ИПОСТА́СЬ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИПОСТА́СЬ (от греч. ὑπόστασις – подставка, основание, сущность), термин позднеантичной философии и один из важнейших терминов христианского богословия, обозначающий одно из трёх Лиц Пресвятой Троицы. Впервые введён Посидонием в значении единичного реального бытия; в перипатетич. традиции – синоним «первой сущности» «Категорий» Аристотеля. Употребление слова «И.» в церковной догматике связано в первую очередь с деятельностью каппадокийских отцов (Василий Великий, Григорий Богослов и Григорий Нисский). В вост. богословии начиная с 3 в. (Ориген) понятие И. использовалось в разных смыслах в контексте учения о Троице, означая то различие трёх Лиц, то их сущностное единство. Причиной этой неопределённости было отсутствие чёткой терминологич. дифференциации «И.» (лат. substantia) и «сущности» (греч. οὐσία , лат. substantia, essentia), проистекающей из близости этих слов в обыденном и филос. языках. У свт. Афанасия Великого и на Александрийском соборе 362 эти слова употреблялись в одинаковом смысле. В тринитарных спорах каппадокийские отцы впервые попытались преодолеть крайности арианства и савеллианства с помощью строгого терминологич. различения «И.» и «сущности». В формуле «одна сущность – три ипостаси» под И. понимается одно из Лиц Святой Троицы с Его отличительными особенностями, тогда как термин «сущность» указывает на единую Божественную природу трёх Лиц. Ипостасным признаком Отца называется «нерождённость», Сына – «рождение», Святого Духа – «исхождение». Понятие И. (как синоним Лица) вошло в вероопределение Халкидонского собора 451 о двух природах и одной И. во Христе. Важное место понятие И. занимает в христологии Леонтия Византийского, Леонтия Иерусалимского и Максима Исповедника.