Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РУСИ́СТИКА

  • рубрика

    Рубрика: Языкознание

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 29. Москва, 2015, стр. 45-48

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. Ю. Шведова

РУСИ́СТИКА лин­гвис­ти­че­ская, нау­ка о рус­ском язы­ке в его современном состоянии и развитии. Исследует истоки рус. языка, его историю, язык его памятников и фольклора; ор­га­ни­зую­щие его ча­ст­ные сис­темы [на­род­ные го­во­ры, ли­те­ра­тур­ный язык и его функ­цио­наль­ные раз­но­вид­но­сти; строй лит. язы­ка (зву­ко­вой, грам­ма­ти­че­ский, лек­си­че­ский, фра­зео­ло­ги­че­ский) и смеж­ные с ним сфе­ры (про­сто­ре­чие и со­ци­аль­ные диа­лек­ты)]; тер­ми­но­ло­гич. под­сис­те­мы; язык рус. ху­дож. лит-ры; свя­зи рус. язы­ка с др. язы­ка­ми, их взаи­мо­дей­ст­вие и взаи­мо­влия­ние; ис­то­рию изу­че­ния рус. язы­ка.

Р. вхо­дит в сла­ви­сти­ку как од­на из её со­став­ных час­тей и в срав­ни­тель­но-ис­то­ри­че­ское язы­ко­зна­ние. Она тес­но свя­за­на с ис­то­ри­ей рус. на­ро­да и эт­но­гра­фи­ей; с ли­те­ра­ту­ро­ве­де­ни­ем и об­щим язы­ко­зна­ни­ем (см. Язы­ко­зна­ние), тек­сто­ло­ги­ей; с ло­ги­кой, пси­хо­ло­ги­ей и др. В ней при­ме­ня­ют­ся ме­то­ды ис­то­рич. из­у­че­ния, соб­ст­вен­но опи­са­тель­ный и экс­пе­ри­мен­таль­ный ме­то­ды, ко­то­рые в разл. об­лас­тях Р. в раз­ные мо­мен­ты её раз­ви­тия че­ре­ду­ют­ся с об­ра­ще­ни­ем к ло­гич., пси­хо­ло­гич., се­ма­сио­ло­гич. ана­ли­зу ли­бо к ана­ли­зу стро­го фор­маль­но­му (в грам­ма­ти­ке), ком­по­нент­но­му (пре­ж­де все­го в лек­си­ко­ло­гии – по смы­сло­вым со­став­ляю­щим сло­ва), функ­цио­наль­но­му, эв­ри­сти­че­ско­му (в ана­ли­зе ху­дож. тек­стов), со­цио­лин­гви­сти­че­ско­му. Отд. от­рас­ли Р. вы­ра­ба­ты­ва­ют и свои собств. ме­то­ды и ме­то­ди­ки лин­гвис­тич. ана­ли­за и опи­са­ния ма­те­риа­ла.

Исторический очерк

Ис­то­ки Р. как нау­ки от­но­сят­ся к сер. 18 в. До это­го по­яв­ля­лись отд. тру­ды, по­свя­щён­ные функ­цио­наль­но­му рас­чле­не­нию язы­ка, об­щим чер­там его грам­ма­тич. строя, сло­вес­но­му со­ста­ву (Л. Зи­за­ний, Н. Г. Кур­га­нов, А. П. Су­ма­ро­ков, А. А. Бар­сов, В. Е. Адо­ду­ров).

Ос­но­вы совр. на­уч. зна­ния о рус. язы­ке за­ло­же­ны ра­бо­та­ми М. В. Ло­мо­но­со­ва [«Рос­сий­ская грам­ма­ти­ка» (1755, опубл. в 1757); «Ри­то­ри­ка» (1748)], а так­же 1-м из­да­ни­ем «Сло­ва­ря Ака­де­мии Рос­сий­ской» (ч. 1–6, 1789–94). Ло­мо­но­со­вым сфор­му­ли­ро­ва­ны глав­ней­шие ас­пек­ты изу­че­ния грам­ма­тич. строя рус. язы­ка (фор­маль­ный, функ­цио­наль­ный и сти­ли­сти­че­ский) в их ор­га­нич. взаи­мо­дей­ст­вии; этим оп­ре­де­ли­лось раз­ви­тие рус. грам­ма­тич. мыс­ли на мно­го де­ся­ти­ле­тий впе­рёд. «Сло­варь Ака­де­мии Рос­сий­ской» (пе­ре­из­дан «в аз­буч­ном по­ряд­ке» в 1806–22, ч. 1–6) по­ло­жил на­ча­ло рус. ака­де­мич. лек­си­ко­гра­фии.

В пер­вые де­ся­ти­ле­тия 19 в. поя­вил­ся ряд тру­дов, ав­то­ры ко­то­рых со­сре­до­то­чи­ва­ли своё вни­ма­ние на уг­луб­лён­ном опи­са­нии отд. сто­рон грам­ма­тич. строя рус. язы­ка; на­ря­ду с ма­ло­ори­ги­наль­ны­ми грам­ма­ти­ка­ми Н. И. Гре­ча (1827) и И. И. Да­вы­до­ва (1852), по­свя­щён­ны­ми в осн. фор­маль­ной сто­ро­не язы­ка и за­ко­нам его па­ра­диг­ма­ти­ки, поя­ви­лись кон­цеп­ту­аль­но но­вые и ори­ги­наль­ные грам­ма­ти­ки: А. Х. Вос­то­ко­ва, по­ка­зав­ше­го пре­ж­де все­го син­так­сич. по­тен­ци­ал слов, пра­ви­ла их смы­сло­вой и грам­ма­тич. со­че­тае­мо­сти («Рус­ская грам­ма­ти­ка Алек­сан­д­ра Вос­то­ко­ва, по на­чер­та­нию его же Со­кра­щён­ной грам­ма­ти­ки пол­нее из­ло­жен­ная», 1831), И. Ор­на­тов­ско­го («Но­вей­шее на­чер­та­ние пра­вил рос­сий­ской грам­ма­ти­ки, на на­ча­лах все­об­щей ос­но­ван­ных, со­чи­нён­ное Ива­ном Ор­на­тов­ским», 1810), И. Ф. Ка­лай­до­ви­ча («Грам­ма­ти­ка язы­ка рус­ско­го, ч. 1 – По­зна­ние слов», 1834), позд­нее – глу­бо­кие ис­сле­до­ва­ния фи­ло­ло­гов, об­ра­тив­ших­ся пре­ж­де все­го к сис­те­ме рус. гла­го­ла, к се­ман­ти­ке его ви­до-вре­мен­ны́х от­но­ше­ний (Г. П. Пав­ский, К. С. Ак­са­ков; за­ло­жив­шие ос­но­вы совр. ас­пек­то­ло­гии ра­бо­ты Н. П. Не­кра­со­ва и Г. К. Уль­я­но­ва). В ис­сле­до­ва­ни­ях рус. грам­ма­ти­стов сер. и 2-й пол. 19 в. оп­реде­ли­лись осн. чер­ты бу­ду­щих рус. лин­гвис­тич. школ: об­ра­ще­ние к боль­шим мас­си­вам ма­те­риа­ла и тща­тель­ное их ис­сле­до­ва­ние, опо­ра на язы­ко­вую фор­му и ут­вер­жде­ние те­зи­са о не­воз­мож­но­сти изу­че­ния язы­ко­вых зна­че­ний в от­ры­ве от их ма­те­ри­аль­ной обо­лоч­ки, при­сталь­ное вни­ма­ние к ин­ди­ви­ду­аль­ным, отд. фак­там язы­ка и оп­ре­де­ле­ние их мес­та в сис­те­ме, от­каз от схе­ма­тиз­ма, ис­то­ризм.

