ГА́НСЛИК ХАНСЛИК ЭДУАРД
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГА́НСЛИК, Ханслик (Hanslick) Эдуард (11.9.1825, Прага – 6.8.1904, Баден, близ Вены), австр. музыковед и муз. критик. Учился музыке у чеш. композитора и пианиста В. Я. Томашека, затем изучал право в Пражском (курс философии слушал у Ф. Экснера, последователя Б. Больцано) и Венском ун-тах. Совмещал гос. службу с муз.-критич. деятельностью, с 1856 преподавал в Венском ун-те историю и эстетику музыки (с 1861 экстраординарный, с 1870 ординарный проф.). Выступал с публичными лекциями о музыке. В кн. «О музыкально-прекрасном» (1854; рус. пер. и предисловие Г. А. Лароша – 1895, 2-е изд., 1910) выдвинул тезис: «Звучащие подвижные формы – единственное и исключительное содержание и предмет музыки»; отстаивал внутр. самоценность логич. развёртывания формы в бестекстовой музыке, в то же время допускал её этическое и космически-универсальное осмысление. Согласно Г., воспринимать музыку – значит «мыслить посредством фантазии». Осознавая противоречивость книги, вызвавшей волну полемики (оппонентом Г. выступил его друг А. В. Амброс), он впоследствии корректировал её концепцию в переизданиях; отводя упрёки в формализме, подчёркивал ценность формы «живой», а не «пустой». В многочисл. статьях Г. отрицал романтич. программность, как она представлена в симфонич. поэмах Ф. Листа, полемизировал с идеологией вагнерианства, подвергал уничтожающей критике А. Брукнера, вместе с тем признавал худож. значительность произведений Г. Берлиоза; высоко ценил музыку И. С. Баха, венских классиков, Р. Шумана, И. Брамса, с которым был дружен. В суждениях о рус. музыке был крайне субъективен, по недоразумению причислял П. И. Чайковского к ненавистному ему листовскому направлению («На скрипке уже не играют, скрипку теребят, обдирают, ошпаривают» – из рецензии на премьеру Скрипичного концерта). Труды Г. – богатый источник муз.-историч. сведений.