«СТРА́СТИ»
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
«СТРА́СТИ», пассионы (нем. Passion, от лат. passio – страдание), у католиков и протестантов храмовое действо, основанное на евангельских текстах о Тайной вечере, предательстве Иуды, отречении Петра, страданиях и смерти Христа (см. Страсти Христовы). Как муз. жанр (разновидность литургической драмы, приуроченная к Страстной неделе) сформировались в позднем Средневековье. В 13–14 вв. в рамках католич. богослужения текст «С.» мог исполняться «по ролям» священнослужителями (слова евангелиста, прямая речь Иисуса и реплики толпы – turbae). С развитием многоголосия выделились респонсорные (соло – хор) «С.», в 15 в. появились «С.» в стиле англ. дисканта, фобурдона, с кантус фирмус в верхнем голосе, позднее – в мотетном (имитационно-полифоническом, см. Мотет) стиле. В кон. 15 в. возникли авторские версии респонсорных «С.» («Страсти по Иоанну» Р. Дэви из «Итонской хоровой книги»), особенно активно они создавались в 16 – нач. 17 вв., причём не только для католического, но и для лютеранского богослужения. Наиболее известные лат. «С.» принадлежат К. де Сермизи («Страсти по Матфею», 1534), О. ди Лассо («Страсти» на тексты каждого из евангелистов, 1575–82), Т. Л. де Виктории («Страсти по Матфею» и «Страсти по Иоанну», оба сочинения 1585). В мотетных «С.» весь текст озвучивался в виде полифонич. многоголосия («Страсти»
А. де Лонгеваля, ок. 1500, на тексты всех четырёх евангелий; ранее приписывались Я. Обрехту). Нем. респонсорные «С.» восходят к творчеству И. Вальтера (автор «Страстей» по Матфею, по Иоанну). Вершина нем. респонсорных «С.» – произведения Г. Шютца. Традицию мотетных «С.» в Германии продолжили И. Бурк, Я. Галлус, Л. Лехнер, Б. Резинариус. В ораториальных «С.» (17 в.) текст был дополнен протестантским хоралом и свободными поэтич. фрагментами (в Италии – мадригальной поэзией). В ораториальных «С.» старая псалмодия уступила место аффектному речитативу, оперной арии да капо, вокальным ансамблям, появилось инструментальное сопровождение на основе бассо континуо, «симфонии», ритурнели, характерные для стиля барокко (в Италии – А. Скарлатти, П. Галло, Ф. Фео, в Германии – Т. Зелле и его последователи К. Флор, С. Тайле, И. Кунау и др.). Расцвет ораториальных «С.» связан прежде всего с нем. культурой, вершина – «Страсти по Иоанну» (1724) и «Страсти по Матфею» (1727 или 1729) И. С. Баха, представляющие собой драматургически сложные монументальные композиции.
Паралитургич. ответвление «С.» – т. н. страстная оратория (текст которой полностью утратил связь с библейским), восходящая к диалогизированной страстной лауде и представлениям (sepolcri), заменявшим в Вене оперные спектакли на Страстной неделе. Популярностью пользовались сочинения Р. Кайзера (1712), Г. Ф. Генделя (1716) и Г. Ф. Телемана (1716) на текст Б. Г. Брокеса «За грехи мира распятый и умирающий Иисус» и самая известная в 18 в. оратория «Смерть Иисуса» К. Г. Грауна (1755). Оратории на текст П. Метастазио «Страсти Иисуса Христа» получили распространение в творчестве итал. композиторов (А. Кальдара, Н. Йоммелли, Дж. Паизиелло и др.). В 19 в. к жанру страстной оратории обратились Л. ван Бетховен («Христос на Масличной горе», 1803), Л. Шпор, Ф. Лист, Ш. Гуно. Примеры обращения к жанру «С.» в 20 в. – у К. Пендерецкого («Страсти по Луке», 1966), А. Пярта («Страсти по Иоанну», 1982).