Под влия­ни­ем раз­лич­ных ло­гич., филос. и пси­хо­ло­гич. кон­цеп­ций фор­ми­ро­ва­лись но­вые на­прав­ле­ния и шко­лы Р.

В пер­вые де­ся­ти­ле­тия 19 в. в не­драх эт­но­гра­фии за­ро­ди­лась совр. диа­лек­то­ло­гия. Пер­во­на­чаль­но это бы­ли лю­би­тель­ские за­пи­си осо­бен­но­стей ме­ст­ных го­во­ров, пуб­ли­ко­вав­шие­ся в ви­де сло­ва­ри­ков или крат­ких опи­са­ний в ме­ст­ных пе­рио­дич. из­да­ни­ях. Со­би­ра­тель­ская ра­бо­та бы­ла сти­му­ли­ро­ва­на тру­да­ми Об­ще­ст­ва лю­би­те­лей рос­сий­ской сло­вес­но­сти и Рус­ско­го гео­гра­фи­че­ско­го об­ще­ст­ва, а так­же вы­хо­дом в свет «Опы­та об­ла­ст­но­го ве­ли­ко­рус­ско­го сло­ва­ря» (1852) и «До­пол­не­ния» к не­му (1858). В 1863–66 опуб­ли­ко­ван «Тол­ко­вый сло­варь жи­во­го ве­ли­ко­рус­ско­го язы­ка» В. И. Да­ля (в 1903–11 сис­те­ма­ти­зи­ро­ван и до­пол­нен И. А. Бо­ду­эном де Кур­те­нэ; его из­да­ние яв­ля­ет­ся са­мым пол­ным), в ко­то­ром со­б­ра­ны, объ­яс­не­ны и снаб­же­ны со­дер­жат. ком­мен­та­ри­ем мно­гие ты­ся­чи слов – как об­ла­ст­ных, так и об­ще­ли­те­ра­тур­ных, а так­же от­но­ся­щих­ся к язы­ку пред­ше­ст­вую­щих эпох.

На­ча­ло ис­то­рич. диа­лек­то­ло­гии по­ло­же­но в кон. 19 в. тру­да­ми А. И. Со­бо­лев­ско­го, ко­то­рый оп­ре­де­лил диа­лек­то­ло­гию как осо­бый раз­дел рус. язы­ко­зна­ния, тес­но свя­зан­ный с ис­то­ри­ей язы­ка, и впер­вые на­пи­сал курс рус. диа­лек­то­ло­гии («Очер­ки рус­ской диа­лек­то­ло­гии», 1892). А. А. Шах­ма­тов, соз­дав фун­дам. ис­то­ри­ко-диа­лек­то­ло­гич. ра­бо­ты, гл. обр. по ис­то­рич. фо­не­ти­ке («Рус­ская ис­то­ри­че­ская диа­лек­то­ло­гия», 1911), по­до­шёл к по­ни­ма­нию и опи­са­нию го­во­ра как це­ло­ст­ной язы­ко­вой сис­те­мы; вме­сте с Л. Л. Ва­силь­е­вым он ус­та­но­вил осн. ти­пы ака­нья и пред­ло­жил ги­по­те­зу его про­ис­хо­ж­де­ния.

В 19 – нач. 20 вв. Р. по­сте­пен­но ста­но­ви­лась раз­ветв­лён­ной нау­кой, объ­еди­няю­щей в се­бе тео­ре­тич. ра­зы­ска­ния с по­сто­ян­ной ра­бо­той по по­пол­не­нию сво­их ма­те­ри­аль­ных фон­дов – с пуб­ли­ка­ци­ей па­мят­ни­ков пись­мен­но­сти рус. язы­ка 10–17 вв. и соз­да­ни­ем сло­ва­рей и сло­вар­ных кар­то­тек.

От­кры­тие в 1-й пол. 19 в. мно­гих слав. (в т. ч. др.-рус.) письм. па­мят­ни­ков по­ло­жи­ло на­ча­ло их лин­гвис­тич. изу­че­нию и из­да­нию. Пер­вые из­да­ния древ­них па­мят­ни­ков с ре­зуль­та­та­ми ар­хео­гра­фич. и па­лео­гра­фич. ис­сле­до­ва­ния и ком­мен­та­рия­ми бы­ли вы­пол­не­ны уча­ст­ни­ка­ми круж­ка Н. П. Ру­мян­це­ва, в т. ч. И. Ф. Ка­лай­до­ви­чем и в осо­бенно­сти А. Х. Вос­то­ко­вым, из­дав­шим в 1843 текст Ост­ро­ми­ро­ва Еван­ге­лия 1056–57. По­сле­дую­щие из­да­ния па­мят­ни­ков пись­мен­но­сти и па­лео­гра­фии в 19 – 1-й пол. 20 вв. свя­за­ны с име­на­ми И. И. Срез­нев­ско­го, В. Яги­ча, А. И. Со­бо­лев­ско­го, Е. Ф. Кар­ско­го, П. А. Лав­ро­ва, В. Н. Щеп­ки­на, А. А. Шах­ма­то­ва, Н. Н. Дур­но­во.

