Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПОНИМА́ЮЩАЯ ПСИХОЛО́ГИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 27. Москва, 2015, стр. 118

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Лызлов

ПОНИМА́ЮЩАЯ ПСИХОЛО́ГИЯ (нем. ver­s­tehende Psychologie), на­прав­ле­ние в фи­ло­со­фии и пси­хо­ло­гии 1-й тре­ти 20 в., по­ста­вив­шее сво­ей за­да­чей смы­сло­вое по­ни­ма­ние ду­шев­ной жиз­ни че­ло­ве­ка в от­ли­чие от ес­те­ст­вен­но-на­уч. кау­заль­но­го объ­яс­не­ния пси­хич. яв­ле­ний. По­лу­чи­ло обос­но­ва­ние в кон. 19 в. в тру­дах В. Диль­тея, тер­мин вве­дён Э. Шпран­ге­ром.

Важ­ным им­пуль­сом для ста­нов­ле­ния П. п. яви­лась сло­жив­шая­ся в рус­ле идей нем. ро­ман­тиз­ма гер­ме­нев­ти­ка Ф. Шлей­ер­махе­ра. Од­ной из важ­ней­ших её за­дач Шлей­ер­махер счи­тал «пси­хо­ло­ги­че­ское» ис­тол­ко­ва­ние ис­сле­дуе­мо­го тек­ста в кон­тек­сте кон­крет­ной жиз­ни ав­то­ра и его ин­ди­ви­ду­аль­но­сти, при­су­ще­го ему «спо­со­ба вос­при­ятия пред­ме­та». В ра­бо­тах С. Кьер­ке­го­ра, став­ших в 20 в. од­ним из ис­то­ков эк­зи­стен­ци­аль­ной пси­хо­ло­гии, да­ёт­ся пси­хо­ло­гич. ана­лиз раз­лич­ных по сво­ему смы­сло­во­му со­дер­жа­нию форм от­чая­ния и стра­ха.

Диль­тей рас­смат­ри­вал пси­хо­ло­гию и ан­тро­по­ло­гию как ос­но­во­по­ла­гаю­щие дис­ци­п­ли­ны в сис­те­ме «на­ук о ду­хе». От­ме­чен­ное им во «Вве­де­нии в нау­ки о ду­хе» («Einleitung in die Geisteswi­ssen­schaften», Bd 1, 1883) и сфор­му­ли­ро­ван­ное в «Иде­ях к опи­са­тель­ной и рас­чле­няю­щей пси­хо­ло­гии» («Ideenüber eine beschreibende und zergliedernde Psycho­logie», 1894) ме­то­до­ло­гич. обос­но­ва­ние «опи­са­тель­ной пси­хо­ло­гии», при­зван­ной дать це­ло­ст­ное по­ни­ма­ние ду­шев­ной жиз­ни, пред­по­ла­га­ет сис­те­ма­тич. опи­са­ние её «струк­тур­ной взаи­мо­свя­зи», ос­та­ю­щей­ся не­из­мен­ной на про­тя­же­нии всей жиз­ни че­ло­ве­ка (в позд­них ра­бо­тах Диль­тей пред­по­чи­тал го­во­рить имен­но о «струк­тур­ной пси­хо­ло­гии»), её раз­ви­тия в сме­не воз­рас­тов, ка­ж­дый из ко­то­рых ха­рак­те­ри­зу­ет­ся оп­ре­де­лён­ным ти­пом пе­ре­жи­ва­ния, и её «при­об­ре­тён­ной взаи­мо­свя­зи», т. е. на­ко­п­лен­но­го ин­ди­ви­дом опы­та, зна­ний, уме­ний и т. п. Ка­ж­дый из опи­сан­ных Диль­те­ем «ти­пов ми­ро­воз­зре­ния» (на­ту­ра­лизм, объ­ек­тив­ный идеа­лизм и идеа­лизм сво­бо­ды) от­ли­ча­ет­ся сво­им осо­бым «на­строе­ни­ем», рас­кры­ваю­щим мир со­от­вет­ст­вен­но в ас­пек­те «ощу­щае­мых», яв­лен­ных ве­щей как мир «от­но­ше­ний, вы­те­каю­щих из жиз­ни чувств», и как объ­ект во­ле­вых ре­ше­ний.

Под­ход, на­ме­чен­ный В. Диль­те­ем, стре­мил­ся раз­ви­вать Э. Шпран­гер, вы­де­лив­ший шесть куль­тур­но-пси­хо­ло­гич. ти­пов лю­дей (че­ло­век тео­ре­ти­че­ский, эко­но­ми­че­ский, эс­те­ти­че­ский, со­ци­аль­ный, вла­ст­ный, ре­ли­ги­оз­ный) с при­су­щей ка­ж­до­му из них спе­ци­фич. «смы­сло­вой взаи­мо­свя­зью дей­ст­вий, пе­ре­жи­ва­ний и ре­ак­ций». Эта ти­по­ло­гия оп­ре­де­ли­ла и его пе­да­го­гич. ус­та­нов­ки.

Идеи П. п. по­лу­чи­ли пре­лом­ле­ние в «по­ни­маю­щей пси­хо­па­то­ло­гии» К. Яс­пер­са, фи­ло­со­фии М. Хай­дег­ге­ра, пси­хо­ло­гич. кон­цеп­ции Л. Бин­сван­ге­ра, в та­ких на­прав­ле­ни­ях, поя­вив­ших­ся по­сле 2-й ми­ро­вой вой­ны, как гу­ма­ни­сти­че­ская пси­хо­ло­гия, эк­зи­стен­ци­аль­ная пси­хо­ло­гия и др.

Лит.: Шпран­гер Э. Пси­хо­ло­гия юно­ше­ско­го воз­рас­та // Пе­до­ло­гия юно­сти. М.; Л., 1931; Gruhle H. W. Verstehende Psychologie. 2. Aufl. Stuttg., 1956; Spranger E. Lebensformen. Geis­teswissenschaftliche Psychologie und Ethik der Persönlichkeit. 9. Aufl. Tüb., 1966; Хай­дег­гер М. Ис­сле­до­ва­тель­ская ра­бо­та В. Диль­тея и борь­ба за ис­то­ри­че­ское ми­ро­воз­зре­ние... // 2 тек­ста о Диль­тее. М., 1995; Диль­тей В. Опи­са­тель­ная пси­хо­ло­гия. СПб., 1996. См. так­же лит. при ст. Диль­тей В.

Вернуться к началу