознательное художника, выделяет «визионерские» создания, в символич. образах которых получают выражение сверхличные архетипы «коллективного бессознательного».
Воссоздание эстетич. реакции через «функциональный анализ элементов и структуры» формы худож. произведения стало центр. темой работы Л. С. Выготского о «Гамлете» У. Шекспира и его «Психологии искусства» (1925, изд. в 1965).
В русле гештальтпсихологии Р. Арнхайм исследовал психологич факторы эстетич. восприятия (преим. визуального), понятого прежде всего как творч. процесс составления целостного образа («хорошего гештальта»), образования «перцептивных понятий». Визуальное восприятие худож. формы изучалось в трудах Дж. Гибсона и Э. Гомбриха.
Психология музыки. Kurth E. Musikpsychologie. В., 1931; Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М.; Л., 1947; Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия. М., 1972; Блинова М. П. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности. Л., 1974; Davies J. В. The psychology of music. L. [a. o.], 1978; Восприятие музыки. Сб. ст. М., 1980; Wellek A. Musikpsychologie und Musikästhetik. 3. Aufl. Bonn, 1982; Старчеус М. С. Личность музыканта. М., 2012.