ЛЕ́МБРУК
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛЕ́МБРУК (Lehmbruck) Вильгельм (4.1.1881, Майдерих, пригород Дуйсбурга – 25.3.1919, Берлин), нем. скульптор, график. Чл. Прусской АХ (1919). Родился в шахтёрской семье. Учился в Дюссельдорфе в Худож.-промышленном уч-ще (1895–1901) и в АХ (1901–06) у К. Янсена. В 1905 путешествовал по Италии, где на него сильное впечатление произвела скульптура Микеланджело; в 1907 посетил Париж. Испытал влияния К. Менье, О. Родена, позднее – А. Майоля. Ранние работы Л. отмечены влиянием символизма («Купальщица», 1902, «Сон», 1907, «Мать и дитя», 1907; все – Музей В. Лембрука, Дуйсбург). В 1910–14 жил в Париже, где сблизился с А. Дереном, А. Архипенко и К. Брынкуши. К этому времени определился его индивидуальный стиль. Л. создаёт крупные (св. 2 м) статуи сильно вытянутых пропорций, стилистически близкие экспрессионизму, – обобщённые образы внутр. раздвоенности совр. человека, переживаемых им духовных коллизий («Коленопреклонённая», 1911, «Возвышающийся», 1913; обе – Музей В. Лембрука). В этих работах напряжённые позы, резкие сгибы и пересечения длинных конечностей образуют дисгармоничную, конфликтную форму. Занимался также гравюрой и живописью.
В 1914 Л. вернулся в Германию, служил санитаром в Берлине, затем воен. художником в Страсбурге. Тяжкие впечатления войны вызвали у него сильные приступы депрессии; в 1916 Л. переехал в Цюрих. Работы последних лет проникнуты чувством глубокого отчаяния («Поверженный», 1915–16, Музей В. Лембрука; вариант – 1916, Гос. музеи, Берлин; «Сидящий», 1917, Штеделевский худож. ин-т, Франкфурт-на-Майне; вариант – Музей В. Лембрука). В конце жизни Л., отказавшись от масштабной скульптуры, достигает большой эмоциональной выразительности в формах бюстов и лепке голов [«Пьета (Головы влюблённых)» (1918), «Мыслитель» (1918), обе – Музей В. Лембрука]. Вскоре после избрания его чл. Прусской АХ покончил с собой. В 1937 его работы были показаны в Германии на выставке «Дегенеративное искусство» и частично изъяты из музеев.