ПОНИМА́ЮЩАЯ ПСИХОЛО́ГИЯ
-
Рубрика: Философия
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПОНИМА́ЮЩАЯ ПСИХОЛО́ГИЯ (нем. verstehende Psychologie), направление в философии и психологии 1-й трети 20 в., поставившее своей задачей смысловое понимание душевной жизни человека в отличие от естественно-науч. каузального объяснения психич. явлений. Получило обоснование в кон. 19 в. в трудах В. Дильтея, термин введён Э. Шпрангером.
Важным импульсом для становления П. п. явилась сложившаяся в русле идей нем. романтизма герменевтика Ф. Шлейермахера. Одной из важнейших её задач Шлейермахер считал «психологическое» истолкование исследуемого текста в контексте конкретной жизни автора и его индивидуальности, присущего ему «способа восприятия предмета». В работах С. Кьеркегора, ставших в 20 в. одним из истоков экзистенциальной психологии, даётся психологич. анализ различных по своему смысловому содержанию форм отчаяния и страха.
Дильтей рассматривал психологию и антропологию как основополагающие дисциплины в системе «наук о духе». Отмеченное им во «Введении в науки о духе» («Einleitung in die Geisteswissenschaften», Bd 1, 1883) и сформулированное в «Идеях к описательной и расчленяющей психологии» («Ideenüber eine beschreibende und zergliedernde Psychologie», 1894) методологич. обоснование «описательной психологии», призванной дать целостное понимание душевной жизни, предполагает систематич. описание её «структурной взаимосвязи», остающейся неизменной на протяжении всей жизни человека (в поздних работах Дильтей предпочитал говорить именно о «структурной психологии»), её развития в смене возрастов, каждый из которых характеризуется определённым типом переживания, и её «приобретённой взаимосвязи», т. е. накопленного индивидом опыта, знаний, умений и т. п. Каждый из описанных Дильтеем «типов мировоззрения» (натурализм, объективный идеализм и идеализм свободы) отличается своим особым «настроением», раскрывающим мир соответственно в аспекте «ощущаемых», явленных вещей как мир «отношений, вытекающих из жизни чувств», и как объект волевых решений.
Подход, намеченный В. Дильтеем, стремился развивать Э. Шпрангер, выделивший шесть культурно-психологич. типов людей (человек теоретический, экономический, эстетический, социальный, властный, религиозный) с присущей каждому из них специфич. «смысловой взаимосвязью действий, переживаний и реакций». Эта типология определила и его педагогич. установки.
Идеи П. п. получили преломление в «понимающей психопатологии» К. Ясперса, философии М. Хайдеггера, психологич. концепции Л. Бинсвангера, в таких направлениях, появившихся после 2-й мировой войны, как гуманистическая психология, экзистенциальная психология и др.