ЛИ́ЧНОСТЬ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛИ́ЧНОСТЬ, одно из центр. понятий философии и психологии, человек, рассматриваемый преим. как автономный носитель и субъект культуры, исторически сложившихся форм мироотношения, которые он реализует в своей деятельности. Наряду с этим в психологии распространено также понимание Л. как индивидуальности, прижизненно складывающейся устойчивой структуры специфич. психологич. особенностей индивида, лежащей в основе характерных для него форм поведения.
Историческое развитие понятия личности
В классич. латыни слово «Л.» (persona) обозначало прежде всего «маску» (ср. рус. «личина») – слепок с лица предка, ритуальную маску и театральную, исполняющую роль резонатора, служащего для усиления звука голоса; связанная с этим традиция возводить данное слово к глаголу personare – «громко звучать» несостоятельна с лингвистич. точки зрения, т. к. гласный «о» в этих словах имеет разл. долготу. В Средневековье это слово интерпретировали как «звучать через себя» (per se sonare) – персоной, т. о., является тот, кто обладает собств. голосом (Bonaventura, 2 Sent. 3, p. 1, а. 2, q. 2). Др. популярная ср.-век. этимология, ложно приписываемая Исидору Севильскому, – per se una (единая сама по себе). Совр. исследователи возводят это слово к этрусскому fersu (маска), по-видимому, восходящему к греч. πρόσωπον (лицо, передняя часть, маска).
Persona является фундам. понятием рим. юриспруденции (наряду с «вещью» и «действием»), обозначая человека как индивида, занимающего конкретное положение в социуме, в то время как homo (человек) обозначает его как экземпляр вида, a caput (голова) – как единицу, облагаемую податями или несущую воен. обязанность. В таком смысле слово persona употребляется у Цицерона, который различает четыре «личины», возложенные природой на человека: он обладает «разумом и сознанием», т. е. признаками человеческого рода, относится к определённому типу характера, живёт в конкретной среде в определённых обстоятельствах и избирает некую профессию или же образ жизни; при этом каждый «должен быть верен своей натуре» (трактат «Об обязанностях», кн. I, 109–120). Марк Аврелий призывал каждого создать свою собств. персону.
В контексте тринитарных споров в христианском богословии слово persona впервые было употреблено Тертуллианом (Adv. Praxean), в его формуле триединства tres personae – una substantia («три лица – одна субстанция»). В напряжённых богословских дискуссиях, важными вехами которых стали Никейский (325) и Халкидонский (451) соборы, выработалась окончат. формула: «единство (Бога) в трёх лицах и одно лицо (Христа) в двух природах (человеческой и божественной)» (в греч. традиции в данном контексте использовалось слово ипостась, значительно реже – πρόσωπον). Боэций в христологич. трактате «Против Евтихия и Нестория» дал определение Л., надолго ставшее классическим: «индивидуальная субстанция разумной природы» (naturae rationalis individua substantia). Ришар Сен-Викторский, считая определение Боэция не вполне адекватным, поскольку субстанция отвечает на вопрос «что?», а личность – на вопрос «кто?», дал такое определение: «несообщаемое существование разумной природы» (intellectualis naturae incommunicabilis existentia). Александр Гэльский на основании деления сущего на физическое, рациональное и моральное провёл различие соответственно между субъектом, индивидом и личностью: каждая Л. есть индивид и субъект, но только обладание особым достоинством делает субъект личностью. Фома Аквинский, провозгласивший Л. «тем, что является наиболее совершенным во всей природе», считал существенным для Л. быть господином своих действий, «действовать, а не приводиться в действие» (S. Th. I, 29, 3 и 1).
В философии и культуре Возрождения Л. стала отождествляться прежде всего с яркой, многосторонней индивидуальностью, способной достичь всего, что захочет.
В центре концепции Л. у Дж. Локка – феномен самосознания, сопровождающего всякий акт мышления и обеспечивающего тождество Я благодаря способности Л. вспоминать о своих предшествующих состояниях. Для И. Канта, давшего обоснование понятия Л. в сфере практической философии, Л. основана на способности человека действовать в соответствии с универсальным моральным законом, что даёт ей свободу по отношению к механизму природы; она есть не средство, а «цель сама по себе», и требование относиться к человеку в соответствии с этим – высший этич. принцип Канта. И. Г. Фихте выделил отношение с Другим как конститутивное для Л.: «сознание Я» и «бытие личностью» могут возникнуть, только если Я затребовано к действию Другим, противостоящим Я по праву своей свободы. Г. В. Ф. Гегель развивал эту идею Фихте в своём анализе отношений «господина» и «раба» в «Феноменологии духа», согласно которому бытие личностью предполагает признание, исходящее от Другого. Понимание Л. как неповторимой индивидуальности (см. Индивид), восходящее к учению Г. В. Лейбница о монадах, стало одной из основополагающих идей нем. романтизма (Ф. Шлегель, Ф. Шлейермахер и др.).