На­ча­ло изу­че­нию ис­то­рии рус. язы­ка по­ло­же­но М. В. Ло­мо­но­со­вым, ко­то­рый оп­ре­де­лил от­но­ше­ние рус. язы­ка к др. сла­вян­ским языкам, а так­же от­но­ше­ние древ­не­рус­ско­го язы­ка к цер­ков­но­сла­вян­ско­му язы­ку («Пре­ди­сло­вие о поль­зе книг цер­ков­ных в рос­сий­ском язы­ке», 1758). В тру­дах А. Х. Вос­то­ко­ва со­по­став­ле­ние этих язы­ков осу­ще­ст­в­ле­но на ос­но­ве фо­не­тич. дан­ных. Вос­то­ков впер­вые пред­ло­жил пе­рио­ди­за­цию ис­то­рии рус. язы­ка. Во 2-й пол. 19 в. И. И. Срез­невский со­брал об­шир­ные «Ма­те­риа­лы для сло­ва­ря древ­не­рус­ско­го язы­ка по пись­мен­ным па­мят­ни­кам» (т. 1–3, 1893–1903, до­пол­не­ния, 1912; 3-е изд., 1958), дол­гие го­ды яв­ляв­шие­ся осн. ис­точ­ни­ком све­де­ний по ис­то­рич. лек­си­ко­ло­гии. Фо­не­тич. и грам­ма­тич. строй рус. язы­ка на ши­ро­ком ис­то­ри­ко-со­пос­та­вит. фо­не опи­сан в тру­дах Ф. И. Бус­лае­ва («Опыт ис­то­ри­че­ской грам­ма­ти­ки рус­ско­го язы­ка», 1858; со 2-го изд. под назв. «Ис­то­ри­че­ская грам­ма­ти­ка рус­ско­го язы­ка»; 5-е изд., 1881). А. А. По­теб­не при­над­ле­жат фун­дам. ис­сле­до­ва­ния ис­то­рич. син­так­си­са рус. язы­ка, его по­эти­ки, не­ко­то­рых про­блем ис­то­рич. мор­фо­ло­гии и фо­не­ти­ки [«Два ис­сле­до­ва­ния о зву­ках рус­ско­го язы­ка…» (1866); «Из за­пи­сок по рус­ской грам­ма­ти­ке» (т. 1–2, 1874; т. 3, 1889; т. 4, 1941); «Мысль и язык» (1862)]. Пер­вый пол­ный и сис­те­ма­тич. курс ис­то­рии рус. язы­ка соз­дан А. И. Со­бо­лев­ским: его «Лек­ции по ис­то­рии рус­ско­го язы­ка» (1888; 4-е изд., 1907) со­дер­жат боль­шой ма­те­ри­ал, по­ка­зы­ваю­щий ис­то­рию осн. про­цес­сов в раз­ви­тии зву­ко­во­го и грам­ма­тич. строя рус. язы­ка. Со­бо­лев­ский стал гла­вой на­уч. шко­лы, ори­ен­ти­ро­вав­шей­ся пре­ж­де все­го на ма­те­риа­лы письм. па­мят­ни­ков.

Собств. на­уч. шко­лу соз­дал А. А. Шах­ма­тов. Он осу­ще­ст­вил фун­дам. ис­сле­до­ва­ния и из­да­ния мно­гих древ­них па­мят­ни­ков рус. пись­мен­но­сти. Шахматову при­над­ле­жат так­же мно­го­числ. ги­по­те­тич. ре­кон­ст­рук­ции в об­лас­ти ис­то­рии тек­стов («По­весть вре­мен­ных лет», 1916), а так­же ги­по­те­зы, ка­саю­щие­ся про­ис­хо­ж­де­ния рус. на­ро­да и его язы­ка. Вос­ста­нав­ли­вая язык про­шло­го, Шах­ма­тов опи­рал­ся на дан­ные рус. го­во­ров.

Тра­ди­ция соз­да­ния фун­дам. грам­ма­тич. ис­сле­до­ва­ний ук­ре­пи­лась тру­да­ми А. А. По­теб­ни, Ф. И. Бус­лае­ва, Д. Н. Ов­ся­ни­ко-Ку­ли­ков­ско­го, позд­нее А. М. Пеш­ков­ско­го, А. А. Шах­ма­то­ва, В. В. Ви­но­гра­до­ва. С име­нем Я. К. Гро­та свя­за­но воз­ник­но­ве­ние тео­рии рус. ор­фо­гра­фии и осу­ще­ст­в­ле­ние ор­фо­гра­фич. ре­фор­мы (см. Ре­фор­мы аз­бу­ки и пра­во­пи­са­ния).

В кон. 19 – 20 вв. сложились науч. школы, об­ра­щав­шие­ся к раз­ным сто­ро­нам сис­те­мы язы­ко­вой в её ис­то­рич. и совр. со­стоя­нии, на раз­ных тео­ре­тич. ос­но­ва­ни­ях раз­ра­ба­ты­вав­шие собств. ме­то­ды и приё­мы ана­ли­за, час­то свя­зан­ные с раз­лич­ны­ми со­цио­ло­гич., фи­лос. и пси­хо­ло­гич. кон­цеп­ция­ми. Они сфор­ми­ро­ва­ли совр. Р. как ши­ро­ко раз­ветв­лён­ную, мно­го­от­рас­ле­вую нау­ку, кон­цен­три­рую­щую в се­бе разл. кон­цеп­ции и тео­рии, раз­ные ис­сле­до­ва­тель­ские ме­то­ды.

Современная русистика

Современная русистика объ­е­ди­няет несколько са­мо­сто­ят. об­лас­тей. Изу­че­ние ис­то­рии рус­ско­го язы­ка в 20 – нач. 21 вв. во мно­гом опи­ра­ется на тра­ди­ции, за­ло­жен­ные А. И. Со­бо­лев­ским [ср., напр., ра­бо­ты его уче­ни­ка Н. М. Ка­рин­ско­го о древ­не­псков­ском диа­лек­те «Язык Пско­ва и его об­лас­ти в XV в.» (1909), «Очер­ки из ис­то­рии псков­ской пись­мен­но­сти и язы­ка» (вып. 1–2, 1916–1917)] и А. А. Шах­ма­то­вым, идеи и ме­то­ды ко­то­ро­го ока­за­ли силь­ное влия­ние на тру­ды Б. М. Ля­пу­но­ва, Л. Л. Ва­силь­е­ва, Н. Н. Дур­но­во, А. М. Се­ли­ще­ва, В. В. Ви­но­гра­до­ва, С. П. Об­нор­ско­го. Ны­не Р. рас­по­ла­га­ет обоб­щаю­щи­ми кур­са­ми по ис­то­рии рус. язы­ка (Дур­но­во, П. С. Куз­не­цов, В. И. Бор­ков­ский, В. Ки­пар­ский, К. В. Горш­ко­ва, Г. А. Ха­бур­га­ев, В. В. Ива­нов), ис­сле­до­ва­ния­ми по ис­то­рич. фо­не­ти­ке (Ва­силь­ев, Ви­но­гра­дов, Р. О. Якоб­сон, Р. И. Ава­не­сов, Ива­нов, В. В. Ко­ле­сов, Л. Л. Касаткин и др.), мор­фо­ло­гии [Об­нор­ский, Куз­не­цов, С. Д. Ни­ки­фо­ров, С. В. Бром­лей, В. М. Живов; кол­лек­тив­ные мо­но­гра­фия «Ис­то­ри­че­ская грам­ма­ти­ка рус­ско­го язы­ка», т. 3 – «Мор­фо­ло­гия. Гла­гол» (под ред. Ава­не­со­ва и Ива­но­ва, 1982) и «Историческая грамматика древнерусского языка», т. 1–4 (под ред. В. Б. Крысько, 2000–06) и др.], ак­центо­ло­гии (В. Н. То­по­ров, В. А. Ды­бо, А. А. За­лиз­няк), лек­си­ко­ло­гии (Ки­пар­ский, П. Я. Чер­ных, Л. Л. Ку­ти­на, Ю. С. Со­ро­кин и др.), сло­во­об­ра­зо­ва­ния (Ж. Ж. Вар­бот, Ю. С. Азарх и др.), син­так­си­са (Е. С. Ис­т­ри­на, Т. П. Лом­тев, Бор­ков­ский, Крысько и др.), а так­же опи­са­ния­ми язы­ка отд. па­мят­ни­ков (Чер­ных, М. А. Со­ко­ло­ва, Л. П. Жу­ков­ская, Е. М. Ве­ре­ща­гин, А. М. Мол­до­ван и др.).

