Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НЕОЭКСПРЕССИОНИ́ЗМ

Авторы: В. А. Крючкова
Г. Базелиц. «Живопись пальцами III. Орёл». 1972. Музей собрания Ф. Бурды (Баден-Баден).

НЕОЭКСПРЕССИОНИ́ЗМ (англ. neo-ex­pressionism), на­прав­ле­ние в ев­роп. и амер. ис­кус­ст­ве по­след­ней тре­ти 20 в. Про­из­ве­де­ния ма­сте­ров Н. от­ли­ча­ют­ся бру­таль­ной, аг­рес­сив­ной ма­не­рой ис­пол­не­ния, в ко­то­рой при­ми­ти­ви­ст­ские фор­мы со­че­та­ют­ся с ут­ри­ро­ван­ной экс­прес­си­ей. На­прав­ле­ние сло­жи­лось к кон. 1970-х гг. и ут­вер­ди­лось в нач. 1980-х гг. с про­ве­де­ни­ем ме­ж­ду­нар. вы­ста­вок «Но­вый дух в жи­во­пи­си» (1981, Лон­дон) и «Дух вре­ме­ни» (1982, Бер­лин). В по­ня­тии Н. об­об­ща­ют­ся сход­ные яв­ле­ния, воз­ник­шие в раз­ных стра­нах под разл. на­име­но­ва­ния­ми: «но­вые ди­кие» в Гер­ма­нии, транс­аван­гард в Ита­лии, «сво­бод­ная фи­гу­ра­тив­ность» (figuration libre) во Фран­ции, «но­вый об­раз» (new image) и «пло­хая жи­во­пись» (bad painting) в США. Ху­дож­ни­ки Н., от­верг­нув та­кие но­ва­ции, как кон­цеп­туа­лизм (см. Кон­цеп­ту­аль­ное ис­кус­ст­во), ми­ни­ма­лизм, пер­фор­манс, ви­део-арт, вер­ну­лись к тра­диц. фор­мам жи­во­пи­си и (в мень­шей ме­ре) скульп­ту­ры. Их про­из­ве­де­ния, как пра­ви­ло, боль­ших раз­ме­ров; крас­ка на­бра­сы­ва­ет­ся раз­ма­ши­сты­ми дви­же­ния­ми круп­ной кис­ти, к гус­то­му кра­соч­но­му слою до­бав­ля­ют­ся др. ма­те­риа­лы – со­ло­ма, пе­сок, гипс, кус­ки тка­ней и де­ре­ва, че­реп­ки, ос­кол­ки стек­ла и т. п. Изо­бра­же­ние со­вре­мен­но­сти в по­лот­нах не­оэкс­прес­сио­ни­стов со­от­но­сит­ся с со­бы­тия­ми ис­то­рии, с ми­фа­ми и ле­ген­да­ми да­лё­ких эпох, с ико­но­гра­фич. и сти­ли­стич. за­им­ст­во­ва­ния­ми из раз­ных куль­тур. Пе­ре­пле­те­ния те­ма­тич. ли­ний ове­ва­ют­ся иро­ни­ей, фан­та­зи­ей, нос­таль­ги­ей, ро­ман­тич. ме­ланхоли­ей. Вид­ные пред­ста­ви­те­ли Н. в Гер­ма­нии – Г. Ба­зе­лиц, Й. Им­мен­дорф, А. Ки­фер, З. Поль­ке, А. Р. Пенк. К нео­экс­прес­сио­ни­стам итал. тран­са­ван­гар­да от­но­сят­ся С. Киа, Ф. Кле­мен­те, Э. Кук­ки, М. Па­ла­ди­но. Наи­бо­лее вид­ные фи­гу­ры на­прав­ле­ния Н. в США – Дж. Шна­бел, Э. Фишль, Л. Го­луб, Д. Сал­ле, Дж. Бо­роф­ски. Пред­ста­ви­те­ли франц. «сво­бод­ной фи­гу­ра­тив­но­сти» – Б. Во­тье, Р. Блан­шар, Р. Ком­ба, Э. Ди Ро­за, Ж. М. Бас­кия и др.

Лит.: A new spirit in painting. (Cat.). L., 1981; Oliva A. B. The international Trans-avant­gar­de. Mil., 1982; Perdriolle N. Figuration libre: une initiation à la culture Mass-Médias. P., 1985; Groupes, mouvements, tendances de l’art contemporain depuis 1945. 2 éd. P., 1990; Honnef K. Kunst der Gegenwart. Köln, 1990; Art after Modernism: rethinking representa­tion / Ed. B. Wallis. N. Y., 1995; Оли­ва А. Б. Ис­кус­ст­во на ис­хо­де вто­ро­го ты­ся­че­ле­тия. М., 2003.

Вернуться к началу