Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЦИ́ММЕРМА́Н БЕРНД АЛОИЗ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 339

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. В. Стеклова

ЦИ́ММЕРМА́Н (Zimmermann) Бернд (Берн­хард) Ало­из (20.3.1918, Блис­хайм, близ Кёль­на – 10.8.1970, Фре­хен), нем. ком­по­зи­тор. В 1947 окон­чил Выс­шую шко­лу му­зы­ки Кёль­на (тео­рию му­зы­ки изу­чал у Г. Ле­махе­ра, ком­по­зи­цию – у Ф. Яр­на­ха). В 1948–50 ста­жи­ро­вал­ся у В. Форт­не­ра и Р. Лей­бо­ви­ца (Лет­ние кур­сы но­вой му­зы­ки в Дарм­штад­те). В 1950–52 пре­по­да­вал му­зы­ко­ве­де­ние в Кёльн­ском ун-те, в 1957–70 – ком­по­зи­цию в Выс­шей шко­ле му­зы­ки в Кёль­не. В 1956–57 воз­глав­лял нем. от­де­ле­ние Ме­ж­ду­на­род­но­го об­ще­ст­ва со­вре­мен­ной му­зы­ки. С 1948 пи­сал му­зы­ку к филь­мам, те­ле- и ра­дио­по­ста­нов­кам (св. 80). В ран­ний пе­ри­од твор­че­ст­ва тя­го­тел к не­оклас­си­циз­му (Кон­церт для ор­ке­ст­ра, 1948; ба­лет «Ала­гоа­на», Эс­сен, 1955). С 1950-х гг. всё бо­лее ак­тив­но ис­поль­зо­вал се­рий­ную тех­ни­ку и се­риа­лизм («Пер­спек­ти­вы» для 2 фп., 1956; кан­та­та для вио­лон­че­ли и ка­мер­но­го ор­ке­ст­ра «Canto di speranza», 1957), не по­ры­вая с клас­си­ко-ро­ман­тич. тра­ди­ци­ей, сво­бод­но вво­дил эле­мен­ты не­ака­де­мич. му­зы­ки (кон­церт для тру­бы «Ни­кто не зна­ет бед, ко­то­рые я по­ви­дал», 1954, со­че­таю­щий до­де­ка­фо­нию с од­но­им. спи­ри­чу­эл). В ре­зуль­та­те был вы­тес­нен на пе­ри­фе­рию конъ­юнк­ту­рой муз. аван­гар­диз­ма. В 1957–65, в про­цес­се ра­бо­ты над опе­рой «Сол­да­ты» (либр. Ц. по од­но­им. пье­се Я. Лен­ца; Кёльн, 1965), под воз­дей­ст­ви­ем кол­ла­жей К. Швит­тер­са и М. Эрн­ста и с опо­рой на собств. опыт при­клад­ной му­зы­ки, на­чал раз­ра­ба­ты­вать идею «плю­ра­ли­сти­че­ской ком­по­зиции». Её ори­ги­наль­ная фи­лос. кан­ва вклю­ча­ет по­ня­тия «рас­тя­же­ния вре­ме­ни» (Zeitausdehnung) и «сфе­ри­че­ской фор­мы вре­ме­ни» (Kugelgestalt der Zeit; кол­лаж­ное со­пос­тав­ле­ние раз­вёр­ты­ваю­щих­ся од­но­вре­мен­но му­зы­ки, дра­ма­тур­гии и тек­стов разл. эпох). По­сле 1965 муз. плю­ра­лизм Ц. раз­ви­вал­ся в на­прав­ле­нии гиб­ри­да кон­церт­ной и тан­це­валь­ной му­зы­ки («Му­зы­ка для ужи­нов ко­ро­ля Убю» – «ба­лет-ну­ар» по А. Жар­ри, Дюс­сель­дорф, 1968; «Вио­лон­чель­ный кон­церт в фор­ме па-де-труа», 1966). Со­чи­не­ния по­след­них лет [ора­то­рия («лин­гваль») «Ре­к­ви­ем для мо­ло­до­го по­эта», 1969; «екк­ле­сиа­сти­че­ское дей­ст­во» «И об­ра­тил­ся я, и уви­дел вся­кие уг­не­те­ния, ка­кие де­ла­ют­ся под солн­цем»; Киль, 1972] про­ни­за­ны глу­бо­ким пес­си­миз­мом, вы­зван­ным за­тяж­ной де­прес­си­ей Ц., ко­то­рая при­ве­ла его к са­мо­убий­ст­ву. Ц. счи­та­ет­ся пред­вест­ни­ком муз. постмодернизма, куль­тур­ное до­ми­ни­ро­ва­ние ко­то­ро­го (уже по­сле смер­ти Ц.) вы­зва­ло но­вую вол­ну ин­те­ре­са к его му­зы­ке и при­ве­ло к пе­ре­ос­мыс­ле­нию его творч. на­сле­дия (в т. ч. у А. Г. Шнит­ке).

Соч.: Intervall und Zeit. Mainz, 1974.

Лит.: Grohn W. Integrale Komposition: zu B. A. Zimmermanns Pluralisations-Begriff // Archiv für Musikwissenschaft. 1983. Bd 40. H. 4; Konold W. B. A. Zimmermann: Der Kom­ponist und sein Werk. Köln, 1986.

Вернуться к началу