С 1950-х гг. пуб­ли­ка­ция па­мят­ни­ков рус. язы­ка во­зоб­но­ви­лась под рук. С. И. Кот­ко­ва. Бы­ли осу­ще­ст­в­ле­ны науч., стро­го лин­гвис­тические (с де­таль­ным па­лео­гра­фич. опи­са­ни­ем, ука­за­те­ля­ми слов и форм, с греч. па­рал­ле­ля­ми) из­да­ния Из­бор­ни­ка 1076, Си­най­ско­го па­те­ри­ка 11 в., Вы­го­лек­син­ско­го сбор­ни­ка 12 в., Мсти­сла­во­ва Еван­ге­лия 11–12 вв., Ус­пен­ско­го сбор­ни­ка 12–13 вв., На­зи­ра­те­ля 16 в., «Вес­тей-Ку­ран­тов» (пер­вых рус. ру­ко­пис­ных га­зет) с 1600 по 1650, па­мят­ни­ков моск. де­ло­вой и бы­то­вой пись­мен­но­сти 17 и 18 вв. (пуб­ли­ка­ция О. А. Кня­зев­ской, В. С. Го­лы­шен­ко, Л. П. Жу­ков­ской, В. Г. Демь­я­но­ва и др.). Пуб­ли­ка­ция па­мят­ни­ков пись­мен­но­сти Ря­зан­ско­го и Вла­ди­мир­ско­го кра­ёв, та­мо­жен­ных книг, от­каз­ных, че­ло­бит­ных и рас­спрос­ных ре­чей вве­ла в на­уч. обо­рот юж.-рус. тек­сты кон. 16 – 1-й пол. 17 вв.

Но­вый этап в изу­че­нии и из­да­нии др.-рус. письм. па­мят­ни­ков свя­зан с от­кры­ти­ем в 1951 бе­ре­стя­ных гра­мот. Их ис­сле­до­ва­нию и пуб­ли­ка­ции по­свя­ще­ны тру­ды ис­то­ри­ков (М. Н. Ти­хо­ми­ро­ва, М. В. Щеп­ки­ной, В. Л. Яни­на и др.) и лин­гвис­тов (В. И. Бор­ков­ско­го, Р. И. Ава­не­со­ва, Л. П. Жу­ков­ской, П. С. Куз­не­цо­ва; осо­бое зна­че­ние в лин­гвис­тич. ин­тер­пре­та­ции бе­ре­стя­ных гра­мот име­ют ис­сле­до­ва­ния А. А. За­лиз­ня­ка, внёс­ше­го вклад в изу­че­ние ис­то­рии рус. язы­ка и его древ­не­го ди­ал. чле­не­ния).

Раз­ви­тие диа­лек­то­ло­гии в 20 в. бы­ло сти­му­ли­ро­ва­но соз­да­ни­ем Мо­с­ков­ской диа­лек­то­ло­ги­че­ской ко­мис­сии (1903–31). С 1940-х гг. ак­ти­ви­зи­ро­ва­лись ис­сле­до­ва­ния по экс­пе­рим. фо­не­ти­ке го­во­ров [С. С. Вы­сот­ский, Р. Ф. Ка­сат­ки­на (Пау­фо­ши­ма), А. М. Куз­не­цо­ва и др.] и ис­то­рич. диа­лек­то­ло­гии (Н. М. Ка­рин­ский, В. И. Чер­ны­шёв, А. М. Се­ли­щев, И. Г. Го­ла­нов, К. В. Горш­ко­ва и др.). Во 2-й пол. 20 – нач. 21 вв. раз­ви­тие диа­лек­то­ло­гии свя­за­но с име­на­ми С. П. Об­нор­ско­го, Б. А. Ла­ри­на, Р. И. Ава­не­со­ва, В. Н. Си­до­ро­ва, В. Г. Ор­ло­вой, К. Ф. За­ха­ро­вой, А. Н. Гвоз­де­ва, П. С. Куз­не­цо­ва, Ф. П. Фи­ли­на, Вы­сот­ско­го, И. А. Ос­со­вец­ко­го, Л. И. Ба­ран­ни­ко­вой, Л. Л. Ка­сат­ки­на, В. И. Со­бин­ни­ко­вой, С. В. Бром­лей, Л. Н. Бу­ла­то­вой, И. Б. Кузь­ми­ной, Е. В. Нем­чен­ко, Н. Н. Пше­нич­но­вой и др.

К кон. 1940-х – нач. 1950-х гг. в не­драх рус. диа­лек­то­ло­гии сло­жи­лось са­мо­сто­ят. на­уч. на­прав­ле­ние – лин­гвис­ти­че­ская гео­гра­фия, ядром ко­то­рой ста­ла ти­по­ло­гия ди­ал. раз­ли­чий. Боль­шую роль в раз­ви­тии это­го на­прав­ле­ния сыг­ра­ла кни­га К. Ф. За­ха­ро­вой и В. Г. Ор­ло­вой «Диа­лект­ное чле­не­ние рус­ско­го язы­ка» (1970). Во­пло­ще­ние тео­рии ди­ал. раз­ли­чий – ре­гио­наль­ные ат­ла­сы, а также соз­дан­ный на их ба­зе «Диа­лек­то­ло­ги­че­ский ат­лас рус­ско­го язы­ка. Центр ев­ро­пей­ской час­ти СССР» (под об­щей ред. Р. И. Ава­не­со­ва и С. В. Бром­лей, вып. 1–3, 1986–96), в связи с работой над которым сформировалась московская школа лингвистической географии; см. также Ат­лас диа­лек­то­ло­ги­че­ский. Ди­ал. раз­ли­чия рус. язы­ка изу­ча­ют­ся и в кон­тек­сте вост.-слав. свя­зей. Из­да­ёт­ся свод­ный «Сло­варь рус­ских на­род­ных го­во­ров» (вып. 1–44–, 1965–2011–), соз­да­ны сло­ва­ри рус. го­во­ров ря­да ре­гио­нов.

