Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛЕ́МБРУК

Авторы: В. А. Крючкова
В. Лембрук. «Поверженный». Бронза. 1915–16. Музей В. Лембрука (Дуйсбург).

ЛЕ́МБРУК (Lehmbruck) Виль­гельм (4.1.1881, Май­де­рих, при­го­род Дуйс­бур­га – 25.3.1919, Бер­лин), нем. скульп­тор, гра­фик. Чл. Прус­ской АХ (1919). Ро­дил­ся в шах­тёр­ской се­мье. Учил­ся в Дюс­сель­дор­фе в Ху­дож.-про­мыш­лен­ном уч-ще (1895–1901) и в АХ (1901–06) у К. Ян­се­на. В 1905 пу­те­ше­ст­во­вал по Ита­лии, где на не­го силь­ное впе­чат­ле­ние про­из­ве­ла скульп­ту­ра Ми­ке­ланд­же­ло; в 1907 по­се­тил Па­риж. Ис­пы­тал влия­ния К. Ме­нье, О. Ро­де­на, позд­нее – А. Май­о­ля. Ран­ние ра­бо­ты Л. от­ме­че­ны влия­ни­ем сим­во­лиз­ма («Ку­паль­щи­ца», 1902, «Сон», 1907, «Мать и ди­тя», 1907; все – Му­зей В. Лем­бру­ка, Дуйс­бург). В 1910–14 жил в Па­ри­же, где сбли­зил­ся с А. Де­ре­ном, А. Ар­хи­пен­ко и К. Брын­ку­ши. К это­му вре­ме­ни оп­ре­де­лил­ся его ин­ди­ви­ду­аль­ный стиль. Л. соз­да­ёт круп­ные (св. 2 м) ста­туи силь­но вы­тя­ну­тых про­пор­ций, сти­ли­сти­че­ски близ­кие экс­прес­сио­низ­му, – обоб­щён­ные об­ра­зы внутр. раз­дво­ен­но­сти совр. че­ло­ве­ка, пе­ре­жи­вае­мых им ду­хов­ных кол­ли­зий («Ко­ле­но­пре­кло­нён­ная», 1911, «Воз­вы­шаю­щий­ся», 1913; обе – Му­зей В. Лем­бру­ка). В этих ра­ботах на­пря­жён­ные по­зы, рез­кие сги­бы и пе­ре­се­че­ния длин­ных ко­неч­но­стей об­ра­зу­ют дис­гар­мо­нич­ную, кон­фликт­ную фор­му. За­ни­мал­ся так­же гра­вю­рой и жи­во­пи­сью.

В 1914 Л. вер­нул­ся в Гер­ма­нию, слу­жил са­ни­та­ром в Бер­ли­не, за­тем во­ен. ху­дож­ни­ком в Страс­бур­ге. Тяж­кие впе­чат­ле­ния вой­ны вы­зва­ли у не­го силь­ные при­сту­пы де­прес­сии; в 1916 Л. пе­ре­ехал в Цю­рих. Ра­бо­ты по­след­них лет про­ник­ну­ты чув­ст­вом глу­бо­ко­го от­чая­ния («По­вер­жен­ный», 1915–16, Му­зей В. Лем­бру­ка; ва­ри­ант – 1916, Гос. му­зеи, Бер­лин; «Си­дя­щий», 1917, Ште­де­лев­ский ху­дож. ин-т, Франк­фурт-на-Май­не; ва­ри­ант – Му­зей В. Лем­бру­ка). В кон­це жиз­ни Л., от­ка­зав­шись от мас­штаб­ной скульп­ту­ры, дос­ти­га­ет боль­шой эмо­цио­наль­ной вы­ра­зи­тель­но­сти в фор­мах бюс­тов и леп­ке го­лов [«Пье­та (Го­ло­вы влюб­лён­ных)» (1918), «Мыс­ли­тель» (1918), обе – Му­зей В. Лем­бру­ка]. Вско­ре по­сле из­бра­ния его чл. Прус­ской АХ по­кон­чил с со­бой. В 1937 его ра­бо­ты бы­ли по­ка­за­ны в Гер­ма­нии на вы­став­ке «Де­ге­не­ра­тив­ное ис­кус­ст­во» и ча­стич­но изъя­ты из му­зе­ев.

Лит.: Hoff A. W. Lehmbruck. Leben und Werk. B., 1961; Salzmann S. Das W. Lehmbruck. Recklinghausen, 1981; В. Лем­брук: Скульп­ту­ра. Жи­во­пись. Гра­фи­ка. (Кат. вы­став­ки). М., 1982; Ас­ва­рищ Б. И. В. Лем­брук: Скульп­ту­ра. Жи­во­пись. Гра­фи­ка: [Аль­бом]. М., 1987; W. Lehmbruck: Plas­tik, Malerei, Graphik. (Kat.). [Duisburg], 1987; Мар­кин Ю. П., Бу­гуе­ва Ю. В. В. Лем­брук: Скульп­ту­ра. Гра­фи­ка. Жи­во­пись. По­эзия. М., 1989; Schu­bert D. Die Kunst Lehmbrucks. 2. Aufl. Dres­den, 1990.

Вернуться к началу