РОЛЗ ДЖОН БОРДЛИ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РОЛЗ Джон Бордли (21.2.1921, Балтимор – 24.11.2002, Лексингтон), амер. философ. Учился в Принстонском (1939–1943) и Оксфордском (1952–53) ун-тах. Преподавал в Принстонском (1950–52), Корнельском ун-тах (1953–59), Массачусетском технологич. ин-те (1960–62), с 1962 проф. в Гарварде.
В гл. соч. «Теория справедливости» («A theory of justice», 1971, рус. пер. 1995) Р. разработал теорию справедливости как честности. В противовес утилитаризму, господствовавшему в философии либерализма и провозгласившему наибольшую пользу каждого члена общества высшим благом, Р. предложил деонтологич. подход, основывающийся на восходящей к И. Канту идее приоритета права (и, соответственно, справедливости) над благом. Общая идея Р. состоит в том, что первичные социальные блага (осн. гражд. права и свободы, доход, благосостояние, возможности самореализации и полномочия) должны распределяться поровну, если только преимущественное распределение некоторых или всех этих благ не послужит выгоде наименее благополучных членов общества. Эта идея конкретизируется в виде двух принципов справедливости, выстроенных иерархически. Согласно первому принципу (равных свобод), «каждый человек имеет равное право на максимально широкую систему равных основных свобод, совместимых с аналогичной системой свобод для всех». Второй принцип состоит из двух отдельных: «социальные и экономические неравенства должны быть урегулированы таким образом, чтобы они вели к наибольшей выгоде наименее благополучных граждан» (принцип различия) и «чтобы связанные с ними посты и должности в обществе были открыты для всех при условии честного соблюдения равенства возможностей» (принцип равных возможностей). В своей концепции Р. опирался на идею общественного договора, в истолковании которого он исходил из того, что его участники в условиях равенства и свободы действия сделают рациональный выбор в пользу такого распределения первичных благ, которое обеспечивает наилучший возможный вариант при самом неблагоприятном исходе, т. е. выберут предлагаемые Р. принципы справедливости.
Книга Р. послужила мощным импульсом к возрождению и обновлению либеральной политич. философии, став наиболее влиятельной работой в англоязычной философии 2-й пол. 20 в.