Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПЕ́РМЕКЕ КОНСТАН

Авторы: В. А. Крючкова
К. Пермеке. «Жена рыбака». 1925. Королевский музей изящных искусств (Антверпен).

ПЕ́РМЕКЕ (Permeke) Кон­стан (31.7.1886, Ан­твер­пен – 4.1.1952, Ос­тен­де), бельг. жи­во­пи­сец и скульп­тор. Сын жи­во­пис­ца Ан­ри Луи Пер­ме­ке (1849–1912), ос­но­ва­те­ля (1893) и ди­рек­то­ра Гор. му­зея Ос­тен­де. Учил­ся в АХ в Брюг­ге (1903) и Ген­те (1904) у Ж. Дель­ве­на. В 1909 по­се­лил­ся в Синт-Мар­тенс-Ла­тем, где вме­сте с Г. де Сме­том, Л. де Сме­том, Ф. ван ден Бер­ге и А. Сер­ва­сом ос­но­вал т. н. ла­тем­скую группу ху­дож­ни­ков, позд­нее объ­е­ди­нив­шую­ся с т. н. вто­рой груп­пой флам. экс­прес­сио­ни­стов. В этот пе­ри­од пи­сал им­прес­сио­ни­стич. пей­за­жи («Зи­ма во Флан­д­рии», 1912, Ко­ро­лев­ский му­зей изящ­ных ис­кусств, Ант­вер­пен). В 1912–14 жил в Ос­тен­де. Во вре­мя 1-й ми­ро­вой вой­ны был ра­нен и эва­куи­ро­ван в Ве­ли­ко­бри­та­нию. Здесь поя­ви­лись его пер­вые зна­чит. экс­прес­сио­ни­стич. ра­бо­ты («Чу­жой», 1916, Му­зей совр. иск-ва, Брюс­сель). Вер­нув­шись в Бель­гию (1918), жил в Ант­вер­пе­не, за­тем в Ос­тен­де. В 1929 по­селил­ся в дер. Яб­бе­ке, близ Брюг­ге, в собств. до­ме (с 1959 Му­зей Пер­ме­ке). Круп­ней­ший мас­тер бельг. экс­прес­сио­низ­ма, П. пи­сал ры­ба­ков и мо­ря­ков, кре­сть­ян, ар­ти­стов цир­ка. Его груз­ные фи­гу­ры, вы­ле­п­лен­ные ши­ро­ки­ми вяз­ки­ми маз­ка­ми, на­де­ле­ны мо­ну­мен­таль­но­стью древ­них ста­туй. Жи­во­пись П., с её ин­то­на­ция­ми скорб­ной об­ре­чён­но­сти, не­ред­ко про­ник­ну­та ощу­ще­ни­ем из­веч­ной тя­же­сти бы­тия, тра­гиз­ма че­ло­ве­че­ско­го су­ще­ст­во­ва­ния: «Два бра­та-мо­ря­ка» (Ху­дож. му­зей, Ба­зель), «Об­ру­чён­ные» (Му­зей совр. иск-ва, Брюс­сель; обе 1923), «Кре­сть­ян­ка с об­на­жён­ной гру­дью» (1942, Нац. га­ле­рея, Пра­га) и др., так­же пей­за­жи – Флан­д­рии и Бре­та­ни («Осен­ний пей­заж», 1931, Ко­ро­лев­ский му­зей изящ­ных ис­кусств, Ан­твер­пен), су­ро­вые ви­ды штор­мо­во­го Се­вер­но­го мо­ря. С 1935 за­ни­мал­ся так­же скульп­ту­рой («Ма­ри-Лу», ис­кусств. ка­мень, 1935–36, Му­зей Пер­ме­ке; «Нио­бея», брон­за, 1949, Му­зей совр. иск-ва, Брюс­сель).

Лит.: Haesaerts P. Permeke sculpteur. Brux., 1939; Langui E. C. Permeke. Brux., 1947; Ал­па­тов М. В. Этю­ды по ис­то­рии за­пад­но­ев­ро­пей­ско­го ис­кус­ст­ва. 2-е изд. М., 1963; Aver­maete R. Permeke. Brux., 1970; Permeke. (Cat.). Madrid, 1971; C. Permeke. (Cat.). Han­nover, 1987.

Вернуться к началу