ГРЮ́НДГЕНС ГУСТАВ
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГРЮ́НДГЕНС (Gründgens) Густав (Густаф) (22.12.1899, Дюссельдорф – 7.10.1963, Манила; похоронен в Гамбурге), нем. актёр и режиссёр. В 1917 вступил во фронтовую труппу «Саарлуис», которую через год возглавил. В 1920 окончил Высшую школу сценич. иск-ва в Дюссельдорфе. Играл в театрах Хальберштадта (1920), Киля (1921), Берлина (1922), в гамбургском «Каммершпиле» (1923–28), где впервые выступил как режиссёр. Сотрудничал с Э. Пискатором, М. Рейнхардтом. В 1928–32 и 1946 актёр и режиссёр берлинского «Немецкого театра». Также ставил спектакли в берлинских «Кролль-опере» и Нем. гос. опере. С 1934 руководил Прусским гос. театром в Берлине. В 1945 был интернирован сов. властями и провёл в лагере 9 мес. В 1947 режиссёр театра «Кабаре» в Зап. Берлине. В 1947–1955 руководил театром Дюссельдорфа, в 1955–63 – Гамбургским нем. драматич. театром, сделав его труппу одной из ведущих в ФРГ. В 1948–50 президент нем. Театральной ассоциации. Для режиссуры Г. характерны склонность к подчёркнуто условной форме, гротеску, скупость и строгость выразит. средств: «Король Лир» (1934), «Двенадцатая ночь» (роль Мальволио) и «Ричард III» (оба 1937) У. Шекспира, «Тень» Е. Л. Шварца (1947), «Чайка» А. П. Чехова (1948, роль Тригорина), «Процесс» по Ф. Кафке (1950), «Святая Иоанна скотобоен» Б. Брехта (1959). Сдержанное изящество, присущее его сценич. манере, дополнялось экспрессивностью жеста и речи: Гамлет (одноим. трагедия Шекспира), Франц Моор, Фиеско, Валленштейн («Разбойники», «Заговор Фиеско в Генуе», «Смерть Валленштейна» Ф. Шиллера), маркиз фон Кейт (одноим. пьеса Ф. Ведекинда) и др. Судьбоносной стала для Г. роль Мефистофеля («Фауст» И. В. Гёте), которую актёр исполнял в течение мн. лет. Снимался в фильмах: «Женщина на Луне», «М», «Флирт», «Дантон», «Пигмалион» и др. Поставил фильмы: «В городе всё вверх ногами» (1933), «Прихоти» (1937), «Шаг в сторону» (1939), «Два мира» (1940), «Фауст» (1960, роль Фауста). Выступал также как продюсер и сценарист. Работал на ТВ. Жизнь и творчество Г. послужили темой для романа К. Манна «Мефисто» (1936, экранизирован И. Сабо в 1981).