Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИПОСТА́СЬ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 11. Москва, 2008, стр. 589

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Михайловский

ИПОСТА́СЬ (от греч. ὑπόστασις – под­став­ка, ос­но­ва­ние, сущ­ность), тер­мин позд­не­ан­тич­ной фи­ло­со­фии и один из важ­ней­ших тер­ми­нов хри­сти­ан­ско­го бо­го­сло­вия, обозначающий одно из трёх Лиц Пресвятой Троицы. Впер­вые вве­дён По­си­до­ни­ем в зна­че­нии еди­нич­но­го ре­аль­но­го бы­тия; в пе­ри­па­те­тич. тра­ди­ции – си­но­ним «пер­вой сущ­но­сти» «Ка­те­го­рий» Ари­сто­те­ля. Упот­реб­ле­ние сло­ва «И.» в цер­ков­ной дог­ма­ти­ке свя­за­но в пер­вую оче­редь с дея­тель­но­стью кап­па­до­кий­ских от­цов (Ва­си­лий Ве­ликий, Григорий Богослов и Григорий Нисский). В вост. бо­го­сло­вии на­чи­ная с 3 в. (Ори­ген) по­ня­тие И. ис­поль­зо­валось в раз­ных смыс­лах в кон­тек­сте уче­ния о Трои­це, оз­на­чая то раз­ли­чие трёх Лиц, то их сущ­но­ст­ное един­ст­во. При­чи­ной этой не­оп­ре­де­лён­но­сти бы­ло от­сут­ст­вие чёт­кой тер­ми­но­ло­гич. диф­фе­рен­циа­ции «И.» (лат. substantia) и «сущ­но­сти» (греч. οὐσία , лат. substan­tia, essentia), про­ис­те­каю­щей из бли­зо­сти этих слов в обы­ден­ном и фи­лос. язы­ках. У свт. Афа­на­сия Ве­ли­кого и на Алек­сан­д­рий­ском со­бо­ре 362 эти сло­ва упот­реб­ля­лись в оди­на­ко­вом смыс­ле. В три­ни­тар­ных спо­рах кап­па­до­кий­ские от­цы впер­вые по­пы­тал­ись пре­одо­леть край­но­сти ари­ан­ст­ва и са­вел­ли­ан­ст­ва с по­мо­щью стро­го­го тер­ми­но­ло­гич. раз­ли­чения «И.» и «сущ­но­сти». В фор­му­ле «од­на сущ­ность – три ипо­ста­си» под И. по­ни­ма­ет­ся одно из Лиц Святой Троицы с Его отличительными особенностями, тогда как термин «сущность» указывает на единую Божественную природу трёх Лиц. Ипостасным признаком Отца на­зы­вается «нерождённость», Сына – «рож­де­ние», Святого Духа – «исхождение». По­ня­тие И. (как си­но­ним Ли­ца) во­шло в ве­ро­оп­ре­де­ле­ние Хал­ки­дон­ско­го со­бо­ра 451 о двух при­ро­дах и од­ной И. во Хри­сте. Важ­ное ме­сто по­ня­тие И. за­ни­ма­ет в хри­сто­ло­гии Ле­он­тия Ви­зан­тий­ско­го, Ле­он­тия Иеру­са­лим­ско­го и Мак­си­ма Ис­по­вед­ни­ка.

Вернуться к началу