В феноменологии нач. 20 в. Л. рассматривается как единство непосредств. переживания и соответственно как исходный пункт интенциональных актов (Э. Гуссерль), как центр осуществляемых ею многообразных актов – не только познавательных, но прежде всего волевых и эмоциональных, в конкретном сцеплении которых и реализуется бытие личности (М. Шелер).
В связи с осмыслением процессов деперсонализации в массовом обществе 20 в. традиц. концепция Л. была поставлена под вопрос (бессознательное как источник человеческих действий, «бегство от свободы» и социальной ответственности – в разл. версиях психоанализа, «смерть субъекта» в постмодернизме и т. п.). В философии экзистенциализма проявления Л. связываются с «пограничными» (К. Ясперс), или предельными, ситуациями – осознания конечности бытия, борьбы и страдания, близости смерти, необходимости принимать жизненно важные решения, когда человек обретает способность брать на себя ответственность. Представители персонализма (Э. Мунье, Н. А. Бердяев, Ж. Маритен, П. Рикёр и др.) рассматривали Л. в её деятельном выражении в труде, творчестве, общении и любви. Тезис Р. Декарта «Мыслю, следовательно, существую» Мунье переформулировал как «Люблю, следовательно, существую». Согласно Маритену, человека в его повседневном бытии, в ситуации отпадения от Бога можно рассматривать лишь как объект; только обращение к Богу позволяет вместить всё многообразие человеческой Л. В т. н. диалогической философии (М. Бубер, Ф. Розенцвейг, О. Розеншток-Хюсси, Г. Марсель, Э. Левинас, М. М. Бахтин) Л. возникает в процессе межличностного диалога, ведущегося между Я и Ты, в противовес субъект-объектному отношению Я – Оно, при этом в качестве Ты выступает как другой человек, так и Бог («вечный Ты»). Взаимоотношение разл. Л. порождает особое межличностное единство – Мы. Человек, связанный лишь с миром вещей и идеологем – миром Оно, утрачивает личностное бытие. Принципиальная ответственность за Другого, без расчёта на взаимность, – это то, что делает человека Л. и моральным существом (Левинас).
Проблема Л. занимает важное место в совр. политич. и социальной теории. Так, Дж. Ролз видел основу справедливого общества в признании автономии личности, имеющей свободу и право реализовывать собств. представления о благе. Ю. Хабермас разрабатывает теорию универсального коммуникативного сообщества, построенного на уважительном и толерантном взаимодействии личностей и исключающего манипуляцию ими.
Изучение личности в психологии
В психологич. теориях Л. кон. 19 – нач. 20 вв. отражалась как берущая начало от Гиппократа медико-биологич. традиция выделения наблюдаемых индивидуальных различий, их измерения, классификации и построения типологий (Э. Кречмер, В. Штерн, А. Ф. Лазурский), так и идущая от этики и философии права гуманитарная традиция рассмотрения Л. в контексте ценностей, самоотношения и внутр. мира человека (У. Джеймс, Э. Шпрангер, К. Г. Юнг и др.). В нач. 20 в. были разработаны первые собственно психологич. методы экспериментального, клинич. и диагностич. изучения Л. Теории Л., созданные на их основе (К. Левин, Г. Олпорт, Г. Мюррей и др.), к кон. 1930-х гг. положили начало психологии Л. как особой отрасли науки. Тогда же был поставлен вопрос о персонологии – междисциплинарной науке о Л. (Штерн, Мюррей).
Проблема кажущейся несовместимости изучения Л. как уникальной индивидуальности и выделения общих закономерностей была разрешена Г. Олпортом, который предложил выявить законы формирования уникальности и сформулировал один из таких законов – принцип функциональной автономии, согласно которому из ограниченного числа общих для всех людей базовых мотивов в ходе индивидуального развития формируются новые, самобытные мотивы (см. Мотивации).
Могут быть выделены четыре осн. ориентации в психологич. исследованиях личности.
Психодинамическая ориентация, в центре которой стоит проблема бессознательных побудительных сил и причин поведения, их формирования в индивидуальной истории, влияния на психику и поведение, их осознания и контроля, возникновения психопатологич. симптомов на основе вытесненных (заблокированных) побуждений (психоанализ и др. направления глубинной психологии).
Экспериментально-психологическая ориентация, в центре которой – проблема количественного измерения отдельных личностных переменных, выявления их взаимосвязей и общей структуры, их устойчивости и изменчивости, влияния на поведение в соотношении с внешними ситуативными факторами, развития в онтогенезе, степени биологич. и социальной обусловленности (дифференциальная психология В. Штерна, динамич. теория К. Левина, факторная теория Р. Кеттела, социально-когнитивная теория А. Бандуры, теория интегральной индивидуальности В. С. Мерлина, теория установки Д. Н. Узнадзе и др.).
