КА́ЙЗЕР ГЕОРГ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КА́ЙЗЕР (Kaiser) Георг (25.11.1878, Магдебург – 4.6.1945, Аскона, Швейцария), нем. писатель. Родился в семье коммерсанта. Занимался конторской работой в Аргентине и Германии. Дебютировал в лит-ре в нач. 1900-х гг. Раннее творчество К., в котором воплотился протест против буржуазной бездуховности и общепринятой морали, отразило влияние драматургии Ф. Ведекинда, идей Ф. Ницше: комедии «Ректор Клейст» («Rektor Kleist», 1905), «Иудейская вдова» («Die jüdische Witwe», 1911) и др. Широкую известность К. принесла драма на историч. сюжет «Граждане Кале» («Die Bürger von Calais», 1914), в духе экспрессионизма утверждавшая идею «нового человека», способного на героич. самопожертвование во имя высших нравственных ценностей. Конфликт духа и плоти, живого и механистичного – в центре пьес К.: «Спасённый Алкивиад» («Der gerettete Alkibiades», 1920), «С утра до полуночи» («Von morgens bis mitternachts», 1916, экранизирована в 1920), трилогии «Коралл» («Die Koralle», 1917, рус. пер. 1923), «Газ I» («Gas I», 1918), «Газ II» («Gas II», 1920, обе – рус. пер. 1922) – вершинных достижений драмы экспрессионизма. Крушение иллюзий относительно возможности создания на земле царства всеобщего братства, основанного на законе жертвенной любви к ближнему, знаменует отход К. от острой социальности: в сер. 1920-х гг. от «драмы мысли» он обращается к развлекат. и психологич. драме: «Бульварщина» («Kolportage», 1924, в рус. пер. «Кинороман», 1925), «Октябрьский день» («Oktobertag», 1928), «Миссисипи» («Mississippi», 1930) и др. К. был знаком с виднейшими представителями нем. сцены – Э. Толлером, К. Вайлем, Л. Ленья, Б. Брехтом; его пьесы ставили А. Хельмер, Э. Пискатор, Б. Фиртель, Г. Грюндгенс. С приходом к власти нацистов (1933) пьесы К. исчезают из репертуара театров, книги публично сжигают. В 1938 он эмигрировал в Швейцарию, где были созданы антимилитаристская драма «Солдат Танака» («Der Soldat Tanaka», 1940), трагедия «возвращения с войны» «Музыкальная шкатулка» («Die Spieldose», 1942), драматич. трилогия на мифологич. сюжеты (опубл. посмертно в 1948): «Дважды Амфитрион» («Zweimal Amphitryon»), «Пигмалион» («Pygmalion»), «Беллерофон» («Bellerophon»). Среди др. произведений К.: стихи, одноактные комедии, рассказы, романы; статьи по теории драмы и эстетике экспрессионизма.