С сер. 20 в. в Р. фор­ми­ру­ет­ся са­мо­сто­ят. нау­ка – ис­то­рия рус­ско­го ли­те­ра­тур­но­го язы­ка, по­лу­чив­шая своё во­пло­ще­ние в тру­дах А. А. Шахматова, С. П. Обнорского, В. В. Ви­но­гра­до­ва [«Очер­ки по ис­то­рии рус­ско­го ли­те­ра­тур­но­го язы­ка XVII–XIX вв.» (1934) и др.], Л. А. Бу­ла­хов­ско­го, Ф. П. Филина, Ю. С. Со­ро­ки­на, Л. Л. Ку­ти­ной, Б. А. Ус­пен­ско­го, Г. Хюттль-Фольтер (Ворт), Д. Ворта, А. А. Алексеева, В. П. Вом­пер­ско­го, В. М. Живова и др., в ря­де ву­зов­ских кур­сов. С этой нау­кой не­по­сред­ст­вен­но смы­ка­ет­ся изу­че­ние язы­ка ху­до­же­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры, язы­ка пи­са­те­лей, сти­ли­сти­ки (Ви­но­гра­дов, Г. О. Ви­но­кур, Б. А. Ла­рин, Б. В. То­ма­шев­ский, Ю. Н. Ты­ня­нов, Б. М. Эй­хен­ба­ум, позд­нее В. П. Гри­горь­ев, Н. А. Ко­жев­ни­ко­ва, М. Н. Ко­жи­на и др.).

К сер. 20 в. в сфе­ре Р. сло­жи­лась само­сто­ят. нау­ка – лек­си­ко­ло­гия. Её ста­нов­ле­ние тес­но свя­за­но с раз­ви­ти­ем лек­си­ко­гра­фии. Вы­шли в свет: «Тол­ко­вый сло­варь рус­ско­го язы­ка» под ред. Д. Н. Уша­ко­ва (т. 1–4, 1935–40), ака­де­мич. «Сло­варь со­вре­мен­но­го рус­ско­го ли­те­ра­тур­но­го язы­ка» (т. 1–17, 1948–65), «Сло­варь рус­ско­го язы­ка» С. И. Оже­го­ва [1949; на­чи­ная с 9-го изд. (1972) – под ред. Н. Ю. Шве­до­вой; 23-е изд., 1990; про­дол­же­ние это­го сло­ва­ря – «Сло­варь рус­ско­го язы­ка» Оже­го­ва и Шве­до­вой (1993; 3-е изд., 1995)], «Сло­варь рус­ско­го язы­ка» под ред. А. П. Ев­гень­е­вой (т. 1–4, 1957–61; 3-е изд., 1985–88). Эти сло­ва­ри сти­му­ли­ро­ва­ли раз­ви­тие мно­гих тео­ре­тич. ис­сле­до­ва­ний по во­про­сам лек­си­ко­ло­гии и лек­сич. се­ман­ти­ки: по ти­по­ло­гии лек­сич. зна­че­ний, се­ман­тич. струк­ту­ре сло­ва, сис­тем­но­сти в лек­си­ке, внутр. уст­рой­ст­ву лек­сич. со­ста­ва язы­ка, ис­то­рии отд. слов, групп слов и це­лых лек­сич. клас­сов. Соз­да­ют­ся сло­ва­ри раз­ных ти­пов: тол­ко­вые, идеографич., грам­ма­тич., сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные, си­но­ни­мич., фра­зео­ло­гич., ас­со­циа­тив­ные и др. В 1956–61 вы­шел 4-том­ный «Сло­варь язы­ка Пуш­ки­на» под об­щей ред. В. В. Ви­но­гра­до­ва (до­пол­нит. том «Но­вые ма­те­риа­лы к сло­ва­рю А. С. Пуш­ки­на» опубл. в 1982). Пуб­ли­ку­ют­ся фун­дам. ис­то­рич. сло­ва­ри (опи­сы­ваю­щие ис­то­рию слов рус. язы­ка) 11–17 вв., 11–14 вв., 18 в., эти­мо­ло­гич. сло­ва­ри. Ре­зуль­та­том боль­шой со­вме­ст­ной лек­си­ко­ло­гич. и лек­си­ко­гра­фич. ра­бо­ты ста­ло ут­вер­жде­ние те­зи­сов о сис­тем­ной ор­га­ни­за­ции лек­си­ки, о су­ще­ст­во­ва­нии раз­ных ти­пов её клас­сов и под­клас­сов, о на­ли­чии в сло­ве раз­но­ха­рак­тер­ных и раз­но­на­прав­лен­но дей­ст­вую­щих по­тен­циа­лов, о разл. при­ро­де тех за­ко­нов, ко­то­ры­ми дви­жет­ся раз­ви­тие сло­вар­но­го со­ста­ва язы­ка. Боль­шое зна­че­ние для ис­то­рич. лек­си­ко­ло­гии и тео­рии сло­ва име­ет по­смерт­ная пуб­ли­ка­ция мо­но­гра­фии Ви­но­гра­до­ва «Ис­то­рия слов» (1994). В тес­ной свя­зи с лек­си­ко­гра­фи­ей и лек­си­ко­ло­ги­ей на­хо­дит­ся нау­ка о рус. идио­ма­ти­ке – фра­зео­ло­гия. В раз­ви­тии всех этих об­лас­тей Р. важ­ную роль сыг­ра­ли тру­ды Ви­но­гра­до­ва, Г. О. Ви­но­ку­ра, В. Н. То­по­ро­ва, Л. В. Щер­бы, Оже­го­ва, Д. Н. Шме­лё­ва, Шведовой, А. И. Мо­лот­ко­ва, В. П. Жу­ко­ва, А. М. Баб­ки­на, Ю. С. Со­ро­кина, Л. Л. Ку­ти­ной, Ю. Д. Ап­ре­ся­на, Л. А. Но­ви­ко­ва, П. Н. Де­ни­со­ва, В. Н. Те­лии и др. Лек­си­ко­гра­фич. во­пло­ще­ние по­лу­ча­ют ре­зуль­та­ты ис­сле­до­ва­ний о нор­ме язы­ко­вой, о куль­ту­ре ре­чи: из­да­но мно­го раз­ных нор­ма­тив­ных сло­ва­рей – ор­фо­гра­фич., ор­фо­эпич., ак­цен­то­ло­гич., сло­ва­ри труд­но­стей рус. язы­ка, раз­но­об­раз­ные учеб­ные сло­ва­ри.