Гуманистическая ориентация, в центре которой стоят проблемы личностного роста, самоактуализации, ориентации на высшие ценности, поиска смысла жизни, аутентичности, свободы, ответственности, творчества, межличностного диалога, трансценденции, здоровья психологического, а также отклонений от здорового полноценного развития и его восстановления средствами психотерапии (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл и др. представители гуманистической психологии, экзистенциальной психологии и трансперсональной психологии).
Социокультурная ориентация, в центре которой находятся проблемы социальной обусловленности Л. и её проявлений, интериоризации зафиксированных в культуре ценностей, норм, стандартов поведения, средств деятельности, смыслов и т. п., развития Л. в онтогенезе через взаимодействие с социальными группами и общностями, эволюции личности в человеческой истории (культурно-историческая психология, психологическая антропология и др.).
Структура личности и её развитие
Концепции структуры Л. отличаются большим разнообразием, что связано с разл. подходами к Л. и методами её изучения. Л. не сводима к своей структуре – наряду с устойчивостью она содержит в себе тенденции к изменчивости, к преодолению любых фиксированных тенденций реагирования. Любые элементы и единицы анализа Л. являются гипотетич. конструктами, создаваемыми исследователями, чтобы объяснить взаимосвязь непосредственно наблюдаемых проявлений личности.
В изучении структуры Л. можно выявить пять исследовательских стратегий: 1) выделение целостных устойчивых типов Л. или её подструктур, восходящее к «Характерам» Теофраста и темпераментам Гиппократа. В 20 в. получили распространение теории Л., основанные на выявлении типов телосложения (Э. Кречмер), направленности Л. (Э. Шпрангер), ведущих психич. процессов (К. Г. Юнг), высшей нервной деятельности (И. П. Павлов) и др.; 2) поиск устойчивых измеряемых (прежде всего посредством личностных опросников) характеристик, обусловливающих относит. постоянство поведения во времени и в разных ситуациях, – черт личности, или диспозиций. Возникающие при этом методологич. проблемы связаны с тем, что выделение черт определяется не столько психологич. структурой Л., сколько структурой языка её описания. В сер. 20 в. развитие этой исследовательской стратегии было связано с применением факторного анализа (Р. Кеттел), позволившего интегрировать данные измерения отд. черт в единую структуру; 3) предложенная в нач. 20 в. З. Фрейдом психодинамич. стратегия: выделение «глубинных» элементов Л., обусловливающих индивидуальную направленность поведения, субъективный характер отношения к миру. Получили разработку проективные методы изучения Л., основанные на анализе своеобразного восприятия субъектом неоднозначных объектов и ситуаций. В дальнейшем предпринимались попытки описания структуры Л. в терминах таких элементов, как мотивы, комплексы, защитные механизмы личности, смыслы, личностные конструкты (Дж. Келли), отношения; 4) интроспективная стратегия, основанная на феноменологич. описании Я, которое открывается при самоанализе – интроспекции (работы У. Джеймса, многочисл. исследования Я-концепции, образа Я, самооценки и др. аспектов идентичности); 5) стратегия изучения механизмов субъектности, саморегуляции и самодетерминации, оформившаяся лишь в кон. 20 в. Её предметом служат выбираемые субъектом стратегии объяснения событий и регуляции собств. действий, в частности локус контроля, атрибуция успехов и неудач, стратегии совладания и др. установки, лежащие в основе таких проявлений Л., как оптимизм, ответственность, автономия, устойчивость к неблагоприятным воздействиям и т. п.
Исторически появлению в человеческом обществе Л. как субъекта социальной деятельности предшествует этап развития, на котором жизнедеятельность индивидов всецело определяется системой внешних для них социальных регуляторов – ценностей, норм, запретов и т. п., выработанных родом, семьёй, общиной. Становление Л. связано с обособлением индивидов в своей деятельности от социального целого. В этом процессе происходит интериоризация и индивидуальное преломление социальных регуляторов, превращение их в регуляторы внутриличностные, становление индивидуально-избирательного отношения к действительности, находящего выражение в формировании целостной смысловой перспективы жизненного мира, которая и становится основанием деятельности индивида.
Развитие Л. в онтогенезе переплетается, но не совпадает с биологич. созреванием и со становлением позиции человека в системе социальных отношений (социальным взрослением). Начало его связано с выделением ребёнка из симбиотич. диады ребёнок – родитель. В дальнейшем процесс становления автономной Л. имеет два поворотных пункта: в младшем дошкольном возрасте, когда у ребёнка появляется осознание своего Я и своей способности противостоять внешнему давлению, ощущение себя субъектом своих действий («первое рождение личности»), и в подростковом возрасте, когда складывается самосознание, жизненная философия, формируется способность самому строить свою жизнь и свой характер в соответствии с индивидуальным представлением о себе и собств. системой ценностей («второе рождение личности»). Формирование способности к саморегуляции и самодетерминации и определяет в целом развитие личности.