ЦИ́ММЕРМА́Н БЕРНД АЛОИЗ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЦИ́ММЕРМА́Н (Zimmermann) Бернд (Бернхард) Алоиз (20.3.1918, Блисхайм, близ Кёльна – 10.8.1970, Фрехен), нем. композитор. В 1947 окончил Высшую школу музыки Кёльна (теорию музыки изучал у Г. Лемахера, композицию – у Ф. Ярнаха). В 1948–50 стажировался у В. Фортнера и Р. Лейбовица (Летние курсы новой музыки в Дармштадте). В 1950–52 преподавал музыковедение в Кёльнском ун-те, в 1957–70 – композицию в Высшей школе музыки в Кёльне. В 1956–57 возглавлял нем. отделение Международного общества современной музыки. С 1948 писал музыку к фильмам, теле- и радиопостановкам (св. 80). В ранний период творчества тяготел к неоклассицизму (Концерт для оркестра, 1948; балет «Алагоана», Эссен, 1955). С 1950-х гг. всё более активно использовал серийную технику и сериализм («Перспективы» для 2 фп., 1956; кантата для виолончели и камерного оркестра «Canto di speranza», 1957), не порывая с классико-романтич. традицией, свободно вводил элементы неакадемич. музыки (концерт для трубы «Никто не знает бед, которые я повидал», 1954, сочетающий додекафонию с одноим. спиричуэл). В результате был вытеснен на периферию конъюнктурой муз. авангардизма. В 1957–65, в процессе работы над оперой «Солдаты» (либр. Ц. по одноим. пьесе Я. Ленца; Кёльн, 1965), под воздействием коллажей К. Швиттерса и М. Эрнста и с опорой на собств. опыт прикладной музыки, начал разрабатывать идею «плюралистической композиции». Её оригинальная филос. канва включает понятия «растяжения времени» (Zeitausdehnung) и «сферической формы времени» (Kugelgestalt der Zeit; коллажное сопоставление развёртывающихся одновременно музыки, драматургии и текстов разл. эпох). После 1965 муз. плюрализм Ц. развивался в направлении гибрида концертной и танцевальной музыки («Музыка для ужинов короля Убю» – «балет-нуар» по А. Жарри, Дюссельдорф, 1968; «Виолончельный концерт в форме па-де-труа», 1966). Сочинения последних лет [оратория («лингваль») «Реквием для молодого поэта», 1969; «екклесиастическое действо» «И обратился я, и увидел всякие угнетения, какие делаются под солнцем»; Киль, 1972] пронизаны глубоким пессимизмом, вызванным затяжной депрессией Ц., которая привела его к самоубийству. Ц. считается предвестником муз. постмодернизма, культурное доминирование которого (уже после смерти Ц.) вызвало новую волну интереса к его музыке и привело к переосмыслению его творч. наследия (в т. ч. у А. Г. Шнитке).