НЕОЭКСПРЕССИОНИ́ЗМ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НЕОЭКСПРЕССИОНИ́ЗМ (англ. neo-expressionism), направление в европ. и амер. искусстве последней трети 20 в. Произведения мастеров Н. отличаются брутальной, агрессивной манерой исполнения, в которой примитивистские формы сочетаются с утрированной экспрессией. Направление сложилось к кон. 1970-х гг. и утвердилось в нач. 1980-х гг. с проведением междунар. выставок «Новый дух в живописи» (1981, Лондон) и «Дух времени» (1982, Берлин). В понятии Н. обобщаются сходные явления, возникшие в разных странах под разл. наименованиями: «новые дикие» в Германии, трансавангард в Италии, «свободная фигуративность» (figuration libre) во Франции, «новый образ» (new image) и «плохая живопись» (bad painting) в США. Художники Н., отвергнув такие новации, как концептуализм (см. Концептуальное искусство), минимализм, перформанс, видео-арт, вернулись к традиц. формам живописи и (в меньшей мере) скульптуры. Их произведения, как правило, больших размеров; краска набрасывается размашистыми движениями крупной кисти, к густому красочному слою добавляются др. материалы – солома, песок, гипс, куски тканей и дерева, черепки, осколки стекла и т. п. Изображение современности в полотнах неоэкспрессионистов соотносится с событиями истории, с мифами и легендами далёких эпох, с иконографич. и стилистич. заимствованиями из разных культур. Переплетения тематич. линий овеваются иронией, фантазией, ностальгией, романтич. меланхолией. Видные представители Н. в Германии – Г. Базелиц, Й. Иммендорф, А. Кифер, З. Польке, А. Р. Пенк. К неоэкспрессионистам итал. трансавангарда относятся С. Киа, Ф. Клементе, Э. Кукки, М. Паладино. Наиболее видные фигуры направления Н. в США – Дж. Шнабел, Э. Фишль, Л. Голуб, Д. Салле, Дж. Борофски. Представители франц. «свободной фигуративности» – Б. Вотье, Р. Бланшар, Р. Комба, Э. Ди Роза, Ж. М. Баския и др.