ЭКСПРЕССИОНИ́ЗМ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЭКСПРЕССИОНИ́ЗМ (от лат. expressio – выражение), художественное направление в искусстве и литературе 1-й трети 20 в. в Зап. Европе (преим. в Германии и Австрии), отмеченное протестом против уродства цивилизации и выражением мистич. ужаса перед хаосом бытия. Термин впервые употребил в печати в 1911 Г. Вальден – нем. писатель, худож. критик, основатель ж. «Der Sturm». Э. возник как отклик на социальные и политич. потрясения 1-й четв. 20 в.; его представители выступали против мировой войны и социальных контрастов, против засилья вещей и подавленности личности социальным механизмом, обращались к теме революц. героизма. Кризис совр. мироустройства представал в произведениях Э. одним из предвестий апокалиптической катастрофы, надвигающейся на природу и человечество. Социально-критич. пафос отличает мн. произведения Э. от кубизма, сюрреализма и др. течений авангардизма; принцип всеохватывающей субъективной интерпретации действительности, возобладавший в Э. над миром первичных чувственных ощущений (составлявших первооснову худож. образа в импрессионизме), обусловил тяготение к иррациональности, обострённой эмоциональности и фантастич. гротеску. В центре худож. вселенной Э. – сердце человека, истерзанное бездушием совр. мира, его контрастами живого и мёртвого, духа и плоти, «цивилизации» и «природы». Преображение действительности, к которому страстно призывали мн. экспрессионисты, должно было начаться с преображения сознания человека; худож. следствием этого тезиса явилось уравнивание в правах внутреннего и внешнего: потрясённость героя, «ландшафт души» представлялись как потрясения и преобразования действительности. Э. не предполагал изучения сложности жизненных процессов; мн. произведения мыслились как воззвания; на первый план выдвигалась не «многоликая», полнокровная, воплощённая в осязательных образах картина реальности, а заострённое выражение важной для автора идеи, достигаемое путём преувеличений и условностей.
В литературе предвестниками Э. выступили поэты Г. Тракль (Австрия), Г. Гейм (Хейм), Э. Штадлер (оба – Германия). В их трагич. лирике жизнь была воспринята в аспекте стремит. движения, рождённого не только ритмом совр. цивилизации (как в итал. футуризме), но и ощущением близившихся историч. переломов, чувством зависимости личности от социального бытия. Аналогичная тема нашла развитие в риторично-напряжённой, доходящей до экзальтации лирич. поэзии Г. Бенна, И. Р. Бехера, Я. ван Годдиса, Э. Ласкер-Шюлер (Германия), Ф. Верфеля (Австрия), ломающей традиц. нормы стилистики, версификации, синтаксиса. Публицистич. драмы нем. драматургов В. Газенклевера, Г. Кайзера, Л. Рубинера, Э. Толлера, Ф. фон Унру, Х. Х. Янна превращаются в страстный авторский монолог; лирич. и гротескно-фантастич. начало характерно для прозы Э.: ранний А. Дёблин, Л. Франк, К. Эдшмид (Германия), Г. Мейринк (Австрия). Э. во многом близко творчество Ф. Кафки. Писатели- экспрессионисты (наряду со многими художниками) группировались вокруг журналов: «Der Sturm» (1910–32), в целом далёкого от острых политич. проблем; «Die Aktion» (1911–33) – социально насыщенного, антивоенного, проникнутого гуманистич. и нередко революц. идеями, и созвучного ему ж. «Die weiß en Blätter» (1913–21), выходившего в Швейцарии. Экспрессионистич. веяния ощутимы в лит-ре Бельгии, стран Скандинавии, Вост. Европы, в т. ч. в России (Л. Н. Андреев); влияние Э. с присущей ему обострённой образностью заметно в немецкоязычных литературах сер. и 2-й пол. 20 в. – в творчестве Г. Грасса, В. Борхерта, П. Вайса, П. Хакса (Германия), М. Фриша, Ф. Дюрренматта и др.
