Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КА́ЙЗЕР ГЕОРГ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 12. Москва, 2008, стр. 460

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. Ф. Колязин

КА́ЙЗЕР (Kaiser) Ге­орг (25.11.1878, Ма­г­де­бург – 4.6.1945, Ас­ко­на, Швей­ца­рия), нем. пи­са­тель. Ро­дил­ся в се­мье ком­мер­сан­та. За­ни­мал­ся кон­тор­ской ра­бо­той в Ар­ген­ти­не и Гер­ма­нии. Де­бю­ти­ро­вал в лит-ре в нач. 1900-х гг. Ран­нее твор­че­ст­во К., в ко­то­ром во­пло­тил­ся про­тест про­тив бур­жу­аз­ной без­ду­хов­но­сти и об­ще­при­ня­той мо­ра­ли, от­ра­зи­ло влия­ние дра­ма­тур­гии Ф. Ве­де­кин­да, идей Ф. Ниц­ше: ко­ме­дии «Рек­тор Клейст» («Rektor Kleist», 1905), «Иу­дей­ская вдо­ва» («Die jüdische Witwe», 1911) и др. Ши­ро­кую из­вест­ность К. при­нес­ла дра­ма на ис­то­рич. сю­жет «Гра­ж­да­не Ка­ле» («Die Bürger von Calais», 1914), в ду­хе экс­прес­сио­низ­ма ут­вер­ждав­шая идею «но­во­го че­ло­ве­ка», спо­соб­но­го на ге­ро­ич. са­мо­по­жерт­во­ва­ние во имя выс­ших нрав­ст­вен­ных цен­но­стей. Кон­фликт ду­ха и пло­ти, жи­во­го и ме­ха­ни­стич­но­го – в цен­тре пьес К.: «Спа­сён­ный Ал­ки­ви­ад» («Der geret­tete Alkibiades», 1920), «С ут­ра до по­лу­но­чи» («Von morgens bis mitternachts», 1916, эк­ра­ни­зи­ро­ва­на в 1920), три­ло­гии «Ко­ралл» («Die Ko­ralle», 1917, рус. пер. 1923), «Газ I» («Gas I», 1918), «Газ II» («Gas II», 1920, обе – рус. пер. 1922) – вер­шин­ных дос­ти­же­ний дра­мы экс­прес­сио­низ­ма. Кру­ше­ние ил­лю­зий от­но­си­тель­но воз­мож­но­сти соз­да­ния на зем­ле цар­ст­ва все­об­ще­го брат­ст­ва, ос­но­ван­но­го на за­ко­не жерт­вен­ной люб­ви к ближ­не­му, зна­ме­ну­ет от­ход К. от ост­рой со­ци­аль­но­сти: в сер. 1920-х гг. от «дра­мы мыс­ли» он об­ра­ща­ет­ся к раз­вле­кат. и пси­хо­ло­гич. дра­ме: «Буль­варщи­на» («Kol­por­tage», 1924, в рус. пер. «Ки­но­ро­ман», 1925), «Ок­тябрь­ский день» («Okto­ber­tag», 1928), «Мис­си­си­пи» («Mississippi», 1930) и др. К. был зна­ком с вид­ней­ши­ми пред­ста­ви­те­ля­ми нем. сце­ны – Э. Тол­ле­ром, К. Вай­лем, Л. Ле­нья, Б. Брех­том; его пье­сы ста­ви­ли А. Хель­мер, Э. Пис­ка­тор, Б. Фир­тель, Г. Грюнд­генс. С при­хо­дом к вла­сти на­цис­тов (1933) пье­сы К. ис­че­за­ют из ре­пер­туа­ра те­ат­ров, кни­ги пуб­лич­но сжи­га­ют. В 1938 он эмиг­ри­ро­вал в Швей­ца­рию, где бы­ли соз­да­ны ан­ти­ми­ли­та­ри­ст­ская дра­ма «Сол­дат Та­на­ка» («Der Soldat Tanaka», 1940), тра­ге­дия «воз­вра­ще­ния с вой­ны» «Му­зы­каль­ная шка­тул­ка» («Die Spieldose», 1942), дра­ма­тич. три­ло­гия на ми­фо­ло­гич. сю­же­ты (опубл. по­смерт­но в 1948): «Два­ж­ды Ам­фит­ри­он» («Zweimal Am­phitryon»), «Пиг­ма­ли­он» («Pygma­li­on»), «Бел­ле­ро­фон» («Bellerophon»). Сре­ди др. про­из­ве­де­ний К.: сти­хи, од­но­акт­ные ко­ме­дии, рас­ска­зы, ро­ма­ны; ста­тьи по тео­рии дра­мы и эс­те­ти­ке экс­прес­сио­низ­ма.

Соч.: Дра­мы / Вступ. ст. А. В. Лу­на­чар­ско­го. М.; П., 1923; Werke. Fr./M. u. a., 1970–1972. Bd 1–6.

Лит.: Tyson PK. The reception of G. Kaiser (1915–1945). N. Y., 1984. Vol. 1–2; San­der M. Strukturwandel in den Dramen G. Kaisers 1910–1945. Fr./M. u. a., 2004; G. Kaiser and modernity / Ed. by F. Krause. Gött., 2005.

Вернуться к началу