С сер. 20 в. ак­тив­но раз­ра­ба­ты­ва­ют­ся на­прав­ле­ния, свя­зан­ные с изу­че­ни­ем грам­ма­тич. строя и за­ко­нов рус. сло­во­об­ра­зо­ва­ния, сти­му­ли­ро­ван­ные мо­но­гра­фич. ис­сле­до­ва­ния­ми В. В. Ви­но­гра­до­ва, а так­же вы­хо­дом в свет трёх ака­де­мич. грам­ма­тик рус. язы­ка (1952–54, 1970, 1980). Ста­нов­ле­ние са­мо­сто­ят. нау­ки о рус. сло­во­об­ра­зо­ва­нии в зна­чит. сте­пе­ни свя­за­но с по­яв­ле­ни­ем в 1946 ста­тьи Г. О. Ви­но­ку­ра «За­мет­ки по рус­ско­му сло­во­об­ра­зо­ва­нию». Соз­да­ют­ся мо­но­гра­фич. тру­ды, дис­сер­та­ции, ста­тьи, по­свя­щён­ные рус. мор­фо­ло­гии, син­так­си­су и сло­во­об­ра­зо­ва­нию. На­ря­ду с тру­да­ми лин­гвис­тов ви­но­гра­дов­ской шко­лы (Н. С. По­спе­ло­ва, В. А. Бе­ло­шап­ко­вой, Н. Ю. Шве­до­вой, И. С. Улу­ха­но­ва, В. В. Ло­па­ти­на, И. И. Ков­ту­но­вой, Е. А. Зем­ской, Г. А. Зо­ло­то­вой и др.), рус. грам­ма­ти­ка и сло­во­об­ра­зо­ва­ние по­лу­ча­ют но­вые ин­тер­пре­та­ции в ра­бо­тах по об­ще­му язы­ко­зна­нию, а так­же в тру­дах лин­гвис­тов, об­ра­щаю­щих­ся к се­ма­сио­ло­гич., ло­гич., пси­хо­ло­гич. и праг­ма­тич. ас­пек­там опи­са­ния язы­ка (ра­бо­ты Ю. С. Сте­па­но­ва, Н. Д. Ару­тю­но­вой, В. Н. Те­лии, Ю. Н. Ка­рау­ло­ва, М. В. Ля­пон и др.). Фун­дам. опи­са­ния ви­до­вой сис­те­мы рус. гла­го­ла при­над­ле­жат Ю. С. Мас­ло­ву и учё­ным его шко­лы (А. В. Бон­дар­ко, М. А. Ше­ля­кин и др.). Боль­шое зна­че­ние име­ют грам­ма­тич. тру­ды А. А. За­лиз­ня­ка, осу­ще­ст­вив­ше­го в мор­фо­ло­гии мо­но­гра­фич. и лек­си­ко­гра­фич. опи­са­ния те­зау­рус­но­го, поч­ти ис­чер­пы­ваю­ще­го ха­рак­те­ра: «Рус­ское имен­ное сло­во­из­ме­не­ние» (1967), «Грам­ма­ти­че­ский сло­варь рус­ско­го язы­ка» (1977; 5-е изд., 2008). С раз­ных сто­рон и с раз­ных тео­ре­тич. по­зи­ций ис­сле­ду­ет­ся син­так­сич. строй рус. язы­ка – соб­ст­вен­но син­так­сис и его свя­зи с лек­си­кой и лек­сич. се­ман­ти­кой, син­так­сис тек­ста. Здесь боль­шую роль сыг­ра­ли син­так­сич. раз­де­лы двух по­след­них ака­де­мич. грам­ма­тик, вы­звав­шие ши­ро­кую дис­кус­сию («Ак­ту­аль­ные про­бле­мы рус­ско­го син­так­си­са», 1984). Осо­бые на­прав­ле­ния син­так­сич. и лек­си­ко-син­так­сич. ис­сле­до­ва­ний, на­прав­лен­ных на уг­луб­лён­ный ана­лиз кон­тек­сту­аль­ных ус­ло­вий функ­цио­ни­ро­ва­ния сло­ва, пред­став­ле­ны в тру­дах И. А. Мель­чу­ка, Ю. Д. Ап­ре­ся­на, Е. В. Па­ду­че­вой и др. Раз­ви­ва­ет­ся функ­цио­наль­ная грам­ма­ти­ка, раз­ра­ба­ты­ва­ют­ся во­про­сы опи­сания грам­ма­тич. строя, иду­ще­го не «от фор­мы», а от «зна­че­ний», язы­ко­вых смы­слов. По­ис­ки ре­ше­ния по­став­лен­ной ещё Л. В. Щер­бой за­да­чи «на­пи­сать ак­тив­ную грам­ма­ти­ку» идут в раз­ных на­прав­ле­ни­ях; в 1987–94 вы­шли в свет 4 то­ма «Тео­рии функ­цио­наль­ной грам­ма­ти­ки» под ред. Бон­дар­ко, опи­раю­щей­ся на тео­рию функ­цио­наль­но-се­ман­тич. по­лей.

С этим на­прав­ле­ни­ем смы­ка­ют­ся ис­сле­до­ва­ния, по­свя­щён­ные язы­ко­вой лич­но­сти и тем ас­со­циа­ци­ям, ко­то­рые оп­реде­ля­ют её язы­ко­вое по­ве­де­ние (Ю. Н. Ка­рау­лов и др.). Мно­гие грам­ма­тич. и лек­си­ко-грам­ма­тич. ис­сле­до­ва­ния осу­ще­ст­в­ля­ют­ся ру­си­ста­ми в со­цио­лин­гви­стич. ас­пек­те (см. Со­цио­лин­гви­сти­ка); ак­тив­ные про­цес­сы в язы­ке ис­сле­ду­ют­ся в свя­зи с но­вей­шей ис­то­ри­ей об­ще­ст­ва, с про­ис­хо­дя­щи­ми в нём со­ци­аль­ны­ми и куль­тур­ны­ми пре­об­ра­зо­ва­ния­ми (Д. Н. Шме­лёв, Л. П. Кры­син, Л. И. Сквор­цов, Е. А. Зем­ская, Л. К. Грау­ди­на, Е. Н. Ши­ря­ев и др.).