В изобразительном искусстве Э. развивался преим. в Германии и Австрии. Представители Э. отвергали принципы реализма, натурализма и импрессионизма с их стремлением к изображению наблюдаемой реальности, а также академизма. Влияние на становление Э. оказали философия Т. Липпса (Германия) и книга нем. историка иск-ва В. Воррингера «Абстракция и вчуствование» (1908), провозгласившие в худож. произведении главенство воли творца-художника. В задачи Э. входило обращение к духовному миру и передача эмоциональных переживаний автора при помощи деформации натуры, столкновения ярких диссонирующих цветов, намеренного огрубления фактуры, линии и штриха. Предшественники Э. – В. Ван Гог, Э. Мунк, Дж. Энсор, Ф. Ходлер, А. Тулуз-Лотрек и др. мастера, в разной степени близкие к символизму. Э. также опирался на интерес к неклассическому иск-ву: национальному (готика, творчество М. Грюневальда, А. Дюрера, нем. ксилография 15 в.), европ. маньеризма (Эль Греко и др.), африканскому и островов Тихого ок. Наиболее последовательно принципы Э. воплотились в творчестве художников объединения «Мост» (Э. Л. Кирхнер, Э. Хеккель, К. Шмидт-Ротлуф, М. Пехштейн, Ф. Блейль); к ним примыкали Э. Нольде, О. Мюллер. Искания Э. получили продолжение в близкой мистич. идеалам нем. романтизма эстетич. программе объединения «Синий всадник» (В. В. Кандинский, Ф. Марк, А. Г. Явленский, А. Макке и др.), в творчестве мастеров которого Э. смыкался с абстрактным искусством. Вне этих объединений работали нем. живописцы О. Кокошка, М. Бекманн, К. Рольфс и скульпторы В. Лембрук, Э. Барлах, Б. Хётгер (также архитектор). У ряда нем. мастеров Э. получил антивоенную окраску (Г. Грос, О. Дикс, Л. Мейднер, О. Нагель). Значит. роль в Э. принадлежит станковой и книжной гравюре, где экспрессия достигалась благодаря смелым сочетаниям гротеска и гиперболы, предельно концентрированным контрастам света и тени. Э. имел последователей в Бельгии (латемская школа со 2-й пол. 1900-х гг.: К. Пермеке, Г. де Смет, Ф. ван дер Берге; отчасти Ф. Мазерель), Франции (Ж. Руо, Х. Сутин, О. Цадкин), Скандинавии (норв. группа «De 14»). Влияние Э. на протяжении всего 20 в. проявляется в изобразит. иск-ве, в первую очередь немецком: отличающая Э. социальная критика вдохновила представителей течения «Новая вещественность», прямая связь прослеживается между поздним Э. и неоэкспрессионизмом.
В архитектуре Э. зародился в Германии в нач. 1910-х гг. («Зал Столетия» во Вроцлаве, 1913, арх. М. Берг; ранние постройки Х. Пёльцига); при стилистич. связях архит. Э. с модерном и нац. романтизмом его отличают стремление к непосредств. выражению часто усложнённого замысла (органич. или кристаллич. скульптурные формы, «стеклянная архитектура») в реальной постройке и социально-политич. программа. Проекты в русле Э. требовали широкого использования новых материалов (конструкций из стекла и стали, железобетона), однако из-за недостаточных возможностей совр. строит. технологий часто не могли быть воплощены, предвосхитив, тем не менее, развитие архитектуры 20 в. В изначально утопич. произведениях особенно ярко проявилась характерная для представителей Э. вера в способность архитектуры улучшить устройство общества (напр., проект Б. Таута «градской венец»: центр. высотное здание города «социализма души», 1917). Ключевые произведения Э.: «Стеклянный дом» на выставке «Немецкого Веркбунда» в Кёльне (1914, арх. Таут), Большой театр в Берлине (1919, арх. Пёльциг; оба не сохр.), «Башня Эйнштейна» в Потсдаме (1920–24, арх. Э. Мендельзон), т. н. утопич. переписка группы «Стеклянная цепь», бумажная архитектура Г. Финстерлина (Германия). Идеи Э. повлияли на Л. Мис ван дер Роэ (проект стеклянного небоскрёба на Фридрихштрасе в Берлине, 1921); формально к Э. были близки мастера амстердамской школы (М. де Клерк и др.) и Р. Штайнер. Экспрессионистич. подход отличает мн. архитекторов 20 – нач. 21 вв.: Д. и Г. Бём, Эро Сааринена, мастеров брутализма, А. Предока (США) и др.
