Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РОЛЗ ДЖОН БОРДЛИ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 28. Москва, 2015, стр. 617

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. Б. Макеева

РОЛЗ Джон Борд­ли (21.2.1921, Бал­ти­мор – 24.11.2002, Лек­синг­тон), амер. фи­ло­соф. Учил­ся в Прин­стон­ском (1939–1943) и Окс­форд­ском (1952–53) ун-тах. Пре­по­да­вал в Прин­стон­ском (1950–52), Кор­нель­ском ун-тах (1953–59), Мас­са­чу­сет­ском тех­но­ло­гич. ин-те (1960–62), с 1962 проф. в Гар­вар­де.

В гл. соч. «Тео­рия спра­вед­ли­во­сти» («A theory of justice», 1971, рус. пер. 1995) Р. раз­ра­бо­тал тео­рию спра­вед­ливо­сти как че­ст­но­сти. В про­ти­во­вес ути­ли­та­риз­му, гос­под­ство­вав­ше­му в фи­ло­со­фии ли­бе­ра­лиз­ма и про­воз­гла­сив­ше­му наи­боль­шую поль­зу ка­ж­до­го чле­на об­ще­ст­ва выс­шим бла­гом, Р. пред­ло­жил де­он­то­ло­гич. под­ход, ос­но­вы­ваю­щий­ся на вос­хо­дя­щей к И. Кан­ту идее при­ори­те­та пра­ва (и, со­от­вет­ст­вен­но, спра­вед­ли­во­сти) над бла­гом. Об­щая идея Р. со­сто­ит в том, что пер­вич­ные со­ци­аль­ные бла­га (осн. гражд. пра­ва и сво­бо­ды, доход, бла­го­сос­тоя­ние, воз­мож­но­сти са­мо­реа­ли­за­ции и пол­но­мо­чия) долж­ны рас­пре­де­лять­ся по­ров­ну, ес­ли толь­ко пре­иму­ще­ст­вен­ное рас­пре­де­ле­ние не­ко­то­рых или всех этих благ не по­слу­жит вы­го­де наи­ме­нее бла­го­по­луч­ных чле­нов об­ще­ст­ва. Эта идея кон­кре­ти­зи­ру­ет­ся в ви­де двух прин­ци­пов спра­вед­ли­во­сти, вы­стро­ен­ных ие­рар­хи­че­ски. Со­глас­но пер­во­му прин­ци­пу (рав­ных сво­бод), «ка­ж­дый че­ло­век име­ет рав­ное пра­во на мак­си­маль­но ши­ро­кую сис­те­му рав­ных ос­нов­ных сво­бод, со­вмес­ти­мых с ана­ло­гич­ной сис­те­мой сво­бод для всех». Вто­рой прин­цип со­сто­ит из двух от­дель­ных: «со­ци­аль­ные и эко­но­ми­че­ские не­ра­вен­ст­ва долж­ны быть уре­гу­ли­ро­ва­ны та­ким об­ра­зом, что­бы они ве­ли к наи­боль­шей вы­го­де наи­ме­нее бла­го­по­луч­ных гра­ж­дан» (прин­цип раз­ли­чия) и «что­бы свя­зан­ные с ни­ми по­сты и долж­но­сти в об­ще­ст­ве бы­ли от­кры­ты для всех при ус­ло­вии че­ст­но­го со­блю­де­ния ра­вен­ст­ва воз­мож­но­стей» (прин­цип рав­ных воз­мож­но­стей). В сво­ей кон­цеп­ции Р. опи­рал­ся на идею об­ще­ст­вен­но­го до­го­во­ра, в ис­тол­ко­ва­нии ко­то­ро­го он ис­хо­дил из то­го, что его уча­ст­ни­ки в ус­ло­ви­ях ра­вен­ст­ва и сво­бо­ды дей­ст­вия сде­ла­ют ра­цио­наль­ный вы­бор в поль­зу та­ко­го рас­пре­де­ле­ния пер­вич­ных благ, ко­то­рое обес­пе­чи­ва­ет наи­луч­ший воз­мож­ный ва­ри­ант при са­мом не­бла­го­при­ят­ном ис­хо­де, т. е. вы­бе­рут пред­ла­гае­мые Р. прин­ци­пы спра­вед­ли­во­сти.

Кни­га Р. по­слу­жи­ла мощ­ным им­пуль­сом к воз­ро­ж­де­нию и об­нов­ле­нию ли­бераль­ной по­ли­тич. фи­ло­со­фии, став наи­бо­лее влия­тель­ной ра­бо­той в анг­ло­языч­ной фи­ло­со­фии 2-й пол. 20 в.

Соч.: Political liberalism. Columbia; N. Y., 1993; Идея бла­га и при­ори­тет пра­ва // Со­вре­мен­ный ли­бе­ра­лизм. М., 1998; The law of peoples. Camb. (Mass.), 1999; Lectures on the history of moral philosophy. Camb. (Mass.), 2000; Justice as fairness: A restate­ment. Camb. (Mass.), 2001; Lectures on the history of po­li­tical philosophy. Camb. (Mass.), 2007; Спра­вед­ли­вость как че­ст­ность // Ло­гос. 2006. № 1.

Лит.: Алек­сее­ва Т. А. Спра­вед­ли­вость: Мо­раль­но-по­ли­ти­че­ская фи­ло­со­фия Д. Ро­ул­са. М., 1992; Хеф­фе О. По­ли­ти­ка, пра­во, спра­вед­ли­вость. М., 1994; Ким­ли­ка У. Ли­бе­раль­ное ра­вен­ст­во // Со­вре­мен­ный ли­бе­ра­лизм. М., 1998; Freeman S. Rawls. L., 2007; Mand­le J. Rawls’s: A theory of justice. Camb., 2009.

Вернуться к началу