С 1960-х гг. воз­рос­ло вни­ма­ние к строе­нию рус. разг. ре­чи (Т. Г. Ви­но­кур, Н. Ю. Шве­до­ва, О. Б. Си­ро­ти­ни­на, Е. А. Зем­ская, О. А. Лап­те­ва, М. В. Ки­тай­го­род­ская и др.). На­ча­ло ис­сле­до­ва­ни­ям рус. диа­ло­гич. ре­чи по­ло­же­но Л. П. Яку­бин­ским.

Раз­ви­тие ис­сле­до­ва­ний в об­лас­ти фо­не­ти­ки и фо­но­ло­гии в 20–21 вв. свя­за­но с име­на­ми Р. И. Ава­не­со­ва, В. Н. Си­до­ро­ва, А. А. Ре­фор­мат­ско­го, С. С. Вы­сот­ско­го, М. В. Па­но­ва (см. так­же Мо­с­ков­ская фо­но­ло­ги­че­ская шко­ла) и Л. В. Щер­бы, Л. Р. Зин­де­ра, М. И. Ма­ту­се­вич, Л. В. Бон­дар­ко [см. так­же Ле­нин­град­ская (пе­тер­бург­ская) фо­но­ло­ги­че­ская шко­ла]. Уг­луб­лён­но изу­ча­ет­ся сис­те­ма рус. ин­то­на­ции [Т. М. Ни­ко­лае­ва, Е. А. Брыз­гу­но­ва, Р. Ф. Ка­сат­ки­на (Пау­фо­ши­ма), С. В. Код­за­сов и др.] и ак­цен­туа­ции (А. А. За­лиз­няк, В. А. Ды­бо, В. А. Редь­кин, В. Л. Во­рон­цо­ва и др.).

Рус. нау­ка о рус. язы­ке ока­зы­ва­ла и ока­зы­ва­ет боль­шое влия­ние на раз­ви­тие Р. в др. стра­нах, а так­же на изу­че­ние др. язы­ков, на ис­сле­до­ва­ния по об­ще­му язы­ко­зна­нию. Боль­шую роль в раз­ви­тии язы­ко­зна­ния сыг­ра­ли та­кие рус. лин­гвис­ты, как по­не­во­ле по­ки­нув­шие ро­ди­ну Н. С. Тру­бец­кой, С. О. Кар­цев­ский, Р. О. Якоб­сон, А. В. Иса­чен­ко, Л. В. Ко­пец­кий. Влия­ние совр. отеч. Р. ска­зы­ва­ет­ся на ис­сле­до­ва­ни­ях мно­гих за­ру­беж­ных лин­гвис­тов, ус­пеш­но раз­ра­ба­ты­ваю­щих во­про­сы рус. ак­цен­то­ло­гии, сло­во­об­ра­зо­ва­ния, мор­фо­ло­гии, син­так­си­са.

Русистика за рубежом

Прак­тич. изу­че­ние разг. рус. язы­ка в 14–17 вв. оп­реде­ля­лось ну­ж­да­ми тор­гов­ли и ди­пло­ма­тии, от это­го пе­рио­да со­хра­ни­лось несколько прак­тич. грам­ма­тик и гл. обр. сло­ва­рей, со­став­лен­ных нем­ца­ми, фран­цу­за­ми, скан­ди­на­ва­ми. Раз­ви­ва­лось изу­че­ние по­ли­тич. и об­ществ. ус­та­нов­ле­ний в Рос­сии. В 18 в., ко­гда Рос­сия ста­ла влиятельной ев­роп. дер­жа­вой, этот ин­те­рес уси­лил­ся. С 19 в. в сфе­ру ев­роп. вни­ма­ния во­шла клас­сич. рус. лит-ра.

Пер­вы­ми сре­ди ино­стран­цев, на­чав­ших на­уч. изу­че­ние рус. язы­ка, бы­ли на­хо­див­шие­ся на служ­бе в Рос­сии Мак­сим Грек и Ю. Кри­жа­нич, ко­то­рые изу­ча­ли язык, ра­бо­та­ли над пе­ре­во­да­ми цер­ков­ных книг и др. До нач. 19 в. изу­че­ние рус. язы­ка ве­лось по мо­де­лям ев­роп. грам­ма­тик: сна­ча­ла греч., с 16 в. лат., в 18 в. по об­раз­цу уни­вер­саль­ной грам­ма­ти­ки. Раз­ви­тие срав­нит.-ис­то­рич. язы­ко­зна­ния спо­соб­ст­во­ва­ло ак­тив­но­му раз­ви­тию Р. в Рос­сии. В этом про­цес­се не­ма­ло­важ­ную роль сыг­ра­ли тру­ды иностр. учё­ных, ра­бо­тав­ших в Рос­сии: О. Бро­ка (Нор­ве­гия), И. Ю. Мик­ко­лы, Р. Ко­шу­ти­ча (Юго­сла­вия), М. Фас­ме­ра, Т. Тор­бь­ёрн­с­со­на (Шве­ция), В. Ман­сик­ки (Фин­лян­дия), Б. Ун­бе­гау­на, А. Ма­зо­на и др. На ру­бе­же 19–20 вв. все рус. ун-ты име­ли иностр. сту­ден­тов, спе­циа­ли­зи­ро­вав­ших­ся в об­лас­ти Р. и впо­след­ст­вии об­ра­зо­вав­ших нац. шко­лы Р. у се­бя на ро­ди­не. Это взаи­мо­влия­ние рос. и нац. школ ста­ло по­сто­ян­ным. Так, напр., А. Бе­лич по­лу­чил рус. фи­ло­ло­гич. об­ра­зо­ва­ние. Кни­га Ко­шу­ти­ча «Грам­ма­ти­ка рус­ско­го язы­ка» (т. 1: «Фо­не­ти­ка») из­да­на в 1919 в Пет­ро­гра­де Рос. АН по ре­ко­мен­да­ции А. А. Шах­ма­то­ва.