В театре Э. возник незадолго до 1-й мировой войны. Расцвета достиг в первые послевоенные годы, к нач. 1930-х гг. потерял актуальность. Наиболее полно проявился в драматургии и сценич. иск-ве Австрии, Германии, России и др. Первой экспрессионистской постановкой в Центр. Европе считается «Убийца – надежда женщин» О. Кокошки (он же режиссёр и художник; 1909, Вена). Модель экспрессионистского спектакля выстраивалась на равных правах режиссёром и сценографом. Для неё характерен жёсткий отбор худож. средств (всё, что занимает глаз, не затрагивая душу зрителя, бытовые подробности и детали – исключались), подчёркнутость приёмов, порой доходящая до гротеска, экстатичность. Свет, тень, цвет, вещь и линия приобретали символич. звучание. Все элементы, вся образная система спектакля подчинялись осн. задаче – выражению идеи произведения. Декорация становилась визуальным воплощением эмоционального мира героя. Э. изменил актёрскую технику. Для выражения чувств, обнажения души героя потребовалась особая экспрессия не только интонационного рисунка, но и пластики. Лишённые бытового правдоподобия, утрированные движения, жест, их ритмич. рисунок обрели чёткость, схематичность. Мимическая игра нивелировалась острохарактерным, гротескным гримом. Среди наиболее ярких постановок: «Нищий» Р. Зорге (1917; реж. М. Рейнхардт, худ. Э. Штерн), «Превращение» Э. Толлера (1919; реж. К. Х. Мартин, худ. Р. Неппах), «Ричард III» У. Шекспира (1920; реж. Л. Йеснер, худ. Э. Пирлах), «С утра до полуночи» Г. Кайзера (1921; реж. В. Барановский, худ. Ц. Кляйн), «Гидра» И. Маранека (1921; реж. К. Достал, худ. В. Гофман), «Барабаны в ночи» Б. Брехта (1923; реж. Р. Вейхерт, худ. Л. Зиверт). Формирование экспрессионистской образности в рос. театре связано с постановками пьес Л. Н. Андреева «Жизнь человека» в 1907 одновременно К. С. Станиславским (МХТ, худ. В. Е. Егоров) и В. Э. Мейерхольдом (петерб. Драматич. театр В. Ф. Комиссаржевской, худ. В. К. Коленда), инсценировок Ф. М. Достоевского («Николай Ставрогин», 1913, МХТ; «Скверный анекдот», 1915, моск. Театр им. Комиссаржевской), авторской постановкой «Владимир Маяковский. Трагедия» (1913, С.-Петербург; художники П. Н. Филонов и И. С. Школьник), а также с постановками зарубежной драматургии: «Саломея» О. Уайльда (1917, Камерный театр, реж. А. Я. Таиров, худ. А. А. Экстер), «Лулу» Ф. Ведекинда (1918, моск. Театр им. Комиссаржевской; реж. В. Г. Сахновский, худ. Ю. П. Анненков). В Сов. России и СССР в постановках 1920-х гг. Е. Б. Вахтангова, Таирова, А. М. Грановского, С. Э. Радлова, С. Г. Бирман, Б. М. Сушкевича и др. экспрессионистская образность позволяла выразить эмоциональное состояние человека, оказавшегося во враждебном ему мире и лишённого права на открытый протест.
В кино Э. наиболее полно представлен в Германии. Его манифестом стал ф. «Кабинет доктора Калигари» Р. Вине (1919), где отчётливо проявились осн. черты нем. Э. – подчёркнутый психологизм и выраженность авторского худож. начала. Ощущение фатальной обречённости, искажённого сознания достигалось не только благодаря декорациям (ими заменялась даже натура), но и с помощью построения кадра как графич. рисунка (в этом кино наследовало экспрессионистской традиции в изобразит. иск-ве) и новой манеры актёрской игры (под влиянием театральной школы М. Рейнхардта), к чему в дальнейшем прибавилось тревожное освещение, подчёркивавшее светотеневые контрасты («Голем, как он пришёл в мир» П. Вегенера и К. Бёзе, 1920; «Кабинет восковых фигур» П. Лени, 1924). Разнообразие приёмов Э. выявилось в работах Ф. В. Мурнау «Носферату, симфония ужаса» (1922) и «Последний человек» (1925). Наибольшей выразительности Э. достиг в фильмах Ф. Ланга «Усталая смерть» (1921), «Нибелунги» (2 фильма, 1924) и в антиутопии «Метрополис» (1927), подведшей итог экспрессионистским поискам в кинематографе. Пластическая выразительность лучших фильмов Э. оказала значит. влияние на дальнейшее развитие языка мирового киноискусства.
К музыке термин «Э.» применим условно. Связывается преим. со сценическими и вокально-инструментальными жанрами австро-нем. традиции. К эстетике Э. отчасти имеет отношение творчество Р. Штрауса (оперы «Саломея», 1905, «Электра», 1908), А. Шёнберга (монодрама «Ожидание», 1909, «Лунный Пьеро» для голоса с инструментальным ансамблем, 1912), А. Берга (оперы «Воццек», 1922, «Лулу», 1935), П. Хиндемита (оперы «Убийца – надежда женщин», 1919, «Нуш-Нуши», 1920, «Святая Сусанна», 1921) и др. В сюжетах и лит. текстах акцентируются психологизм и субъективизм, иррациональное начало, чувственная экзальтация, пограничные состояния психики, утрированные, «гротескные» образы. В области муз. языка Э. свойственна крайняя, по представлениям нач. 20 в., степень обострения муз. средств (на грани между поздним романтизмом и авангардизмом): исчезновение тонального центра (атональность), деформация мелодич. линии («неестественные» очертания, динамика от шёпота до крика, внедрение приёма Sprechstimme – нем. «говорком»), принципиальный отказ от первичной жанровой основы либо формализация жанровых признаков, нивелирование историч. и бытовых черт сюжета. Влияние эстетики Э. распространилось за пределы Австрии и Германии (напр., балет Б. Бартока «Чудесный мандарин», 1924; опера Д. Д. Шостаковича «Нос», 1928) и вышло за пределы «эпохи Э.» (опера Б. А. Циммермана «Солдаты», 1960; везде указаны даты сочинения).