Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

«СТРА́СТИ»

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 289

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




«СТРА́СТИ», пас­сио­ны (нем. Passion, от лат. passio – стра­да­ние), у ка­то­ли­ков и про­тес­тан­тов хра­мо­вое дей­ст­во, ос­но­ван­ное на еван­гель­ских тек­стах о Тай­ной ве­че­ре, пре­да­тель­ст­ве Иу­ды, от­ре­че­нии Пет­ра, стра­да­ни­ях и смер­ти Хри­ста (см. Стра­сти Хри­сто­вы). Как муз. жанр (раз­но­вид­ность ли­тур­ги­че­ской дра­мы, при­уро­чен­ная к Стра­ст­ной не­де­ле) сфор­ми­ро­ва­лись в позд­нем Сред­не­ве­ко­вье. В 13–14 вв. в рам­ках ка­то­лич. бо­го­слу­же­ния текст «С.» мог ис­пол­нять­ся «по ро­лям» свя­щен­но­слу­жи­те­ля­ми (сло­ва еван­ге­ли­ста, пря­мая речь Ии­су­са и ре­п­ли­ки тол­пы – turbae). С раз­ви­ти­ем мно­го­го­ло­сия вы­де­ли­лись рес­пон­сор­ные (со­ло – хор) «С.», в 15 в. поя­ви­лись «С.» в сти­ле англ. дис­кан­та, фо­бур­до­на, с кан­тус фир­мус в верх­нем го­ло­се, позд­нее – в мо­тет­ном (ими­та­ци­он­но-по­ли­фо­ни­че­ском, см. Мо­тет) сти­ле. В кон. 15 в. воз­ник­ли ав­тор­ские вер­сии рес­пон­сор­ных «С.» («Стра­сти по Ио­ан­ну» Р. Дэ­ви из «Итон­ской хо­ро­вой кни­ги»), осо­бен­но ак­тив­но они соз­да­ва­лись в 16 – нач. 17 вв., при­чём не толь­ко для ка­то­ли­че­ско­го, но и для лю­те­ран­ско­го бо­го­слу­же­ния. Наи­бо­лее из­вест­ные лат. «С.» при­над­ле­жат К. де Сер­ми­зи («Стра­сти по Мат­фею», 1534), О. ди Лас­со («Стра­сти» на тек­сты ка­ж­до­го из еван­ге­ли­стов, 1575–82), Т. Л. де Вик­то­рии («Стра­сти по Мат­фею» и «Страсти по Иоан­ну», оба со­чи­не­ния 1585). В мо­тет­ных «С.» весь текст оз­ву­чи­вал­ся в ви­де по­ли­фо­нич. мно­го­го­ло­сия («Стра­сти»

А. де Лон­ге­ва­ля, ок. 1500, на тек­сты всех че­ты­рёх еван­ге­лий; ра­нее при­пи­сы­ва­лись Я. Об­рех­ту). Нем. рес­пон­сор­ные «С.» вос­хо­дят к твор­че­ст­ву И. Валь­те­ра (ав­тор «Стра­стей» по Мат­фею, по Ио­ан­ну). Вер­ши­на нем. рес­пон­сор­ных «С.» – про­из­ве­де­ния Г. Шют­ца. Тра­ди­цию мо­тет­ных «С.» в Гер­ма­нии про­дол­жи­ли И. Бурк, Я. Гал­лус, Л. Лех­нер, Б. Ре­зи­на­ри­ус. В ора­то­ри­аль­ных «С.» (17 в.) текст был до­пол­нен про­тес­тант­ским хо­ра­лом и сво­бод­ны­ми по­этич. фраг­мен­та­ми (в Ита­лии – мад­ри­галь­ной по­эзи­ей). В ора­то­ри­аль­ных «С.» ста­рая псал­мо­дия ус­ту­пи­ла ме­сто аф­фект­но­му ре­чи­та­ти­ву, опер­ной арии да ка­по, во­каль­ным ан­самб­лям, поя­ви­лось ин­ст­ру­мен­таль­ное со­про­во­ж­де­ние на ос­но­ве бас­со кон­ти­нуо, «сим­фо­нии», ри­тур­не­ли, ха­рак­тер­ные для сти­ля ба­рок­ко (в Ита­лии – А. Скар­лат­ти, П. Гал­ло, Ф. Фео, в Гер­ма­нии – Т. Зел­ле и его по­сле­до­ва­те­ли К. Флор, С. Тай­ле, И. Ку­нау и др.). Рас­цвет ора­то­ри­аль­ных «С.» свя­зан пре­ж­де все­го с нем. куль­ту­рой, вер­ши­на – «Стра­сти по Ио­ан­ну» (1724) и «Стра­сти по Мат­фею» (1727 или 1729) И. С. Ба­ха, пред­став­ляю­щие со­бой дра­ма­тур­ги­че­ски слож­ные мо­ну­мен­таль­ные ком­по­зи­ции.

Па­ра­ли­тур­гич. от­ветв­ле­ние «С.» – т. н. стра­ст­ная ора­то­рия (текст ко­то­рой пол­но­стью ут­ра­тил связь с биб­лей­ским), вос­хо­дя­щая к диа­ло­ги­зи­ро­ван­ной стра­ст­ной лау­де и пред­став­ле­ни­ям (sepolcri), за­ме­няв­шим в Ве­не опер­ные спек­так­ли на Стра­ст­ной не­де­ле. По­пу­ляр­но­стью поль­зо­ва­лись со­чи­не­ния Р. Кай­зе­ра (1712), Г. Ф. Ген­де­ля (1716) и Г. Ф. Те­ле­ма­на (1716) на текст Б. Г. Бро­ке­са «За гре­хи ми­ра рас­пя­тый и уми­раю­щий Ии­сус» и са­мая из­вест­ная в 18 в. ора­тория «Смерть Ии­су­са» К. Г. Грау­на (1755). Ора­то­рии на текст П. Ме­та­ста­зио «Стра­сти Ии­су­са Хри­ста» по­лу­чи­ли рас­про­стра­не­ние в твор­че­ст­ве итал. ком­по­зи­то­ров (А. Каль­да­ра, Н. Йом­мел­ли, Дж. Паи­зи­ел­ло и др.). В 19 в. к жан­ру стра­ст­ной ора­то­рии об­ра­ти­лись Л. ван Бет­хо­вен («Хри­стос на Мас­лич­ной го­ре», 1803), Л. Шпор, Ф. Лист, Ш. Гу­но. При­ме­ры об­ра­ще­ния к жан­ру «С.» в 20 в. – у К. Пен­де­рец­ко­го («Стра­сти по Лу­ке», 1966), А. Пяр­та («Стра­сти по Ио­ан­ну», 1982).

Лит.: Chailley J. Les рassions de J. S. Bach. P., 1963; Moser H. J. Die Passion von Schütz bis F. Martin. Wolfenbüttel, 1967; Smallman B. The background of passion music: J. S. Bach and his predecessors. 2nd ed. N. Y., 1970; Дру­скин М. С. Пас­сио­ны и мес­сы И. С. Ба­ха. Л., 1976; Fischer K. von. Die Passion: Musik zwis­chen Kunst und Kirche. Kassel, 1997; Mas­senkeil G. Oratorium und Passion. Laa­ber, 1999. Bd 2.

Вернуться к началу