СМЫСЛ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СМЫСЛ, сущностное содержание, конечная цель (ценность) чего-либо (С. жизни, С. истории и т. д.). В гуманитарных науках часто выступает как синоним значения, однако вместе с тем эти понятия употребляются как различные, особенно в философии и психологии. В логике разграничение С. и значения имени восходит к теории Г. Фреге («О смысле и значении» – «Über Sinn und Bedeutung», 1892, рус. пер. 2000), различавшего предметное значение (денотат) имени и его С. – заключённое в имени мысленное содержание, понимание которого является условием адекватного восприятия данного имени. С. в его разл. аспектах – одно из фундам. понятий филос. антропологии и гуманитарных дисциплин.
Предложенное Ф. Шлейермахером обоснование герменевтики как универсальной теории истолкования С. текстов получило дальнейшее развитие в методологич. проекте В. Дильтея, где понимание С. стало основополагающим методом «наук о духе» в отличие от естеств.-науч. «объяснения», характерного для «наук о природе». В русле такого подхода появляются понимающая психология (Дильтей, Э. Шпрангер) и понимающая социология (М. Вебер и др.; см. также Интерпретативная социология). В феноменологии Э. Гуссерля исходный анализ смысловой данности предмета в направленных на него актах сознания, различных по своему типу, получил завершение в концепции мира как горизонта интерсубъективных смыслополаганий. Поставленный рядом мыслителей 19 в. вопрос о «смысле жизни» конкретного человека, реализующемся в процессе его личного выбора (С. Кьеркегор, Л. Н. Толстой и др.), стал в 20 в. одним из центр. мотивов экзистенциальной философии (см. Экзистенциализм, Экзистенциальная психология).
В психоанализе З. Фрейда истолкование скрытого С. содержаний сознания и поведенческих проявлений открывает доступ к содержанию бессознательного, служащего источником смыслов. Понятие С. – одно из центральных в индивидуальной психологии А. Адлера, исходившего из целенаправленности любых поведенческих актов и бессознательных проявлений. Ключом к пониманию личности для Адлера является С. жизни, складывающийся у индивида уже в раннем детстве (к 4–5 годам).
В сер. 20 в. широкое распространение получила филос.-психологич. концепция В. Франкла, считавшего стремление к С. гл. потребностью человека и ведущей силой личностного развития. С. уникален, он находится в мире, в конкретных ситуациях, и каждый раз его нужно отыскивать заново, опираясь на совесть. Чувство утраты С. – экзистенциальный вакуум – лежит в основе многих видов личностных нарушений и социальных патологий.
В 1960–80-е гг. понятие С. используется как объяснительное в ряде психологич. теорий. В теории личности Дж. Ройса и А. Пауэлла личностный С., понимаемый как субъективная интерпретация жизни, венчает иерархич. модель личности. В теории поведения Ж. Нюттена С. коренится в отношениях между мотивацией и ситуацией, а поведение предстаёт как С., воплощённый в моторных реакциях. С. как результат индивидуальной интерпретации и категоризации ситуации рассматривается в информационном психоанализе Э. Петерфройнда, психоаналитич. феноменологии Дж. Атвуда и Р. Столороу, теории личностных конструктов Дж. Келли и его школы, интеракционистской концепции личности Д. Магнуссона и его сотрудников. Феноменологич. подход к анализу смыслов, извлекаемых из непосредств. переживаний, развит в психотерапии Ю. Джендлина. В теории самоорганизованного обучения Л. Томас и Ш. Харри-Аугстейн говорится в т. ч. о совместных смыслах, возникающих в пространстве диалога. Осмысление человеческих действий в широком социальном контексте характерно для этогенич. подхода Р. Харре, «социальной экологии» Дж. Шоттера. С кон. 20 в. расширяется поле эмпирич. исследований, особенно в позитивной психологии (Р. Баумайстер, П. Вонг и др.), где наличие и выраженность С. оказывается одним из гл. факторов душевного и телесного здоровья, устойчивости к действию стрессов и травматич. событий.
В рос. психологии к понятию С. одним из первых обратился Л. С. Выготский, поставивший проблему смыслового строения сознания. В работах А. Н. Леонтьева и его школы была разработана концепция С. как специфически человеческого механизма регуляции процессов деятельности и сознания. Ф. В. Бассин рассматривает С. как разновидность «значащих переживаний», являющихся, по его мнению, осн. предметом психологии. В трансперсональной теории сознания В. В. Налимова смыслы предстают как бесконечный непроявленный континуум, определённые фрагменты которого отбираются и оформляются погружённой в этот континуум личностью.