ЛЕО́НТИЙ ВИЗАНТИ́ЙСКИЙ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛЕО́НТИЙ ВИЗАНТИ́ЙСКИЙ, гипотетич. автор ряда догматико-полемич. сочинений против несториан (см. Несторианство) и монофизитов (см. Монофизитство), составляющих т. н. Леонтиевский корпус («Corpus Leontianum»). Согласно совр. исследованиям (работы С. Риса, М. Ришара и др.), тексты «Леонтиевского корпуса» из-за очевидных различий во времени написания и в концепциях следует атрибутировать разным лицам с именем Леонтий, жившим, вероятно, в 6–7 вв. В совр. науке нет единого мнения относительно личности Л. В. Возможно, это не столько историч. личность, сколько собирательный образ. В справочнике «Clavis Patrum Graecorum» Л. В. атрибутируются сочинения: «Против несториан и евтихиан» (в 3 кн.), «Тридцать глав против Севира», «Разрешение умозаключений Севира», а также сомнительно – «Против подлогов аполлинаристов», «Сборник цитат о тленном и нетленном» и разл. фрагменты; Леонтию Схоластику (псевдо-Леонтию) – соч. «О сектах»; Леонтию Иерусалимскому – трактаты «Против монофизитов» и «Против несториан» (в 7 кн.); ещё неск. сочинений – другим Леонтиям.
Тексты «Леонтиевского корпуса» сыграли роль в разработке в христологии концепции т. н. воипостасного (ἐνυπόστατον), воипостасной природы (ἐνυπόστατος φύσις), т. е. природы, которая не имеет самостоят. существования, но существует в ипостаси к.-л. иной природы. Заслуга разработки и введения этой концепции скорее должна быть приписана Леонтию Иерусалимскому.