На­уч. сла­ви­сти­ка воз­ник­ла в 1-й пол. 19 в., сфор­ми­ро­вав­шись в свя­зи с раз­ви­ти­ем срав­нит.-ис­то­рич. ме­то­да; на­ча­лись ис­сле­до­ва­ния по срав­нит.-ис­то­рич. грам­ма­ти­ке слав. язы­ков, в т. ч. рус­ско­го. Во мно­гих ун-тах от­кры­лись ка­фед­ры сла­вя­но­ве­де­ния. Важ­ней­шей ча­стью сла­ви­сти­ки со 2-й пол. 19 в. ста­ла Р., ко­то­рая в ка­че­ст­ве са­мо­сто­ят. на­уч. дис­ци­п­ли­ны офор­ми­лась пре­ж­де все­го в слав. стра­нах. Её ос­но­ва­те­ля­ми бы­ли А. Бе­лич, Р. На­хти­гал (Юго­сла­вия), В. Ягич, В. Вон­д­рак (Че­хо­сло­ва­кия) и др.; в Ве­ли­ко­бри­та­нии – Ф. Три­тен, В. Мор­филл, во Фран­ции – Л. Ле­же, П. Бу­айе, в Ита­лии – Э. Ло Гат­то, в Ав­ст­ро-Венг­рии – О. Аш­бот. Ус­той­чи­вые тра­ди­ции уни­вер­си­тет­ской Р. сло­жи­лись пре­ж­де все­го во Фран­ции (ка­фед­ра Р. в Шко­ле жи­вых вост. язы­ков с 1877) и в Ве­ли­ко­бри­та­нии; в нач. 20 в. рус. язык и лит-ра ста­ли пред­ме­та­ми пре­по­да­ва­ния, пер­во­на­чаль­но в стра­нах, где бы­ла боль­шая рус. эмиг­ра­ция (Фран­ция, Ка­на­да, США). Зна­чит. роль в раз­ви­тии Р. за ру­бе­жом, осо­бен­но в ев­роп. стра­нах, сыг­ра­ла праж­ская лин­гвис­ти­че­ская шко­ла.

В 20 в., и осо­бен­но по­сле Вел. Отеч. вой­ны, рус. язык стал од­ним из т. н. ми­ро­вых язы­ков. В свя­зи с этим во мно­гих стра­нах воз­ник­ла не­об­хо­ди­мость в проф. под­го­тов­ке ру­си­стов, ак­ти­ви­зи­ро­ва­лись на­уч. изы­ска­ния, свя­зан­ные с пре­по­да­ва­ни­ем рус. язы­ка.

На ос­но­ве сло­жив­ших­ся на­уч. тра­ди­ций и в свя­зи с со­цио­куль­тур­ны­ми, эко­но­мич. и об­ще­ст­вен­но-по­ли­тич. тре­бо­ва­ния­ми вре­ме­ни воз­ник­ли разл. нац. шко­лы Р., мно­гие из ко­то­рых по-преж­не­му раз­ви­ва­ют­ся в рам­ках сла­ви­сти­ки.

Свои шко­лы Р. есть в слав. стра­нах: в Поль­ше (пер­вая ка­фед­ра Р. ор­га­ни­зова­на в 1947 во Вроц­ла­ве Л. Ос­сов­ским, за­тем в выс­ших учеб­ных за­ве­де­ни­ях Кра­ко­ва, Вар­ша­вы, Лод­зи и др. го­ро­дов), Че­хии и Сло­ва­кии (раз­ви­ва­ет­ся с 19 в.), Бол­га­рии, стра­нах быв. Юго­сла­вии.

В Гер­ма­нии, Фран­ции, Ис­па­нии и Ита­лии сла­ви­сти­ка и Р. ста­ли са­мо­сто­ят. на­уч. на­прав­ле­ния­ми к нач. 20 в., в анг­ло­языч­ных стра­нах (США, Ве­ли­ко­бри­та­нии, Ка­на­де, Ав­ст­ра­лии) – по­сле 1945. В Сканд. стра­нах (Да­нии, Нор­ве­гии, Шве­ции, Фин­лян­дии) ин­те­рес к Р. су­ще­ст­ву­ет с 18 в. В ази­ат. ре­гио­не (Ки­тае, Ин­дии, Вьет­на­ме, Кам­бод­же, Япо­нии и др.) он уси­лил­ся по­сле 2-й ми­ро­вой вой­ны. В стра­нах Аф­ри­ки, Ближ­не­го Вос­то­ка и Лат. Аме­ри­ки Р. раз­ви­ва­ет­ся (осо­бен­но ак­тив­но с 1960-х гг.) пре­ж­де все­го как при­клад­ная дис­ци­п­ли­на.

Боль­шую роль в обу­че­нии рус. язы­ку, в изу­че­нии лит-ры и куль­ту­ры Рос­сии за ру­бе­жом, в со­вер­шен­ст­во­ва­нии ме­то­дов пре­по­да­ва­ния, в по­вы­ше­нии ква­ли­фи­ка­ции пре­по­да­ва­те­лей иг­ра­ет со­здан­ная в 1967 Ме­ж­ду­на­род­ная ас­со­циа­ция пре­по­да­ва­те­лей рус­ско­го язы­ка и ли­те­ра­ту­ры, а так­же дея­тель­ность Ин-та рус. язы­ка им. А. С. Пуш­ки­на.

Лит.: Бу­лич С. К. Очерк ис­то­рии язы­ко­зна­ния в Рос­сии. СПб., 1904. Т. 1: XIII в. – 1825 г.; Кар­ский Е. Ф. Очерк на­уч­ной раз­ра­бот­ки рус­ско­го язы­ка в пре­де­лах СССР. Л., 1926; Бар­ху­да­ров С. Г. Рус­ская лек­си­ко­гра­фия // Со­вет­ское язы­ко­зна­ние за 50 лет. М., 1967; Фи­лин Ф. П. Со­вет­ской ру­си­сти­ке 50 лет // Там же; Изу­че­ние грам­ма­ти­че­ско­го строя рус­ско­го язы­ка // Тео­ре­ти­че­ские про­бле­мы со­вет­ско­го язы­ко­зна­ния. М., 1968; Бе­ре­зин Ф. М. Очер­ки по ис­то­рии язы­ко­зна­ния в Рос­сии (ко­нец XIX – на­ча­ло XX в.). М., 1968; он же. Рус­ское язы­ко­зна­ние кон­ца XIX – на­ча­ла XX в. М., 1976; Ре­фор­мат­ский А. А. Из ис­то­рии оте­че­ст­вен­ной фо­но­ло­гии: Очерк: Хре­сто­ма­тия. М., 1970; Ус­пен­ский Б. А. Пер­вая рус­ская грам­ма­ти­ка на род­ном язы­ке: До­ло­мо­но­сов­ский пе­ри­од оте­че­ст­вен­ной ру­си­сти­ки. М., 1975; Бу­ла­хов М. Г. Вос­точ­но­сла­вян­ские язы­ко­ве­ды: Био­биб­лио­гра­фи­че­ский сло­варь. Минск, 1976–1978. Т. 1–3; Ви­но­гра­дов В. В. Ис­то­рия рус­ских лин­гвис­ти­че­ских уче­ний. 2-е изд. М., 2005; Куз­не­цов П. С. У ис­то­ков рус­ской грам­ма­ти­че­ской мыс­ли. 2-е изд. М., 2011; Ави­ло­ва Н. С., Чер­ка­со­ва Е. Т., Шве­до­ва Н. Ю. Биб­лио­гра­фи­че­ский ука­за­тель ли­те­ра­ту­ры по рус­ско­му язы­ко­зна­нию с 1825 по 1880 г. М., 1954–1959. Вып. 1–8.

Вернуться к началу